Овеществленные и неовеществленные ценности культуры. Техника
В рамках статического, или субстратного, среза структуры культуры можно выделить также такие элементы, как овеществленные и неовеществленные ценности культуры. Это согласуется с той классификацией ценностей, о которой речь шла выше. К неовеществленным ценностям относятся ценности-идеалы: идеал человека, идеал добра, идеал красоты и т. п. К овеществленным ценностям относятся материальные предметы, обладающие ценностными свойствами, — дома, картины, одежда, мебель, книги и т. п.
Мощный слой овеществленных ценностей культуры представляет собой техника. Это слово происходит от греческого techne, что означает умение, навык. В этом своем смысле оно употребляется и сейчас — «техника бега», «техника танца» и т. п.
Однако в более широком и более употребительном смысле слова «техника» — это совокупность искусственно созданных материальных средств человеческой деятельности. Метафорически можно сказать, что техника – это совокупность искусственных органов деятельности человека.
В соответствии с тем, какие аспекты человеческой деятельности овеществляются в технике, можно различить 4 ее основных вида:
1) инструментальная — пилы, лопаты, молотки и т. п.; инструментальное техническое устройство служит прямым искусственным аналогом естественных органов деятельности человека, оно значительно усиливает эффективность действия естественных органов. Так, пила — искусственный аналог зубов и когтей, молоток — кулака, лопата — ноги и т. п.;
2) машинная техника: станки, швейные машины, автомобили; машины — это искусственный аналог не только естественных органов человека, но и определенной совокупности навыков, умений и действий, в которых эти навыки проявляются; в машинах происходит овеществление этой совокупности навыков; так, при ручном шитье человек должен обладать определенными навыками — делать шов, обрабатывать его и т. п., для этого он втыкает в ткань иголку, вынимает ее оттуда, вновь втыкает на определенном расстоянии и т. п. Швейная машина создана для того, чтобы выполнять за человека эту последовательность действий;
3) автоматическая техника — здесь овеществляется не только последовательность действий, но и последовательность операций по достижению определенной цели деятельности;
4) компьютерная техника; в компьютере овеществляются определенные процедуры умственной деятельности человека — счет, запоминание, сравнение, исправление грамматических ошибок, контроль за соблюдением параметров, поиск информации и т. п.; компьютерная и автоматическая техника тесно связаны между собой: автоматическая техника невозможна без сочетания ее с компьютерной; однако компьютерная техника существует и в качестве самостоятельных технических устройств, например, персональный компьютер.
Техника используется буквально во всех сферах человеческой деятельности. В соответствии с этим различают такие ее виды, как производственная, бытовая, образования, связи, военная, медицинская, научно-исследовательская и т. д.
Современная техника — наиболее наглядная демонстрация развития человеческих способностей и возможностей, т. е. сущностных сил человека. Благодаря технике человек видит то, что происходит на Земле, под Землей и в космосе, слышит за тысячи километров, проникает в глубины мироздания и т. п.
Однако представление о всемогуществе человека, достигнутом благодаря технике, иллюзорно. Во-первых, человек, вооруженный современной техникой, оказывается тем не менее бессильным перед стихийными силами природы. Во-вторых, и в главных, техника сама не формулирует целей человеческой деятельности. Техника сама по себе дезаксиологична, т. е. не содержит в себе источника ценностного содержания. Она приобретает ту или иную ценностную окраску в зависимости от того, в соответствии с какими ценностными ориентациями она используется. Так, если техника используется для достижения эгоистических интересов какой-либо группы людей, она становится величайшим злом. Если она используется для улучшения жизни максимального количества людей, для расширения возможностей их развития, она становится величайшим благом.
Из вышеизложенного становится ясным, что овеществленные элементы статического (субстратного) среза структуры культуры — вещи — являются зависимыми, производными от неовеществленных элементов. Эта зависимость проявляется по меньшей мере двояко: во-первых, вещи создаются, а, во-вторых, они используются в соответствии с определенными замыслами людей, включающими в себя и ценностные ориентации.