Классическая философия Др. Греции (V-IV вв. до н.э.)
Сократ, софисты, Платон (Академия), Аристотель (перипатетики).
Сократ и софисты.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Мыслитель Др. Греции совершил революцию в философии, повернув ее от природы к человеку (антропологическая революция).
Досократики – натурфилософы.
Сократики - философы, считавшие себя учениками Сократа.
Проблема человека, его отличие от других существ; как человеку жить на свете; что есть добро, что есть истина, что есть красота — основные философские проблемы, поставленные Сократом. Философская антропология и этика.
Софисты. «Мудрецы»
«Человек - мера всех вещей» (софист Протагор). Человек – критерий добра, истины, красоты; микрокосмос. Софисты считали, что люди отличаются друг от друга и у каждого свой критерий добра, истины, красоты. Добро, истина, красота — субъективны (релятивистская точка зрения). Софисты за плату обучали красноречию, политике, диалектике в Афинах. Демагоги - «вожди народа». Высшее искусство софистов – умение доказать какую- либо точку зрения и сразу ее опровергнуть.
В отличие от софистов Сократ считал, что существует объективные добро, истина и красота. Метод поиска истинного знания у Сократа – философский диалог.
Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Антидогматизм. Позиция человека, готового к диалогу. Диалог построен на вопросах и ответах. Философский диалог Сократа имеет своей целью дать более точное определение общезначимых понятий и категорий. В философском диалоге понятия развиваются, т.е. философский диалог Сократа — это диалектика понятий и идей. Платон описал диалоги Сократа.
Майевтика. Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой, помогающей родиться истине.
Этический рационализм Сократа заключался в утверждении: «Знающий, что есть добро, будет поступать в соответствии с добром» Причина зла – невежество, незнание.
Софисты положили начало трёхчастному образованию (начальное, среднее, высшее), развитию ораторского искусства.
Платон (424 – 344 гг. до н. э.) - самый знаменитый ученик Сократа, автор «Диалогов», «Учения о государстве».
Платон ввёл в философию понятие «идея».
Идея – нематериальная, интеллигибельная (познающаяся разумом), сверхчувственная сущность предмета.
Так как реальных и потенциальных предметов – бесконечное множество, то и идей этих предметов тоже бесконечное множество. Они существуют в царстве идей. Все предметы есть синтез первичной активной идеи и вторичной пассивной материи. Каждому предмету предшествует идея, идея существует в вечности.
Процесс обучения – процесс припоминания. Душа человека – идея, которая существует вечно в царстве идей.
«Учение об идеях» - фундамент философии идеализма. Платон отвергал всё чувственное, материальное, земное, предпочитая сверхчувственное, нематериальное, неземное.
Платон основал школу – Академию (г. Афины) в священной оливковой роще, посвященной легендарному царю Академу (384г. до н. э. - 529г. н. э.).
Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н. э.), воспитатель царя Александра Македонского.
Основал собственную школу – Ликей (в священной роще Аполлона Ликейского). Ученики Аристотеля - перипатетики («прогуливающиеся»; обучение в процессе прогулки по роще).
Учение Аристотеля о форме, цели, движении и материи.
Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».
Форма – сущность предмета. Отличие формы Аристотеля от идеи Платона: форма существует в предмете, а идея может существовать отдельно. Форм может быть бесконечное множество потенциальных и конечное множество актуальных.
Каждый предмет находится в движении, в изменении. Каждое движение имеет свою цель.
Источником движения и конечной целью движения у Аристотеля выступает философский абсолют - «Форма форм».
Аристотель основал целые отрасли философского знания: логику (наука о законах правильного мышления). Логика Аристотеля основана на дедуктивном умозаключении (способ мышления от общих верных посылок, суждений к частному умозаключению).
Дедукция. Дельфин не является рыбой (посылка). Дельфин имеет рыбообразную форму (посылка). Существуют такие животные, имеющие рыбообразную форму и не являющиеся рыбами (силлогизм – дедуктивное умозаключение).
Положил начало этике (философская наука о морали). «Никомахова этика». Аристотель ввёл принцип золотой середины. Морально то, что исключает противоположные крайности.
Аристотель – крупнейший учёный древности. Основал зоологию, минералогию и др. науки.
Позднеантичная философия
Позднеантичная философия решала этические (морально-нравственные) проблемы: смысла жизни, счастья и свободы человека.
Школы позднеантичной философии:
- киники
- стоики
- эпикурейцы
- скептики
Все школы основаны учениками Сократа – сократические школы.
1) Киники (кинос - собака). Основатель — Антисфен. Отрицали собственность, семью, государство, все законы. Призывали жить в единстве с природой. Натурализм. Отвергали все достижения цивилизации. Нигилизм. «Всё что естественно, то не безобразно».
Символ – Диоген Синопский («философ из бочки»). Киники – циники (открыто отвергали достижения культуры, морали).
2) Стоики. Основатель – Зенон Китионский.
В основе этики стоицизма находится вера в судьбу – фатализм, подчинение своей судьбе. Стоицизм учит человека в любой ситуации сохранять нравственное достоинство (хладнокровность, безмятежность – атараксия).
Кредо стоиков: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся».
3) Эпикурейцы. В этике эпикурейцы учили, что цель жизни – наслаждение (гедонизм).
Последователи учения Демокрита об атомах - материалистическая школа.
Основатель – Эпикур. Учил о духовных наслаждениях. Жизнь в саду, беседы с близкими и друзьями. Эпикур считал себя учеником Сократа.
4) Скептики. «Я знаю, что ничего не знаю» - скептики также считали себя учениками Сократа.
Агностицизм – философское учение, отрицающее истинное познание. Все познания есть заблуждение. Отрицают убеждения, веру, принципы, так как все они неистинны.
Основатель – Пиррон. «На каждое слово есть противоположное слово»; «Не говорите да, нет, а говорите: может быть»;
«Молчание – золото, глупость в болтовне».
Считали себя мудрыми. Мудрость заключается в признании собственной ограниченности. «Глупцы - те, кто считает, что что-то знает, верит во что-то». Школа очень популярная, самая массовая в конце античности.
Фанатизм всегда сильнее скептицизма. Скептицизм – философия поздней античности, столкнувшись с раннехристианским фанатизмом, уступил место философии средневековья. Философия сомнения уступила место философии веры.
Неоплатонизм – последняя вершина античной философии. Неоплатонизм – философское учение, развивавшее идеи Платона.
Основатели: Плотин, Порфирий. Развивали идеи единства космоса. «Единое» - это высший разум, из которого всё произошло. Весь мир является продолжением «Единого», его эманацией (истечение).
Этика неоплатонизма - отрицание материального начала (тело - темница для души). Неоплатонизм составил конкуренцию раннехристианскому учению. Христианство не отрицает материального (телесного) начала.
Неоплатонизм – языческая монистическая философия. Христианство – религиозная, монотеистическая философия.
Центр неоплатонизма – Афинская Академия. Юстиниан (византийский император) закрыл Академию в 529г., так как она – центр языческой мудрости. Закрытие Академии – конец античности.