Тема №6. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Социальные, теоретические и естественнонаучные предпосылки воз­никновения марксизма.

2. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на приро­ду, общество и мышление.

3. "Практический" характер философии марксизма: учение о классовой борьбе и теория "отчуждения".

4. Исторические судьбы марксизма.

1. Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создают фи­лософию, которую называют "новой философией", "новым материализмом".

В этот период капитализм интенсивно развивается на собственной осно­ве. Возникали крупные промышленные предприятия, формировался рабочий класс, условия труда которого были очень тяжёлыми. Значительно возросла социальная активность рабочего класса, стали обостряться классовые столк­новения. Восстают французские ткачи в Лионе и силезские ткачи в Германии, развёртывается чартистское движение в Англии. Однако выступления рабоче­го класса во многом ещё носили стихийный характер. Ему не хватало научно­го понимания путей и средств своего экономического и социального освобож­дения. Широко разворачивающееся социалистическое движение требовало новых идей, новых общественных объединений и политических партий.

В пролетариате Маркс увидел новый класс, призванием которого, по Марксу, является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Борьба с этим положением является главной задачей пролетариата, а уничто­жение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, про­летарии уничтожают и угнетение других групп общества. Возникнув в 40-х годах ХIХ века марксизм явился теоретическим выражением кризиса класси­ческого капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. "Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие".

В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьёзное значение, по словам Ф.Энгельса, имело диалектико-материалистическое ос­мысление природы, в котором существенную роль сыграли, прежде всего, вы­дающиеся естественнонаучные открытия - открытие закона сохранения и пре­вращения энергии (Майер, Гельмгольц, Джоуль), клеточной структуры живых организмов (М.Я.Шлейден, Т.Шванн), а также создание Ч.Дарвином эволюци­онного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимое материи, взаимопереходов различных форм её бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина - торжество идеи развития и утверждение о естественном происхождении всего живого на земле, в том числе и человека..

Теоретическими источниками марксизма явились немецкая класси­ческая философия, английская классическая политическая экономия и фран­цузский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Ге­гель и Фейербах. Маркс к Энгельс считают себя учениками Гегеля, но с пер­вых самостоятельных шагов они препарируют идеи Гегеля, используя их по-своему. В 1844-1846 гг. Маркс и Энгельс пишут совместно две работы - "Свя­тое семейство" и "Немецкая идеология", в которых выступают против идеализма Гегеля и его идеалистических последователей - младогегельянцев. Именно в этих работах ими выдвигается новая концепция, которая общест­венные явления исследует с позиций материализма и диалектики. Диалектиче­ские идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. По Марксу, "у Гегеля диалек­тика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мис­тической оболочкой рациональное зерно". В своей критике идеалистических воззрений основоположники марксизма опирались на всю матери­алистическую традицию, и, прежде всего на материализм Фейербаха - Маркс и Энгельс дали развернутую критику недостатков материализма Фейербаха, ко­торую Маркс начал в 1845 г. в "Тезисах о Фейербахе". К недостаткам фейербаховского материализма они отнесли созерцательность, метафизичность и односторонность. В процессе критики философии Фейербаха Маркс и Энгельс раскрыли свою концепцию материалистического понимания истории.

Наиболее всесторонние основы марксистской философии изложены Энгельсом в работе "Анти-Дюринг" (1878 г.), где он дает материалистический ответ на основной вопрос философии, обосновывает положения о материаль­ности мира, об основных закономерностях его познания, о времени и про­странстве как формах всякого бытия, о единстве материи и движения. В глав­ном труде Маркса "Капитале" (1-ый том вышел в 1867, 2-й - 1885, 3-й - 1894) материалистическая диалектика не только нашла своё блестящее применение, но и разработана во всех основных направлениях, как метод исследования объективной диалектики, как логика и теория познания.

Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания и роли философской мысли в системе научного знания и практи­ческого преобразования действительности. Маркс и Энгельс соединили в еди­ное целое революционную теорию и революционную практику. Суть их прин­ципиально нового подхода может быть кратко выражен в тезисе "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".

2. Принципиальная новизна философских идей марксизма определяется обос­нованием им специфической роли практики в человеческом обществе и исто­рии человечества. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" утверждал, что жизнь людей носит преимущественно практический характер, Человек не просто "нахо­дится" в природе, а практически преобразовывает, изменяет её. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практи­ка носит общественный характер, её нет вне общения и связей между людьми. Практика - исторична. Она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку действуют не в безвоздушном пространстве, не в "чистом мыш­лении", а в реальности, где приходится преобразовывать то, что даёт природа, и то, что уже создано другими людьми. Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики.

Для Маркса основными видами практики являются: "обработка природы людьми", т.е. материально-производственная деятельность, и, "обработка лю­дей людьми" - социально-преобразующая деятельность. Практическая дея­тельность людей является основой изменений в духовном творчестве, культу­ре, искусстве, философии и т.д. Для Маркса «главный недостаток предшест­вующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, субъекта, под ко­торым подразумевается не только отдельный человек, но и различные челове­ческие общности - социальные группы, классы, народы, нации, государство.

Категория "практика", введённая марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только в определённой мере преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с гносеологией. Одно­временно эта категория явилась фундаментальной и для рассмотрения про­блем онтологии.

По Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на от­ражение в нем, прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. Само целеполагание человека связано, в конечном счё­те, с материальными условиями постановки и достижения цели, наличия не­обходимых средств для её реализации. Процесс выработки цели есть процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической дея­тельности. Цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, об­раз, который существует до того, как эти предметы будут произведены. Под­линные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс занимает материалистические позиции: для него идеальное есть "не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

Материалистическое понимание общества. Маркс и Энгельс "достроили материализм доверху", т.е. применили принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Это было сделано "посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений - отношений производственных как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения", идеи, интересы, побудительные мотивы людей не исходные, а производные причины исторического процесса, требующие своего объяснения в конечном счёте из материальных условий жизни, "Не сознание людей опре­деляет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние", т.е. реальный процесс материального производства лежит в основе ду­ховной жизни.

Маркс и Энгельс исходят из простого и понятного факта: прежде чем заниматься наукой, философией, искусством и т.д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров над головой, а для этого необходимо трудиться. Труд - вот основа общественной жизни. Без труда общество не могло бы ни возник­нуть, ни существовать. Из бытия вообще тем самым было выделено общест­венное бытие - материальная жизнь общества. Выделение категории общест­венного бытия дало возможность рассматривать общество как высшую (соци­альную) форму движения, по своей сути субъектно-объективную. Обществен­ное бытие образует как бы субстанцию общества, основание всех иных сторон его функционирования и развития.

Огромная научная заслуга Маркса - выделение мира социального. До Маркса все видели только противостояние духовного мира субъекта и приро­ды. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное, Маркс обнаруживает третий мир – мир общественного. Существо дела он рассматри­вает на примере товара. Всякий товар есть потребительная и меновая стои­мость. В качестве потребительной стоимости товар не отличается от других природных объектов, В качестве же меновой стоимости товар есть нечто чис­то социальное (в природе нет меновых стоимостей). Меновая стоимость суще­ствует в довольно специфической форме, не иначе как опосредованно - через потребительскую стоимость. Обобщая марксовы воззрения, можно констати­ровать, что всякое социальное, в том числе и сознание, существует через иное, через природное.

Материалистическая диалектика, Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" подчёркивает, что диалектика Гегеля - это диалектика духа, мышления, "движение мыслей". А такая диалектика не способствует по­ниманию сущностных сил самого человека. Ведь для Гегеля субъектом явля­ется не действительный человек как таковой, а только абстракция человека, его самосознание. Для Маркса важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного знания.

Маркс и Энгельс широко используют разработанное Гегелем учение о развитии, в том числе: учение о противоречиях, о диалектике сущности, явле­ния, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единич­ного, особенного и общего, абстрактного и конкретного, исторического и ло­гического. В то же время марксистская философия рассматривает связь диа­лектики - объективной и субъективной - как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

В "Капитале" Маркс демонстрирует два подхода к диалектике - как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Он исследует изменение явлений, их развитие, переход одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает за­коны, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Рас­сматривая развитие явлений через противоречия, Маркс приходит к уяснению сущности явлений, открытию экономических и других законов. Например, рассмотрение труда в единстве конкретного труда и труда абстрактного по­зволило Марксу определить стоимость товара.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит, прежде всего, из развития общественно-исторической практики, которая вы­ступает основой познания, целью познания и критерием истины. Марксист­ская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолют­ного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рацио­нального моментов познания.

Маркс и Энгельс уделили особое внимание специфике познания об­щественных явлений, роли в их познании диалектических методов - метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического. Тем самым они создали ма­териалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение стало "душой марксизма", так как не только способствовало разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.

Все это позволило марксизму подойти к философии не только как к лю­бомудрию и "душе культуры", пониманию ею как свойства человеческого ума, но и исследовать общие принципы бытия и познания как законы природы, общества и человеческого мышления.

3. Зачем изменять мир? Потому, что он не удовлетворяет людей, потому, что он несовершенен. Вся предшествующая марксизму гуманистическая традиция считала, что недостатки и несовершенства мира в основном коренятся в из­вечной природе человека, которую изменить крайне трудно. Маркс и Энгельс эту гуманистическую традицию перевели в иную плоскость, связанную с по­ниманием человека как творца самого себя в естественноисторическом про­цессе. Человек сам себя вывел из природного, животного состояния, сам тво­рит человеческое в себе, и процесс этот далёк от завершения.

Согласно Марксу и Энгельсу, человек не просто часть природы, а такая ее часть, которая через практическую, трудовую, производственную деятель­ность выделилась из природы, поднялась над ней и всё более и более ставит саму её на службу собственного развития. Процесс овладения человеком при­родой и преобразования ее в своих целях есть одновременно и процесс преоб­разования человеком самого себя. Есть его собственная история, есть созида­ние человеческого в человеке.

История, по Марксу, есть результат деятельности людей. Дея­тельности людей присущи воля, осознанность, целеустремленность. Вместе с тем история имеет свои законы, которые действуют с необходимостью и объ­ективностью, т.е. независимо от воли и сознания людей. Это противоречие разрешается следующим образом: Во-первых - поступки людей не всегда осознаны, порой стихийны. Во-вторых, большинство людей, преследуя свои интересы, не могут просчитать и предусмотреть не только отдалённые, но даже и непосредственные результаты своих действий. В-третьих, воля, цели, сознание людей определяются материальными условиями их жизни. Поэтому законы общественного развития, осуществляясь через сознательную деятельность людей, в то же время объективны, независимы от их воли и сознания.

Освобождение человека от природной зависимости происходит через развитие практической, трудовой деятельности, исторически определённых форм - способов производства. Маркс пишет: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли, не за­висящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Со­вокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуслав­ливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Ко­гда производственные отношения, т.е. отношения людей, складывающиеся в процессе производства и выражающиеся, прежде всего в формах собствен­ности, становятся оковами производительных сил, тогда возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. На­ступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

Первобытный человек, начав производить, тем самым начинает своё по­ступательное развитие в современного человека. Этапами этого восхождения стали исторически определённые общественно-экономические формации, ка­ждая последующая из которых предстает более развитой, более сложной по сравнению с предыдущей. Таких формаций Маркс и Энгельс насчитывают пять: первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистиче­ская, коммунистическая. Из них рабовладельческая, феодальная и капитали­стическая выделяются Марксом и Энгельсом как однотипные, основанные на одном типе производственных отношений - частной собственности. Эти три формации отличаются главным объектом собственности (раб, земля, капитал). Частная собственность главная причина раскола общества на большие группы людей, классы с противоположными интересами - на рабовладельцев и рабов, на феодалов и крестьян, на капиталистов и наёмных работников.

Учение об отчуждении. Маркс развивает гегелевское учение об отчуж­дении. Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность. Если результаты труда присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то по Марксу, происходит отчуждение труда, часть его результатов достаётся не производителю, а другому субъекту. Налицо эксплуатация одно­го человека другим. Отчуждённый труд Маркс рассматривает в четырех ас­пектах: исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему; сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен; он отнимает у него "родовую" жизнь, жизнь по природе, подневольный труд порождает отчуждение между людьми.

Человек, преодолевая господство природной стихии над собой, попадает в рабство к созданным собственной деятельностью общественным отношени­ям, которые выступают для него чуждой и, более того, порабощающей его си­лой. Воплощаемая в общественных отношениях сущность человека отчужда­ется от него и начинает угнетать и подавлять, Не поставив эту силу под свой контроль, человек не может разумно контролировать и своё отношение к при­роде. Вывод из этого - преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционным преобразованием общества и самого человека.

По Марксу новая коммунистическая формация призвана решить задачу сознательного овладения и управления человеком общественными отноше­ниями. Энгельс пишет: "Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в пре­обладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы".

История человечества, полагают Маркс и Энгельс, до сих пор ока­зывались стихийно складывающимся итогом деятельности людей, часто во­преки преследуемым ими целям и желаниям. Современное общество еще не вышло за пределы животного царства, а само развитие напоминает чисто животнообразный процесс на основе биологического закона борьбы за существо­вание. Поэтому, по Марксу, есть все основания предполагать, что у человече­ства ещё не было подлинной истории, и всё предшествующее развитие можно назвать лишь предысторией.

Идёт процесс выработки человеком самого себя, созидания чело­веческого в себе. Это процесс сложный, тяжёлый, порою мучительный. Но он необратим, отмечен высотами свершений, всё более и более освещаем му­жающим человеческим разумом. Не абстрактная, ни к чему не обязывающая любовь к человеку вообще, а реалистичная, вырабатывающая подлинного че­ловека в человеке, деятельность - таков должен быть по Марксу и Энгельсу, практический гуманизм.

4. Вульгарные искажения марксизма стали появляться уже при жизни Маркса и Энгельса. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономи­ческой основы в развитии общества ("экономический детерминизм"). Эконо­мическое развитие общества понималось как однозначно определенный процесс. Исторический прогноз о коммунистическом преобразовании истолковывался как точное предсказание, неизбежное осуществление которого не зави­сит от тех, кто борется "за" или "против" него. К экономическим интересам и классовым пристрастиям сводили всякое проявление духовной жизни и куль­туры.

Энгельсу уже после смерти Маркса пришлось доказывать, что марк­систская теория не отрицает влияния государства, права, идеологии на исто­рический процесс, что марксистская философия истории не должна использо­ваться как отмычка дли понимания отдельных событий, а, как всякая филосо­фия, интерпретирует общие тенденции развития человечества. Энгельс писал: "Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем её при весьма оп­ределённых предпосылках и условиях. Во-вторых, история делается таким об­разом, что конечный результат всегда, получается, от столкновений множест­ва отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств... Каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее".

Новый этап в развитии марксистской философии связан с деятель­ностью В.И. Ленина.

В своей самой значительной философской работе "Ма­териализм и эмпириокритицизм" он отстаивает позиции материализма по ряду существенных проблем теории познания - по проблемам ощущений, истины, практики как критерия истины. Это играло большую роль в преодолении субъективно-идеалистических взглядов, которые получили широкое распро­странение в начале XX века. Причинами их распространения стали достиже­ния естествознания того времени. Делимость атома, открытая в физике, вызы­вала представления о том, что "материя исчезла". Мысль об атомарном строе­нии материи в XIX веке упрочилась до степени догмы в сознании ученых-естественников, и необходимость её пересмотра порождала неверие в возмож­ности научного познания вообще. Ленин обосновывал позицию, согласно ко­торой степень познания реальности всегда есть величина относительная - уг­лубление исследований приводит к пересмотру даже самых устоявшихся представлений. Отказ от догматичного понимания атома - вовсе не отказ от самой материи, т.е. от "объективной реальности", существующей независимо от человеческого сознания.

Ленин делает акцент на относительности всякого теоретизирования о социальной истории, относительности всяких исторических законов, установ­ленных теорией. По Ленину, исторические законы, выявленные Марксом, яв­ляются всемирно-историческими, всеобщими. Поэтому степень соответствия реальной истории необходимо должна отличаться спецификой, не соответст­вовать простым теоретическим формулировкам общих законов. Предусмот­реть теоретически всё разнообразие исторического опыта - невозможно.

Показателен спор о судьбах социализма в России между Лениным и Плехановым. И тот и другой считают, что Россия не готова к социализму. Плеханов придерживается общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм - предпосылки социализма -социалистическая революция - социализм". У Ленина другой подход: "Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры, то поче­му нам нельзя начать с завоевания революционным путём предпосылок для этого определённого уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской вла­сти и советского строя двинуться догонять другие народы". Ленин выстраива­ет цепь; капитализм - социалистическая революция - предпосылки социализма - социализм. Объективно-стихийному ходу развития Ленин противопоставляет активно-творческое и сознательно-организованное начало преобразующей деятельности народных масс, т.е. противопоставляет взгляду на общественное развитие как естественно исторический процесс взгляд на него как на объек­тивно-историческую практику людей.

В то же время односторонняя и политически жёстко ориентированная философская концепция Ленина привела к негативным результатам. Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел.

Основные достоинства философии марксизма:

1. Впервые в истории философской мысли материализм был соединен с диа­лектическим методом.

2. Возникла новая философия - диалектический материа­лизм. Впервые материализм был "достроен до верха", т.е. распространён на явле­ния общественной жизни. Возник исторический материализм.

3. Определив причину эксплуатации человека человеком (наличие частной собственности), Маркс видит в пролетариате класс, который может и должен покончить с эксплуатацией, уничтожив частную собственность вообще. Т.е. он разрабатывает учение "О всемирно-исторической роли пролетариата", который, освобождая от эксплуатации себя, освободит всех эксплуатируемых.

4. Впервые в истории философии было введено понятие "общественно-экономическая формация" и показано, что развитие общества есть смена общественно-экономических формаций.

5. Разработанная концепция отчуждения работника от результата своего труда и от власти, позволили К.Марксу выяснить причину перехода от одной обще­ственно-экономической формации к другой и сформулировать закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню развития производи­тельных сил.

6. Впервые Маркс открыто заявил о партийности философии, т.е. о том, что она отражает интересы определённого класса.

7. Введя категорию практики в философию, Маркс впервые заявил о практи­ческой значимости философии. Философия не просто некая кабинетная уче­ность. Она должна стать руководством к действию. "Философы до сих пор лишь объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его" ("Те­зисы о Фейербахе").

Главные недостатки:

1. Идеализация человека, вытекающая из его социализа­ции ("Человек есть совокупность общественных отношений"). При этом игнорируется биологическая составляющая человека, сказывающаяся в консервативности мышления.

2. Абсолютизация классового подхода и провозглашение необходимости диктатуры пролетариата,

3. Недооценка возможности видоизменения частной собственности.

Эпоха ленинизма. Исправления марксизма в его основополагающих моментах:

1. Социалистическая революция может победить тогда, когда капитализм полностью исчерпает свои возможности для развития.

2. Социалистическая революция сможет победить только в наиболее развитых капиталистических странах Европы, которые затем помогут другим странам в построении социализма и коммунизма. В России всё произошло наоборот.

3. Социализм и коммунизм можно построить только во всемирном масштабе. В России наоборот.

Принципиальная новизна философии марксизма - человек не просто существует в природе, а практически её преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовном; миру, культуре. Практика общественна, предметна, в неё включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. При этом Маркс выявил важную закономерность: мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. В настоящее время существуют различные интерпретации марксизма "западный", "восточный", "неомарксизм", "гуманистический" и т.д. Однако, все интерпретаторы согласны с одним - идеи Маркса оказали огромное воздействие на философскую мысль XX столетия, на социологию знания и практику.

Наши рекомендации