Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени
Тема 4. Философия Нового времени.
Цель занятия: На основе осмысления темы, происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.Разбор трансцендентально-критической концепции в немецкой философии XVIII-XIX вв.
Семинарское занятие – 4 часа
Семинар 4.1.
Эмпиризм и рационализм в философии познания XVII-XVIII вв.
План
1. Основные направления философии Нового времени: эмпиризм, сенсуализм, рационализм.
2. Разработка метода научного исследования в философии XVII в.:
2.1. Ф. Бэкон как представитель эмпиризма: индукция как научный метод; учение об «идолах».
2.2 Р. Декарт – как основоположник европейского рационализма; интуиция и дедукция; сомнение как метод и безусловное доверие разуму; дуализм философии Декарта.
2.3. Б. Спиноза: конфликт между формальным рассудочным методом и диалектическим содержанием учения.
3 Монадология Г.В. Лейбница.
4. Метафизический материализм XVIII в.: П.А. Гольбах, Д. Дидро, Жюльен де Ламетри, К.А. Гельвеций.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: научная революция и философия XVII века. Френсис Бэкон – родоначальник эмпиризма. Знание – сила. Разработка Бэконом индуктивного метода исследования. Бэконовские «идолы» как субъективные особенности сознания, источники заблуждений.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: рационализм Рене Декарта. «Мыслю, следовательно, существую». Очевидность как критерий истины. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях. Номинализм и материализм Томаса Гоббса. Учение о субстанциях Бенедикта Спинозы. Понятие модусов. Учение Лейбница о множественности субстанций. Понятие монад. «Истины разума» и «истины факта».
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики. Джон Локк – первая философская величина среди плеяды английских просветителей. Немецкие просветители (Г. Лессинг, И. Гердер). Французское Просвещение (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Гельвеций, Дидро, Гольбах). Антиклерикализм просветителей.
Доклады и сообщения
· Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.
· Философские взгляды Джона Локка.
· Томас Гоббс и его учение.
· Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.
· Антиклерикализм просветителей.
· Механический рационализм эпохи Просвещения.
Используемая литература[1-12; 15-18; 24; 25; 33; 36; 37; 38; 64-84].
Семинар 4.2
Немецкая трансцедентально критическая философия
План
1. Эммануил Кант – основоположник трансцедентально-критической философии.
2. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.
3. Объективный идеализм Ф.В. Шеллинга.
4. Система и метод Г. Гегеля
5. Людвиг Фейербах: антропологический натурализм и проблема сущности человека.
Методические рекомендации
Общие черты и особенности философии немецкой классической школы. Иммануил Кант. «Коперниковский переворот» Канта в философии. Докритический и критический периоды творчества. «Всеобщая естественная история и теория неба». «Критика чистого разума». «Критика практического разума». «Критика способности суждений». Трансцендентальный идеализм. Критика метафизики. Концепция субъекта. Синтез эмпиризма и рационализма. Пространство и время как априорные формы чувственного познания. Рассудок и разум. Предельные идеи. Агностицизм. «Вещь-в-себе». Этика Канта. Великий нравственный категорический императив. Идея долга. Свобода воли, бессмертие души и идея Бога как предпосылки практического разума.
Иоганн Фихте. «Опыт критики всяческого откровения». «О понятии наукоучения или так называемой философии». «Первое введение в наукоучение». Субъективный идеализм. Развитие и критика идей Канта. Преодоление дуализма чистого и практического разума. Универсализация принципа автономной воли. «Я» как деятельное абсолютное начало. Противоположность «Я» и «не-Я».
Фридрих Шеллинг. «Система трансцендентального идеализма». «Бруно или О божественном и естественном начале вещей». «Философия религии». Эстетический идеализм. Идея тождества субъекта и объекта. Божественное начало как полное тождество. Учение об интеллектуальной интуиции. Проблема соотношения сознательного и бессознательного.
Георг Гегель. «Феноменология Духа». «Наука логики». «Философия права». Система абсолютного идеализма. Абсолютная идея как духовное начало мира. Тождество бытия и мышления. Развитие как самопознание Абсолютной идеи. Становление диалектического метода. Система законов и категорий диалектики. Противоречие методологии и системы Гегеля.
Людвиг Фейербах. «Сущность христианства». «Происхождение религии». Метафизический материализм. Атеизм. Критика идеализма и религии. Антропологический натурализм. Проблема сущности человека.
Доклады и сообщения
· Эммануил Кант и «Критика чистого разума»
· Людвиг Фейербах о сущности христианства.
· Природа субъективного идеализма.
· Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
· Историческое значение немецкой классической философии.
· Активность субъекта в философии И.Г. Фихте.
· Абсолютный дух гегелевской системы.
· Идеалистическая диалектика Ф.В. Щеллинга.
Основные понятия
Антроподицея, априорность, «вещь в себе», «вещь есть то, что полагается в я», деизм, дефиниция, императив, иррационализм, комплиментарность, монада, парадигма, пантеизм, панлогизм, промитеизм, наивный реализм, панлогизм, романтизм, секуляризация,сенсуализм, синкретизм.
Используемая литература[1-12; 15-18; 24; 25; 33; 36; 37; 38; 64; 66-84].