I. Определение культуры и цивилизации
Урок I Введение
Каковы цель и задача гуманитарных наук?
1 Показать миру исторический фон Библии и историю современной церкви
2 Предложить историю развития человеческой культуры с точки зрения христианства
3 Дать знания о человеческой культуре, дающие более широкое понимание, что значит быть человеческим существом, созданным по образу Божьему
4. Предложить такое понимание, при котором творческое мышление в новых и различных ситуациях работает легче
На курсах по гуманитарным наукам мы изучаем историю с высоты птичьего полета. Каждая цивилизация или эпоха культуры рассматриваются по следующим пяти аспектам:
1) Теология/философия/наука
2) Политика: теории, учреждения и события
3) Социальные и экономические условия
4) Эстетика: изобразительное искусство, архитектура, скульптура и музыка
5) Литература и театр
На каждом курсе рассматриваются три вопроса:
1) Что происходило? = существенные факты, касательно важных событий, людей и достижений
2) Какое мышление преобладало? = какие фундаментальные убеждеия и философские умозаключения влияли на людей и их творческую деятельность
3) По какой причине ситуация изменилась? = какие события послужили инструментом, изменившим мышление людей?
Каковы измерения человеческого мышления?
Оперативный уровень = мнения в практических вопросах |
Основной уровень = фундаментальные убеждения и мировоззрение |
Основной уровень Теология = учение о Боге Антропология = учение о человеке Гноссиология = учения о знании Онтология = учение о реальности |
Три основных подхода к реальности, истине и знаниям
Рационализм Акцент на доводах.
Истинные знание о реальности Греческая философия в целом:
преобретаются через мышление. Платон, Аристотель, стоицизм
Реализм Акцент на ограничениях
Человеческих возможностей.
Человек ограничен морально и в разуме
И зависим от других людей. Эпикур
Истинные знания о реальности
приобретаются через ощущения и/или
Божьи откровения в Библии. Иудео-христианское мышление
Всякое человеческое знание
является ограниченным.
Иррационализм
Акцент на чувствах. Софисты
Истинные знания о реальности Скептицизм – Пиррон
приходят через интуицию, мистицизм, Неоплатонизм – римская философия
Эмоциональные переживания или действия.
Тенденции в европейской истории изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, философии
900-1200 1200-1400 1400-1530 1530-1600 1600-1715 1715-1750 1750-1870 1870-1914 1914-1970 1970-
Рационализм
Высокий модернизм
Готика
Неоклассицизм
Ренессанс
Барокко Реализм
Реализм
Маньеризм
Рококо
Романтизм
Романизм
Иррационализм
Ранний высокий пост-модернизм Модернизм Mod.
Урок II: Цивилизации Древнего Востока: Месопотамия и Египет.
I. Определение культуры и цивилизации
Культура обычно относится к стремлениям человека = средства и процессы сохранения политических, экономических и социальных институтов, ценностей, верований и искусства.
Цивилизация относится к образу жизни людей в сложной политической, экономической, и социальной структуре, обычно в городской среде и после производства определенных технологических и художественных достижений.
Культура передается одному поколению от другого посредством человеческого поведения, речи и памятников материальной культуры; цивилизация передается через письмо.
Термин культура также может быть использован для обращения к творческим, художественным и интеллектуальным выражениям цивилизации.
II. Цели:
1. Различия между доисторическим и историческим
2. Главные особенности и исторические периоды трех цивилизаций, которые возникли в Месопотамии и Египетской цивилизации, которая началась в долине Нила
3. Взаимодействие между географией и культурным развитием в Месопотамии и долине Нила
4. Как культурное развитие Месопотамии и Египта стало ростом определенной политической, экономической и социальной среды
5. Контакты между цивилизациями Месопотамии и Египта
6. Определенная роль религии в цивилизациях Месопотамии и Египта
7. Первые исторические достижения Месопотамии или Египта, или того и другого, оставившие наследие для Западной культуры, развившейся на много позже: письмо, музыка, музыкальные инструменты, музыкальные жанры (такие как гимны), астрономия, медицина, принципы акустики, берущие начало в математике, кодекс законов, религиозные идеи, математические и геометрические знания, 365-тидневный и 12-тимесячний календарь, городская жизнь, градостроительство, стандартные меры и весы, литературные жанры, колонна с капителями, пирамиды, стоечно-балочная конструкция, круглая скульптура, портретная скульптура, рельефная скульптура, технические приемы ваяния и живописи и эстетические художественные каноны.
Урок III Греция: Минойская цивилизация и архаический период.
Греки: Исторический обзор.
3000-1300 до н.э. Минойская цивилизация
1300-800 до н.э. Темные века
800-480 до н.э. Архаический период
479-323 f.kr. до н.э. Классический период Перикл, Сократ, Платон, Аристотель
323 до н.э.-133 н.э. Эпоха эллинизма
Государства-наследники Александра Македонского. Греческая культура становится доминирующей в Египте, Малой Азии и на Ближнем Востоке.
Цели: