Проработайте тексты, поразмышляйте над прочитанным

1.«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Иммануил Кант.

Проанализируйте данный императив. Всегда ли законы нравственности выше обстоятельств?

2.«Новая философия превращает человека, включая при­роду как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, ант­ропологию, в том числе и физиологию, в универсальную на­уку». Л.Фейербах.

Как называется философия, созданная Фейер­бахом? В чем достоинства и недостатки этой философии?

3.«Государство есть Божественная идея, как она существу­ет на земле». Г.Гегель. Какое место в гегелевской философии занимает государство, нация? Каково отношение Гегеля к вой­не, миру?

[КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА]

Итак, чтобы метафизика [здесь: философия. – Авт.]могла как наука претендовать не только на обманчивую уверенность, но и на действительное понимание и убеждение, для этого критика самого разума должна представить весь состав априорных понятий, разделение их по различным источникам: чувственности, рассудку и разуму; далее, представить исчерпывающую таблицу этих понятий и их расчленение со всем, что отсюда может быть выведено; затем главным образом возможность априорного синтетического познания посредством дедукции этих понятий, принципы их применения и, наконец, их границы, и все это в полной системе. Таким образом, эта критика, и только она одна, содержит весь хорошо проверенный и достоверный план, более того, даже все средства, необходимые для создания метафизики как науки; другими путями она невозможна…

Одно несомненно: кто раз отведал критики, тому навсегда будет противен всякий догматический вздор, которым он прежде должен был довольствоваться, не находя лучшего удовлетворения для потребностей своего разума. Критика относится к обычной школьной метафизике точно так, как химия к алхимии или астрономия к прорицающей будущее астрологии. Я ручаюсь, что всякий, кто продумал и понял основоположения критики…уже никогда больше не вернется к старой и софистической лженауке; скорее, он с радостью будет смотреть на такую метафизику, которая отныне ему доступна, не нуждается ни в каких подготовительных открытиях и первая может доставить разуму постоянное удовлетворение. В самом деле, метафизика име­ет перед всеми возможными науками то преимущество, что она может быть завершена и приведена в неизменное состояние, так как ей не надо дальше изменяться и она не способна к какому-либо расширению посредством новых открытий; дело в том, что разум имеет здесь источник своего познания не в предметах и их созерцании (отсюда он не может извлечь больше знания), а в самом себе; и после того как разум полностью и ясно изложил против всякого ложного толкования основные законы своей способности, не остается ничего иного, что чистый разум мог бы познавать apriori или даже о чем бы он мог спрашивать, имея на то основание.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994.
Т. 4. – С. 131133.

[РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РАЗУМА]

Предметы, которые даются нам опытом, непонятны для нас во многих отношениях, и на многие вопросы, на которые наводит нас закон природы, если их довести до определенной глубины (но всегда сообразно с подобными законами), нельзя дать ответ, как, например (на вопрос о том), почему вещества притягивают друг друга. Но когда мы совсем оставляем природу или же, прослеживая цепь ее связи, выходим за пределы всякого возможного опыта, стало быть, углубляемся в сферу чистых идей, – тогда мы не можем сказать, что предмет нам непонятен и что природа вещей предлагает нам неразрешимые задачи; ведь в этом случае мы имеем дело вовсе не с природой или вообще с данными объектами, а только с понятиями, имеющими свой источник исключительно в нашем разуме, и с чисто мысленными сущностями, относительно которых все задачи, вытекающие за их понятия, должны быть разрешимы, так как разум может и должен во всяком случае давать себе полный отчет в своем собственном действовании. Так как психологические, космологические и теологические идеи [идеи души, мира, Бога. – Авт.]суть только чистые понятия разума, которые не могут быть даны ни в каком опыте, то вопросы о них, предлагаемые нам разумом, ставятся не предметами, а только максимами [общежитейские нравственные правила. – Авт.]разума ради его собственного удовлетворения, и на все эти вопросы обязательно может быть дан надлежащий ответ, если показать, что они есть основоположения, служащие для того, чтобы довести приме­нение нашего рассудка до полной ясности, завершенности и синтетического единства, а потому значимые только для опыта, но для опыта, взятого в целом. Хотя абсолютная совокупность опыта и невозможна, однако только идея совокупности познания по принципам может вообще доставить познанию особый вид единства, а именно единства системы, без которого наше познание есть лишь нечто фрагментарное и негодное для высшей цели (которая всегда есть лишь система всех целей)…

Трансцендентальные идеи выражают, таким образом, подлинное назначение разума, а именно, как принципа систематического применения рассудка. Если же принимают это единство способа познания за единство познаваемого объекта, если это единство, которое, собственно, есть чисто регулятивное, считают конститутивным и воображают, будто посредством этих идей можно расширить свое знание далеко за пределы всякого возможного опыта… то это не более как ошибка в оценке собственного назначения нашего разума и его основоположений, это диалектика, которая, с одной стороны, запутывает применение разума в опыте, а с другой – приводит разум к разладу с самим собой.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 8 т. М., 1994.
Т. 3. – С. 112–113.

И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума).

«Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом».

Категорический императив сам И. Кант формулирует таким образом: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

«Стоит только немного подумать, и мы всегда найдем за собой какую-нибудь вину перед человеческим родом (пусть это будет хотя бы та вина, что, благодаря существующему неравенству людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради которых другие должны испытывать еще больше лишений) – и это помешает нам посредством себялюбивых представлений о своих заслугах считать себя выше других людей».

И. Кант

«Закон, живущий внутри нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».

И. Кант

«Когда мы слышим, что свобода состоит в возможности делать все, чего хотят, мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли».

Г.Гегель

«Нравственность – это разум воли».

Г.Гегель

«Благоразумие… отвечает, что нужно познакомиться не с одной, а с различными философиями; это единственный путь, чтобы обеспечить себе возможность выбирать, а следовательно, и сделаться самодеятельным и самостоятельным».

Г.Гегель

«Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Г.Гегель

Контрольные задания (выполните письменно):

1. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:

1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) Поступай так, как считаешь нужным;

3) Все поступки должны быть направлены на общее благо;

4) Все поступки должны быть целесообразными;

5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;

6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

2. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

1) Тождество 6) Абсолютная идея

2) Противоречие 7) Относительная идея

3) Количество 8) Пространство

4) Качество 9)Различие

5) Мера 10) Материя.

3.»Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон

4) сущность.

4. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;

2) со свободы;

3) с природы;

4) с общества.

5. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:

1) Ньютон;

2)Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

6. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг.

7. В чем суть антропологического принципа Фейербаха:

а) в отрицании дуализма души и тела;

б) в констатации дуализма души и тела;

в) в утверждении, что природа - базис человека;

г) в утверждении, что общество - базис человека.

8. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?

а) Кант;

б) Фихте;

в) Шеллинг;

г) Гегель;

д) Фейербах.

9. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между:

а) природой и обществом;

б) разумом и чувствами;

в) между миром природы, миром "вещей в себе" и миром явлений в человеке.

10. Исходное понятие философии Фихте:

а) понятие "Я" - "Я есть";

б) понятие "мировой разум";

в) понятие "абсолютная идея".

11. Философия Фихте - это:

а) абсолютный идеализм;

б) диалектический материализм;

в) субъективный идеализм.

12. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается:

а) сознание;

б) абсолютный вечный разум или абсолютное "Я";

в) материя.

13. В отличие от Фихте, утверждавшего, что "Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что:

а) в мире нет ничего, кроме материи и движения;

б) "все есть Я";

в) в процессе познания человек имеет дело только со своими ощущениями.

14. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал:

а) интеллектуальную интуицию;

б) разум;

в) рассудок;

г) ощущения.

Литература

Основная

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.

5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999.

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975.

2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986.

4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М., 1987.

Наши рекомендации