Незрелый плод, что прибавляет боли

Скорей, чем раны жгучие целит

Другой мотив – стремление к славе, которое поэт не скрывает. Он добъется того, чтобы его в 1341 г. увенчали в подражание древним лавровым венком на Капитолийском холме. Причем славы поэта. Общественное признание той сферы, которая ранее не очень то ценилась, если вспомнить участь трубадуров и менестрелей. Принадлежность к кругу не полководцев и прославленных воителей, но поэтов – вот что греет душу поэта и свидетельствует, что иерархия ценностей перевернулась. Впрочем, это имело оборотную сторону, недаром Б. Говорил о ярко выраженном эгоизме и честолюбии этой плеяды. Проявлялось в духе соперничества. Сказалось и на дружбе с Б. Несколько свысока относился к нему. При этом автор «Декамерона» платил ему бескорыстной привязанностью. Хотя и станет уже в ту эпоху не менее, а может быть более известен, чем Петрарка. Его «Декамерон» переведут на все европейские языки. Бастард, но отец, богатый купец с хорошими связями заботился о сыне ему было уготовано теплое место в одной из контор «Барди и Перуцци» в Неаполе. Однако его влекло не это поприще. Отец невольно помог ему сведя с неаполитанским королем Робертом, который имел блестящий двор, сам Р. отличавшийся широкими интересами, поощрял науки и поэзию.

«Декамерон» представлял собой колоссальный прорыв в литературе. Новое мироощущение даже в сравнении концептуальном, не говоря уже об образах, если сравнивать с Данте. Мы видим едва ли не весь сгусток возрожденческого мироощущения ранней эпохи. Сама концепция существенно разнится от дантевской. – 10 «гуманистов» удалившись на виллу пытаются выправить вывихнувшийся век, своими рассказами напоминают о человеческом предназначении. У Данте – божественный разум спасает человека, у Б. - культура, разум человека ее выпестованный. Да он человек может быть разным - и низким и высоким. Но нет той категоричности деления на святых и исчадия Дьявола, нет той жесткой шкалы оценок, которая была присуща С. (впрочем оговоримся, что для того, чтобы появился такой подход потребовалась большая эволюция средневекового сознания, напомню вам – и «Баллада о толстухе Марго», и диалог Абеляра все это заложит основания под стереоскопичность видения человека, неоднозначность оценок. Неслучайно идея варьетта – разнообразия является ключевой ценностной установкой этой культуры – Чеппалетто – гуманизм.

Мораль выводят братья – «Вот так человек!» Они сами живут и мыслят другими категориями, им и в голову не могло прийти, что на смертном одре человек может так себя повести. Ни старость, ни болезнь, ни страх перед близкой смертью и тем, что предстанет пред лицом Бога не явятся для него препятствием желанию умереть таким, каким был. Его virtu – разве ее можно измерить в категориях традиционной, и уж тем более церковной морали. Но он спасает братьев-ломбардцев и совершает поступок человеческий, гуманный.

Б. устами своих героев показывает как сложен человек. В нем намешено и мелкое, себялибювое, жестокое – и высокое. 2 новеллы о любви 4 дня, где на примере новелл о любви, практически одной сюжетной линии рельефно показана сложность человеческой природы. Жена врача Маццео в Неаполе и Руджери, случайно выпивающий снотворное- ларь двух ростовщиков. Боясь, что все ее любовные шашни откроются, жена Маццео уговаривает служанку взять на себя вину. Та отправляется к судье, уступает его похотливости, заручается поддержкой и дело в шляпе.

Совсем иное чувство показывается в новелле об Андреолле из Брешии. Не уступает домогательствам и градоначальника. Чувственности противопоставлено чувство, которое облагораживает человека и делает его высоким. В этом гуманизм Б. Насколько он отличается от прежнего средневекового подхода – различие.

Новелла о Лизабетте – еще один ракурс – любовь может быть и внесословной. Опять-таки контраст с С.

Земные побуждения человеческой природы – вот , что начинает анатомировать возрожденческая мысль, отчасти сама того не догадываясь. И они далеко не всегда плохи. Обратимся к Лоренцо Валле, ученый с широчайшим кругозором – римлянин по происхождению, в молодсти преподавал риторику в ун-те Павии, в 30-40 гг.15 вв. был. Секретарем у неаполитанского короля Альфонсо Арагонского, а последние десять лет служил апостолическим секретарем в Римской курии. Однако не касаясь всех его заслуг, особо акцентируем 2 момента. 1. – с его текстами связан прорыв в этических представлениях. «Об истинном и ложном благе», «О наслаждении». Вопреки бытовавшим расхожим стереотипам аскетической морали он провозглашает наслаждение естественным свойством человеческой натуры. Все то, что офиц. мораль называла греховным называет ест. проявлением человеческой природы. За обоснованием обращается к Эпикуру (и чувств.наслаждения, и наслаждения разума, все это радует и дух и плоть) . Отсюда и важный этический принцип – избегай страданий и ищи радостей. В этом смысле его философия противостоит и стоической (добродетель связана с преодолением трудностей, жертвенностью, готовностью переносить страдания) и традиционной церковной средневековой морали. Но это признание не равнозначно признанию человека как существа, культивирующего свои чувственные и сугубо эгоистические побуждения. Истинное благо, как и истинное наслаждение приносит только такой личный интерес, который считается с благом и интересом других. Пример с найденным кошельком.

Земное чувство – самоутверждение, желание нравиться другим могут подвигнуть на совершение нравственно высокого поступка. Да, это и не бескорыстное чувство, но такова природа человека, далеко не всегда нравственно высокие деяния делаются под влиянием высоких побудительных мотивов. Если перефразировать известную хрестоматийную оценку Бэкона, данную другому великому возр.мыслителю – М., Лоренцо Валла показал, и в этом его заслуга не то, каким человек должен быть, а каким он является на самом деле.

И коль скоро заговорили о М. , с чьим именем связан прорыв в понимании многих вещей – власти, истории, этики, психологии, то обратимся к его трактату «Государь». Написан после 1513 г., когда удалится в свое загородное имение.

По сути государь сам творит себя. М. писал в ту эпоху, которая отделяла высокое и позднее В. Если пытаться определить некую границу, отделяющую их , то лучше, чем Баткин не скажешь.

Попытка рождавшейся личности выйти сразу как Минерва из головы Юпитера, сверкающе-совершенной и божественной свидетельствовала, что Возрождение было не «золотым веком» в понимании личности, а началом трудного пути». Нарастание трагизма, представление о человеке как творце самого себя и мира встретит мощнейший вызов действительности. Очень многое скажется и итальянские войны, и кризисные явления в экономике,когда нарожд. Новый уклад обнаружит хищнические черты и это повлечет за собой реактуализацию страхов, такие явления как феномен Савонарлы, и реакция на разворачивающуюся Реформацию и Контрреформ. Герой возрожденческой культуры – это все еще герой, титан, но все пропитано ощущением трагизма. В литературе безусловно наиболее ярко это отразит творчество Шекспира. Образ Гамлета, принца датского – свидетельство того,что В. распрощалось с безоблачным мироощущением. Как верно подметил Баткин, когда был написана эта трагедия Гамлет прощался с В., а В. прощалось с собой. С необыкновенной горечью принц датский произнесет ключеые в этом смысле фразы его знаменитого монолога мир тепеь «не цветник мироздания», а «бесплодная скала», «царственный небесный свод» - «просто напросто скопление вонючих и вредных паров», а человек – «чудо природы», «краса вселенной», «венец всего живущего», слова которым он больше не мог верить, приводят его к риторическому и трагическому вопросу «Что мне эта квинтэссенция праха». Но по-прежнему несмотря на кажущийся полный отказ от основных ценностей В. сам Гамлет остается героем, он своим выбором творит свою судьбу и судьбу тех, с кем столкнул его рок. Все это рельефнее видно в искусстве.

3) Живопись, скульптура, архитерктура.

У истоков Джотто.

Уже здесь появится портрет (Данте)– контраст с средневековой. Затем мы увидим их в большом множестве (автопортрет Рафаэля, Леонардо, портрет папы Льва X)

Появляется пейзаж уже не стилизованный, свидетельствующий об открытии природы, цвет, а точнее светлые тона, еще не яркие, нет того буйства красок, которые присущи зрелой эпохе, но и не черно-белая гамма и движение – «Бегство в Египет», фрески - верхний ярус Ассизской церкви.

Пройдет еще какое-то время и эта живопись обретет живое дыхание движения плоти, она станет передавать движение, причем не схематично – Мазаччо (Изгнание Адама и Евы из Рая), то, что называют театрализацией живописи, появлением сценария. А вместе с ней придет и открытие законов линейной перспективы, что приблизит к стереоскопическому видению мира.

Аналогичную, если не большую революцию в скульптуре совершит Донателло. Св. Георгий. Огромная пропасть отделяет от античной – красивого, но бездушного тела. Глаза передают накал страстей, равно как и сама пластика фигуры.

Цукконе – свидетельствовал о приращении реализма.

Реализм, который мы увидим в множестве картин – Карикатуры Л, беседующие крестьяне Дюрера, не мешал тому, чтобы видеть земную красоту человека. В основе ренессансного реализма все же красота. Особенно ярко это проявится в эпоху В.В. Рафаэль, который имел обыкновение говорить – художник обязан изображать вещи не такими, какими их создала природа, но какими она должна была их создать. Его кредо – как и всего В.В. – прекрасное заложено в самой жизни, его конденсат должен быть извлечен из действительности, очищен от наносной случайности . Поэтому Баткин скажет «Высокое В. при сбережении внимания к плотскому и характерному в целом сдвинулось в сторону несравненной идеализированности, пластичности, гармонии». Но это видно уже в раннем– Сандро Ботичелли ( Рождение Венеры – обыгрывается мотив античного мифа о рождении Венеры из пены морской. Философия нового мироощущения – Бог оплодотворяет душу, которая сама из себя порождает красоту. Фичино – Да, зажигает лампаду перед бюстом Платона, его философия неоплатоническая, но новая в своих основаниях, породившая и новую эстетику, новое чувство прекрасного. Мировая душа – движущее и живейшее начало всей вселенной. Она – суть самой жизни. Не Бог, но она движет миром и небом. Она не бездушна как у неоплатоников, но – воплощение любви, как некоего «духовного круговорота» вселенной, порождает сама из себя красоту, гармонию, порядок мира. Пик гуманизации христианства, если говорить о худ. эстетике. Средневековая доктрина исходила из дуализма мира и Бога и земной мир противопоставлялся несовершенству мира горнего. У Фичино он столь же прекрасен, как и у Ботичелли.

Вершина В. – феномен Леонардо, а визитная карточка его, равно как и В. – Джоконда. Здесь философия прекрасного и стержневая идея варьетта наиболее сильно выражены. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и потрудившись в течение 4 лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире и пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Поэтому улыбка ее столь приятна». Но – вдовья вуаль, а заказчик прожил долгую жизнь, во всяком случае в 1503-6, когда писалась картина был жив. Известно, что держал у себя, увез во Францию и не расставался даже когда продал. Разные версии – Фрейда, американцев. Как бы то ни было – потому и загадка, что в ней заключена вселенная под названием человек.

Такой ракурс во многом стал возможен и благодаря жизненному опыту Л. Одна из тем – тема индивидуальности, тесно будет сопряжена с темой одиночества – Тайная вечеря. Но эта тема, которой суждено будет сильно звучать в позднее В, здесь еще не акцентирована.

А вот у М. уже звучит мощно. Два титана, соперника, полные антиподы.

В детстве был отдан кормилице, которая была женой каменотеса, и потому считают многие исследователи у него особый худож. почерк – скульптурен. Кстати ощущение надвигавшейся катастрофы, трагизм, что явятся лейтмотивом культуры П.В. могли быть переданы именно этой художественной пластикой. Героика борьбы, титаническое напряжение, которое испытывает человек, его величие и драма, связанная с невозможностью достичь гармонии и спокойствия, идеала. Доминирует голое тело. Порой вызывает смешанные чувства – Стендаль, когда характеризовал Сикстинскую капеллу – подавляющее чувство страха. Хотя церковь после Тридентского собора постановила прикрыть задрапировать «неприличные места», именно обнаженность человека выявляет нечеловеческое напряжение сил. Поэтому и бытовое начало отсутствует, его привлекает мощь страстей., эмоций, сдерживаемая энергия и страсть Давид – готовый к борьбе, воспринимаемый как символ готовности борьбы за свободу. Сикстинская капелла Ватикана - грандиозная фреска, где художник должен был изобразить грандиозную драму сотворения мира и человека. Противоборство миром нарастает в зрелом творчестве - рвущиеся из необработанной скульптором каменной массы фигуры юношей для гробницы папы Юлия II- условные названия «рабов» или «Пленников». Статуя Моисея - напряжение сил. И, наконец, роспись алтарной стены Сикстинской капеллы

Наши рекомендации