Структура и основные функции культуры.
Слово «культура»происходит от латинского слова сolere, что означает культивировать или возделывать. Первоначально оно обозначало искусство земледелия (агрокультура). В ХVIII веке это слово стали употреблять по отношению к людям, отличающимся изысканными манерами и высокой образованностью (культурный человек).
Современное понятие культуры - очень многозначно. С его помощью пытаются охватить весь спектр человеческой деятельности и человеческих отношений, что само по себе вряд ли выполнимо. Считается, что в научной и философской литературе существует более 400 определений культуры. Хотя кто их считал – не известно. Однако, можно говорить об основных подходах к исследованию культуры. Отметим самые распространенные: ценностный (культура как совокупность ценностей); деятельностный (совокупность форм деятельности); поведенческий (совокупность форм поведения); релятивный (человеческие отношения); нормативный; (совокупность норм); знаковый (совокупность знаков); когнитивный (деятельность сознания); игровой (совокупность игр); информационный (культура как информация).
В самом широком смысле слова под культурой понимают совокупность АРТЕФАКТОВ, то есть всех искусственных предметов, производимых человеком, в отличиеот предметов и явлений, существующих в природе. В узком смысле КУЛЬТУРА – совокупность всех форм жизнедеятельности людей и результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.
Человек и культура. Творцом культуры является человек, равно как и человек является продуктом культуры. Основное предназначение культуры – производство и воспроизводство человеческих условий существования и самого человека. Уровень развития культуры является показателем развития человека, раскрытия его сущностных сил.Культура это мера«человеческого» в человеке.
Основные функции культуры. Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Все остальные функции подчинены ей. Назовем основные их них: информационная функция (накопления знаний и опыта); коммуникативная (диалог, общение между людьми); регулятивная (регулирует поведение людей); креативная (создание артефактов, идей, норм); функция отбора (отборценностей); функция передачи социального опыта; интегрирующая функция (объединяет людей одной культуры); дезинтегрирующая (разъединяет людей разных культур) и др.
Структура культуры.Культура – сложное социальное образование, имеющее свою развернутую структуру. Во-первых, в культуре принято различать: материальную и духовную стороны. Хотя такое деление весьма условно, так как эти стороны тесно между собой взаимосвязаны.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– совокупность всех видов материальной производственной деятельности и материальных ценностей.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –духовная деятельность людей и духовные ценности. По творцам и субъектам культуру делят на индивидуальную групповую и культуру общества в целом. Можно различать: этническую, национальную, классовую, общечеловеческую культуру. В историческом плане вполне оправдано выделяют: первобытную культуру, а также культуру рабовладельческого, феодального и буржуазного и др. общества.
Формы культуры. В большинстве европейских стран к началу ХХ века сложились две формы культуры: высокая культура и народная культура.
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА (элитарная) –это профессиональная деятельность представителей науки, философии, литературы, искусства и лучшие образцы результатов этой деятельности (изящное искусство, классическая музыка и литература). Она создавалась и воспринималась элитой общества.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА –коллективное творчество народа или его непрофессиональных представителей. Она включает: мифы, сказки, песни, предания, пословицы, поговорки и т.д. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (СМИ) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, творцами и потребителями которой становятся широкие слои общества. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и становятся доступными не только «избранным», но и самым широким народным массам.
Массовая культура, как правило, носит коммерческий характер. Для нее характерны примитивизация отношений, между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса.
Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, потребляющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих отдельную группу от большинства общества, называют СУБКУЛЬТУРОЙ. Примерами могут служить молодежная субкультура, субкультура, врачей, ученых, военных др. Наличие субкультуры вовсе не означает, что та или иная группа выступает против господствующей в обществе культуры, хотя общество может относиться к некоторым субкультурам с неодобрением и недоверием. В свою очередь, отдельные группы могут вырабатывать нормы и ценности, которые противоречат господствующей в обществе культуре. На основе таких норм и ценностей формируется КОНТРКУЛЬТУРА. Это может служить причиной непониманий и конфликтов в обществе.
По сферам деятельности можно выделить: производственную культуру (культура труда; нравственную; религиозную; правовую; политическую; экономическую; экологическую;, философскую; художественную культуры.
Если рассматривать культуру изнутри, то можно обнаружить те элементы, из которых она состоит. Таких элементов может быть множество, но среди них всегда имеются главные, определяющие или фундаментальные элементы культуры.По мнениюантропологов, культура состоит из четырех элементов: 1) понятия (концепты). Они содержаться, главным образом, в языке. Следовательно, язык так же, как и понятие, важнейший элемент культуры 2) Отношения, то есть взаимосвязи между понятиями. 3) Ценности (материальные или духовные). 4) правила, нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
ЦЕННОСТИ – это предметы или качества человеческой жизни, которые являются значимыми для человека и могут носить как материальный, так и духовный характер. Ценности формируют ценностные ориентации, которые выражают личную зависимость человека, направленность его духовных устремлений и практической деятельности. Изучение ценностей человека представляет большой практический интерес. Этим занимается особый раздел философии аксиология.