После изучения темы студент должен знать.
1. Особенности восприятия христианства представителями русского искусства в XIX-XX вв.
2. Популярные религиозные сюжеты и темы в русском изобразительном искусстве этих веков.
3. Причины неприятия религиозной тематики в годы советской власти.
4. Особенности использования религиозной тематики в русском искусстве в 1990-2000-ые гг.
После изучения темы студент должен уметь
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
После изучения темы студент должен сформировать навык
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11
№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Религия и искусство в XIX веке. Выдающиеся деятели русской культуры и их восприятия христианства. | 1, 3 | Рассказать о заимствовании и интерпретации христианских (библейских и иных) сюжетов представителями русского изобразительного искусства. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему произошли изменения в восприятии религиозных сюжетов? 2) Почему стала возможна более свободная их трактовка? 3) Какие сюжеты пользовались особой популярностью в русском искусстве? | |
Христианские сюжеты в русском искусстве ХХ-XXI века. | 1, 2, 4, 5 | Рассказать о возможности диалога между Церковью и представителями искусства. Охарактеризовать проблему творческой свободы в искусстве. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему в СССР религиозная тематика оказалась под запретом? 2) Как это повлияло на использование христианской тематики в произведениях различных авторов? 3) Как сейчас складывается диалог Церкви и представителей современного искусства? |
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
Доклад студента на тему «Религия и искусство в XIX веке. Выдающиеся деятели русской культуры и их восприятия христианства» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 10 мин. | |
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Христианские сюжеты в русском искусстве ХХ-XXI века» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Лекции.
- Антропология: философская, христианская, культурная: Учебно-методическое пособие для студентов / Голубинов Я. А., Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А., Педченко О. П. Самара, 2013.
Дополнительная
3. Бесы. Девятый вал (антирелигиозные и религиозные мотивы в советском и российском кино). URL: http://www.km.ru/kino/498B05888AC411D3A90A00C0F0494FCA
- Материалы сайтаhttp://www.ippo.ru/bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy-zhivopisi/index.html
- Сарабьянов Д.В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/sarabjanov/4_4.html
- Столяр М. Религия советской цивилизации. Киев: Стилос, 2010.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
ТЕМА: «Образ человека в ораториях, «Страстях» и других синтетических формах»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
- способность анализировать основные этапа и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
- готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: