Тема №6. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Социальные, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.
2. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление.
3. "Практический" характер философии марксизма: учение о классовой борьбе и теория "отчуждения".
4. Исторические судьбы марксизма.
1. Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создают философию, которую называют "новой философией", "новым материализмом".
В этот период капитализм интенсивно развивается на собственной основе. Возникали крупные промышленные предприятия, формировался рабочий класс, условия труда которого были очень тяжёлыми. Значительно возросла социальная активность рабочего класса, стали обостряться классовые столкновения. Восстают французские ткачи в Лионе и силезские ткачи в Германии, развёртывается чартистское движение в Англии. Однако выступления рабочего класса во многом ещё носили стихийный характер. Ему не хватало научного понимания путей и средств своего экономического и социального освобождения. Широко разворачивающееся социалистическое движение требовало новых идей, новых общественных объединений и политических партий.
В пролетариате Маркс увидел новый класс, призванием которого, по Марксу, является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Борьба с этим положением является главной задачей пролетариата, а уничтожение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Возникнув в 40-х годах ХIХ века марксизм явился теоретическим выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. "Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие".
В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьёзное значение, по словам Ф.Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли, прежде всего, выдающиеся естественнонаучные открытия - открытие закона сохранения и превращения энергии (Майер, Гельмгольц, Джоуль), клеточной структуры живых организмов (М.Я.Шлейден, Т.Шванн), а также создание Ч.Дарвином эволюционного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимое материи, взаимопереходов различных форм её бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина - торжество идеи развития и утверждение о естественном происхождении всего живого на земле, в том числе и человека..
Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Маркс к Энгельс считают себя учениками Гегеля, но с первых самостоятельных шагов они препарируют идеи Гегеля, используя их по-своему. В 1844-1846 гг. Маркс и Энгельс пишут совместно две работы - "Святое семейство" и "Немецкая идеология", в которых выступают против идеализма Гегеля и его идеалистических последователей - младогегельянцев. Именно в этих работах ими выдвигается новая концепция, которая общественные явления исследует с позиций материализма и диалектики. Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. По Марксу, "у Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно". В своей критике идеалистических воззрений основоположники марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и, прежде всего на материализм Фейербаха - Маркс и Энгельс дали развернутую критику недостатков материализма Фейербаха, которую Маркс начал в 1845 г. в "Тезисах о Фейербахе". К недостаткам фейербаховского материализма они отнесли созерцательность, метафизичность и односторонность. В процессе критики философии Фейербаха Маркс и Энгельс раскрыли свою концепцию материалистического понимания истории.
Наиболее всесторонние основы марксистской философии изложены Энгельсом в работе "Анти-Дюринг" (1878 г.), где он дает материалистический ответ на основной вопрос философии, обосновывает положения о материальности мира, об основных закономерностях его познания, о времени и пространстве как формах всякого бытия, о единстве материи и движения. В главном труде Маркса "Капитале" (1-ый том вышел в 1867, 2-й - 1885, 3-й - 1894) материалистическая диалектика не только нашла своё блестящее применение, но и разработана во всех основных направлениях, как метод исследования объективной диалектики, как логика и теория познания.
Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания и роли философской мысли в системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс соединили в единое целое революционную теорию и революционную практику. Суть их принципиально нового подхода может быть кратко выражен в тезисе "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
2. Принципиальная новизна философских идей марксизма определяется обоснованием им специфической роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" утверждал, что жизнь людей носит преимущественно практический характер, Человек не просто "находится" в природе, а практически преобразовывает, изменяет её. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, её нет вне общения и связей между людьми. Практика - исторична. Она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку действуют не в безвоздушном пространстве, не в "чистом мышлении", а в реальности, где приходится преобразовывать то, что даёт природа, и то, что уже создано другими людьми. Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики.
Для Маркса основными видами практики являются: "обработка природы людьми", т.е. материально-производственная деятельность, и, "обработка людей людьми" - социально-преобразующая деятельность. Практическая деятельность людей является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т.д. Для Маркса «главный недостаток предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, субъекта, под которым подразумевается не только отдельный человек, но и различные человеческие общности - социальные группы, классы, народы, нации, государство.
Категория "практика", введённая марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только в определённой мере преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с гносеологией. Одновременно эта категория явилась фундаментальной и для рассмотрения проблем онтологии.
По Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем, прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. Само целеполагание человека связано, в конечном счёте, с материальными условиями постановки и достижения цели, наличия необходимых средств для её реализации. Процесс выработки цели есть процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены. Подлинные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс занимает материалистические позиции: для него идеальное есть "не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".
Материалистическое понимание общества. Маркс и Энгельс "достроили материализм доверху", т.е. применили принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Это было сделано "посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений - отношений производственных как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения", идеи, интересы, побудительные мотивы людей не исходные, а производные причины исторического процесса, требующие своего объяснения в конечном счёте из материальных условий жизни, "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание", т.е. реальный процесс материального производства лежит в основе духовной жизни.
Маркс и Энгельс исходят из простого и понятного факта: прежде чем заниматься наукой, философией, искусством и т.д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров над головой, а для этого необходимо трудиться. Труд - вот основа общественной жизни. Без труда общество не могло бы ни возникнуть, ни существовать. Из бытия вообще тем самым было выделено общественное бытие - материальная жизнь общества. Выделение категории общественного бытия дало возможность рассматривать общество как высшую (социальную) форму движения, по своей сути субъектно-объективную. Общественное бытие образует как бы субстанцию общества, основание всех иных сторон его функционирования и развития.
Огромная научная заслуга Маркса - выделение мира социального. До Маркса все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное, Маркс обнаруживает третий мир – мир общественного. Существо дела он рассматривает на примере товара. Всякий товар есть потребительная и меновая стоимость. В качестве потребительной стоимости товар не отличается от других природных объектов, В качестве же меновой стоимости товар есть нечто чисто социальное (в природе нет меновых стоимостей). Меновая стоимость существует в довольно специфической форме, не иначе как опосредованно - через потребительскую стоимость. Обобщая марксовы воззрения, можно констатировать, что всякое социальное, в том числе и сознание, существует через иное, через природное.
Материалистическая диалектика, Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" подчёркивает, что диалектика Гегеля - это диалектика духа, мышления, "движение мыслей". А такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Ведь для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а только абстракция человека, его самосознание. Для Маркса важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного знания.
Маркс и Энгельс широко используют разработанное Гегелем учение о развитии, в том числе: учение о противоречиях, о диалектике сущности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общего, абстрактного и конкретного, исторического и логического. В то же время марксистская философия рассматривает связь диалектики - объективной и субъективной - как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.
В "Капитале" Маркс демонстрирует два подхода к диалектике - как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Он исследует изменение явлений, их развитие, переход одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает законы, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Рассматривая развитие явлений через противоречия, Маркс приходит к уяснению сущности явлений, открытию экономических и других законов. Например, рассмотрение труда в единстве конкретного труда и труда абстрактного позволило Марксу определить стоимость товара.
В марксистской философии диалектика процесса познания исходит, прежде всего, из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Марксистская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.
Маркс и Энгельс уделили особое внимание специфике познания общественных явлений, роли в их познании диалектических методов - метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического. Тем самым они создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение стало "душой марксизма", так как не только способствовало разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.
Все это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и "душе культуры", пониманию ею как свойства человеческого ума, но и исследовать общие принципы бытия и познания как законы природы, общества и человеческого мышления.
3. Зачем изменять мир? Потому, что он не удовлетворяет людей, потому, что он несовершенен. Вся предшествующая марксизму гуманистическая традиция считала, что недостатки и несовершенства мира в основном коренятся в извечной природе человека, которую изменить крайне трудно. Маркс и Энгельс эту гуманистическую традицию перевели в иную плоскость, связанную с пониманием человека как творца самого себя в естественноисторическом процессе. Человек сам себя вывел из природного, животного состояния, сам творит человеческое в себе, и процесс этот далёк от завершения.
Согласно Марксу и Энгельсу, человек не просто часть природы, а такая ее часть, которая через практическую, трудовую, производственную деятельность выделилась из природы, поднялась над ней и всё более и более ставит саму её на службу собственного развития. Процесс овладения человеком природой и преобразования ее в своих целях есть одновременно и процесс преобразования человеком самого себя. Есть его собственная история, есть созидание человеческого в человеке.
История, по Марксу, есть результат деятельности людей. Деятельности людей присущи воля, осознанность, целеустремленность. Вместе с тем история имеет свои законы, которые действуют с необходимостью и объективностью, т.е. независимо от воли и сознания людей. Это противоречие разрешается следующим образом: Во-первых - поступки людей не всегда осознаны, порой стихийны. Во-вторых, большинство людей, преследуя свои интересы, не могут просчитать и предусмотреть не только отдалённые, но даже и непосредственные результаты своих действий. В-третьих, воля, цели, сознание людей определяются материальными условиями их жизни. Поэтому законы общественного развития, осуществляясь через сознательную деятельность людей, в то же время объективны, независимы от их воли и сознания.
Освобождение человека от природной зависимости происходит через развитие практической, трудовой деятельности, исторически определённых форм - способов производства. Маркс пишет: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли, не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Когда производственные отношения, т.е. отношения людей, складывающиеся в процессе производства и выражающиеся, прежде всего в формах собственности, становятся оковами производительных сил, тогда возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
Первобытный человек, начав производить, тем самым начинает своё поступательное развитие в современного человека. Этапами этого восхождения стали исторически определённые общественно-экономические формации, каждая последующая из которых предстает более развитой, более сложной по сравнению с предыдущей. Таких формаций Маркс и Энгельс насчитывают пять: первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Из них рабовладельческая, феодальная и капиталистическая выделяются Марксом и Энгельсом как однотипные, основанные на одном типе производственных отношений - частной собственности. Эти три формации отличаются главным объектом собственности (раб, земля, капитал). Частная собственность главная причина раскола общества на большие группы людей, классы с противоположными интересами - на рабовладельцев и рабов, на феодалов и крестьян, на капиталистов и наёмных работников.
Учение об отчуждении. Маркс развивает гегелевское учение об отчуждении. Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность. Если результаты труда присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то по Марксу, происходит отчуждение труда, часть его результатов достаётся не производителю, а другому субъекту. Налицо эксплуатация одного человека другим. Отчуждённый труд Маркс рассматривает в четырех аспектах: исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему; сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен; он отнимает у него "родовую" жизнь, жизнь по природе, подневольный труд порождает отчуждение между людьми.
Человек, преодолевая господство природной стихии над собой, попадает в рабство к созданным собственной деятельностью общественным отношениям, которые выступают для него чуждой и, более того, порабощающей его силой. Воплощаемая в общественных отношениях сущность человека отчуждается от него и начинает угнетать и подавлять, Не поставив эту силу под свой контроль, человек не может разумно контролировать и своё отношение к природе. Вывод из этого - преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционным преобразованием общества и самого человека.
По Марксу новая коммунистическая формация призвана решить задачу сознательного овладения и управления человеком общественными отношениями. Энгельс пишет: "Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы".
История человечества, полагают Маркс и Энгельс, до сих пор оказывались стихийно складывающимся итогом деятельности людей, часто вопреки преследуемым ими целям и желаниям. Современное общество еще не вышло за пределы животного царства, а само развитие напоминает чисто животнообразный процесс на основе биологического закона борьбы за существование. Поэтому, по Марксу, есть все основания предполагать, что у человечества ещё не было подлинной истории, и всё предшествующее развитие можно назвать лишь предысторией.
Идёт процесс выработки человеком самого себя, созидания человеческого в себе. Это процесс сложный, тяжёлый, порою мучительный. Но он необратим, отмечен высотами свершений, всё более и более освещаем мужающим человеческим разумом. Не абстрактная, ни к чему не обязывающая любовь к человеку вообще, а реалистичная, вырабатывающая подлинного человека в человеке, деятельность - таков должен быть по Марксу и Энгельсу, практический гуманизм.
4. Вульгарные искажения марксизма стали появляться уже при жизни Маркса и Энгельса. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономической основы в развитии общества ("экономический детерминизм"). Экономическое развитие общества понималось как однозначно определенный процесс. Исторический прогноз о коммунистическом преобразовании истолковывался как точное предсказание, неизбежное осуществление которого не зависит от тех, кто борется "за" или "против" него. К экономическим интересам и классовым пристрастиям сводили всякое проявление духовной жизни и культуры.
Энгельсу уже после смерти Маркса пришлось доказывать, что марксистская теория не отрицает влияния государства, права, идеологии на исторический процесс, что марксистская философия истории не должна использоваться как отмычка дли понимания отдельных событий, а, как всякая философия, интерпретирует общие тенденции развития человечества. Энгельс писал: "Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем её при весьма определённых предпосылках и условиях. Во-вторых, история делается таким образом, что конечный результат всегда, получается, от столкновений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств... Каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее".
Новый этап в развитии марксистской философии связан с деятельностью В.И. Ленина.
В своей самой значительной философской работе "Материализм и эмпириокритицизм" он отстаивает позиции материализма по ряду существенных проблем теории познания - по проблемам ощущений, истины, практики как критерия истины. Это играло большую роль в преодолении субъективно-идеалистических взглядов, которые получили широкое распространение в начале XX века. Причинами их распространения стали достижения естествознания того времени. Делимость атома, открытая в физике, вызывала представления о том, что "материя исчезла". Мысль об атомарном строении материи в XIX веке упрочилась до степени догмы в сознании ученых-естественников, и необходимость её пересмотра порождала неверие в возможности научного познания вообще. Ленин обосновывал позицию, согласно которой степень познания реальности всегда есть величина относительная - углубление исследований приводит к пересмотру даже самых устоявшихся представлений. Отказ от догматичного понимания атома - вовсе не отказ от самой материи, т.е. от "объективной реальности", существующей независимо от человеческого сознания.
Ленин делает акцент на относительности всякого теоретизирования о социальной истории, относительности всяких исторических законов, установленных теорией. По Ленину, исторические законы, выявленные Марксом, являются всемирно-историческими, всеобщими. Поэтому степень соответствия реальной истории необходимо должна отличаться спецификой, не соответствовать простым теоретическим формулировкам общих законов. Предусмотреть теоретически всё разнообразие исторического опыта - невозможно.
Показателен спор о судьбах социализма в России между Лениным и Плехановым. И тот и другой считают, что Россия не готова к социализму. Плеханов придерживается общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм - предпосылки социализма -социалистическая революция - социализм". У Ленина другой подход: "Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры, то почему нам нельзя начать с завоевания революционным путём предпосылок для этого определённого уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя двинуться догонять другие народы". Ленин выстраивает цепь; капитализм - социалистическая революция - предпосылки социализма - социализм. Объективно-стихийному ходу развития Ленин противопоставляет активно-творческое и сознательно-организованное начало преобразующей деятельности народных масс, т.е. противопоставляет взгляду на общественное развитие как естественно исторический процесс взгляд на него как на объективно-историческую практику людей.
В то же время односторонняя и политически жёстко ориентированная философская концепция Ленина привела к негативным результатам. Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел.
Основные достоинства философии марксизма:
1. Впервые в истории философской мысли материализм был соединен с диалектическим методом.
2. Возникла новая философия - диалектический материализм. Впервые материализм был "достроен до верха", т.е. распространён на явления общественной жизни. Возник исторический материализм.
3. Определив причину эксплуатации человека человеком (наличие частной собственности), Маркс видит в пролетариате класс, который может и должен покончить с эксплуатацией, уничтожив частную собственность вообще. Т.е. он разрабатывает учение "О всемирно-исторической роли пролетариата", который, освобождая от эксплуатации себя, освободит всех эксплуатируемых.
4. Впервые в истории философии было введено понятие "общественно-экономическая формация" и показано, что развитие общества есть смена общественно-экономических формаций.
5. Разработанная концепция отчуждения работника от результата своего труда и от власти, позволили К.Марксу выяснить причину перехода от одной общественно-экономической формации к другой и сформулировать закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
6. Впервые Маркс открыто заявил о партийности философии, т.е. о том, что она отражает интересы определённого класса.
7. Введя категорию практики в философию, Маркс впервые заявил о практической значимости философии. Философия не просто некая кабинетная ученость. Она должна стать руководством к действию. "Философы до сих пор лишь объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его" ("Тезисы о Фейербахе").
Главные недостатки:
1. Идеализация человека, вытекающая из его социализации ("Человек есть совокупность общественных отношений"). При этом игнорируется биологическая составляющая человека, сказывающаяся в консервативности мышления.
2. Абсолютизация классового подхода и провозглашение необходимости диктатуры пролетариата,
3. Недооценка возможности видоизменения частной собственности.
Эпоха ленинизма. Исправления марксизма в его основополагающих моментах:
1. Социалистическая революция может победить тогда, когда капитализм полностью исчерпает свои возможности для развития.
2. Социалистическая революция сможет победить только в наиболее развитых капиталистических странах Европы, которые затем помогут другим странам в построении социализма и коммунизма. В России всё произошло наоборот.
3. Социализм и коммунизм можно построить только во всемирном масштабе. В России наоборот.
Принципиальная новизна философии марксизма - человек не просто существует в природе, а практически её преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовном; миру, культуре. Практика общественна, предметна, в неё включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. При этом Маркс выявил важную закономерность: мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. В настоящее время существуют различные интерпретации марксизма "западный", "восточный", "неомарксизм", "гуманистический" и т.д. Однако, все интерпретаторы согласны с одним - идеи Маркса оказали огромное воздействие на философскую мысль XX столетия, на социологию знания и практику.