Соединенный образ радхи и кришны

В любовных отношениях Шри Радхи и Кришны проявляется трансцендентная внутренняя способность Господа давать наслаждение. Хотя по Своей природе Радха и Кришна – одно целое, Они все же разлучены. И вот теперь две Божественные Личности соединились воедино в образе Шри Кришна Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, проявившим Себя в настроении и облике Шримати Радхарани.

Кто может понять эту гаура-таттву? Она очень глубока и сокровенна. В ней так легко запутаться и потеряться … Гаура – это Кришна, и Кришна – это Гаура. Это одна и та же таттва, Они неотличны друг от друга. В чем же все таки различие? А вот в чем. В гаура-сварупе Радха и Кришна сливаются в единый образ. Во враджа-лиле Они присутствуют в двух различных формах: сваям-рупа расараджа Шри Кришна и маданакхья махабхава-майт Шри Радха. Во враджа-лиле два тела, а в гаура-лиле – одно, эки-бхута, то есть Радха и Кришна, слитые воедино. Это единственное различие между гаура-таттвой и кришна-таттвой. Более ни в чем различий нет: Гаура – это Кришна, а Кришна – это Гаура.

В таких книгах, как «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-бхагавата», и «Чайтанья-чандрамрита», имеется множество праман – ссылок и доказательств.

‘нанда-сута’ бали’ йанре бхагавате гаи

сеи кришна аватирна чаитанйа-госани

Тот, кого «Шримад-Бхагаватам» называет Нанда-сутой, сыном Нанды Махараджи, сошел на землю как Чайтанья Госани (Ч.-ч., Ади,2.9).

Эи гаурачандра йаде джанмила гокуле

Шишу санге грихе грихе крида кари’ буле

В прежнюю эпоху этот Шри Гаурачандра являлся в Гокуле как Кришна. Занятый своими детскими играми, Он ходил из дома в дом, сопровождаемый другими детьми («Чайтанья-бхагавата», Ади, 7.47).

Потому-то Сварупа Дамодара Госвами и говорит: науми кришна-сварупам – «Я почтительно склоняюсь перед Гаурой, который есть Кришна». Особенностью же гаура-сварупы является радха-бхава-дйути-сувалитам – «то, что Он явился, приняв настроение т цвет тела Радхи». В этом Его особенность. Чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чайкйам аптам (Ч.-ч., Ади, 1.5). Двайа означает «два», то есть Радха и Кришна. Слившись воедино, Двое предстают как одно целое. В своей «Чайтанья-чандрамрите» Прабодхананда Сарасватипада говорит: эки бхутам вапур авату во радхайа мадхавасйа – «Пусть эки-бхутам вапур, соединенный образ Радхи и Мадхавы, защитит тебя» («Чайтанья-чандрамрита», 13). Что же такое образ Гауры? Гаурах ко ‘пи враджа-вихарини-бхава-магнаш чакасти – «Гаура – это тот, кто испытывает боль разлуки с Кришной в настроении девушек Враджабхуми» («Чайтанья-чандрамрита», 108). Сакшад-радха-мадхурипу-вапур бхати гауранга-чандрах – «Гаура – это есть слиянный образ Радхи и Кришны» («Чайтанья-чандрамрита», 109).

Кришна-лила – это гаура-лила; гаура-лила – это кришна-лила. Между кришна-лилой и гаура-лилой нет разницы, так же, как нет ее между намой и нами. Нами – это Сам Кришна, а нама – это имя Кришны. Кришна в таттве не отличается от Своего имени. Однако в «Шри Кришна-намаштакам» Шри Рупа Госвами говорит: пурвасмат парам эва ханта карунам – «Хотя между нами и намой нет никакой разницы, однако второе более милостиво, чем первое» («Става-мала», «Намаштака», 6). Значит, нама милостивее, чем нами. Подобным образом, нет разницы между кришна-лилой и гаура-лилой, но гаура-лила в большей степени наполнена милостью. Поэтому она известна как аударья-майя-лила. Аударья значит «великодушный». Кришна-лила состоит их двух компонентов – мадхурьи и аударьи, сладости и великодушия. Гаура-лила – это кришна-лила, а кришна-лила – это гаура-лила, но в гаура-лиле великодушие преобладает. Это крипа-лила – лила, более, чем все другие, исполненная милости. Это единственное различие. Иного нет.

Эту гаура-татттву могут понять только крита-пунйа-раших, те кто совершил огромное количество благочестивых поступков. Такой человек способен предаться лотосоподобным стопам Гауры и, получив милость Гауры, развить бхакти у Его, подобных лотосу, стоп. После этого в его сердце разольется океан нектарной премы, источник которого – лотосы стоп Шримати Радхарани. И он потонет в этом океане. Только тогда и сможет он понять гаура-таттву. Другим путем понять это невозможно.

Гаура-таттву объясняет в «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кавираджа Госвами:

Радха – пурна-шакти, кришна – пурна-шактиман

Дуи васту бхеда наи, шастра-парамана

Радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа

Лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

Радха-бхава-канти дуи ангикара кари’

Шри-кришна-чаитанйа-рупе каила аватара

Шри-кришна чаитанйа госани враджендра кумара

Раса-майа-мурти кришна сакшат шрингара

Шри Радха – это полная энергия, а Господь Кришна – обладатель этой полной энергии. Они неотличны друг от друга, что подтверждается богооткровенными писаниями. Итак, Радха и Кришна суть одно, хотя и принимают два разных тела, чтобы вкушать сладость Своих игр. Принимая настроение и цвет тела Радхарани, Кришна является в образе Шри Кришна Чайтаньи. Чайтанья Госани не кто иной, как Сам Кришна, сын Нанды Махараджи, вополощение всех рас и олицетворение страстной любви (Ч.-ч., Ади, 4.96, 98, 99, 100, 222).

Тот, кто является сыном Нанды Махараджи, пришел как сын Шачи-маты, враджендра нандана йеи шачи-сута хаила сеи («Прартхана», 4). Это Кришна и, следовательно, это шрингара-расараджа, Повелитель супружеских услад. Это неоспоримо. Но когда Он принимает настроение и внешние черты Шримати Радхарани, Он является в едином теле, в образе Гауранги. Нарахари Саракара сказал:

Чаитанйа бхакти-наипунйа

Кришнас ту бхагаван свайам

Тайо пракаша декатра

Кришна-чаитанйа учйате

Сваям Бхагаван Шри Кришна явился как Чайтанья, который есть бхакти-наипунья, вершина бхакти. Когда вершина бхакти присоединяется к Кришне, Он становится Чайтаньей.

Кришна – Верховная Личность Бога, адвайа-джнана-таттва, пара-таттва васту, единственная Абсолютная Истина, лишенная всякой двойственности. Но в Шри Кришна Чайтанье проявлен Кришна плюс бхакти-наипунья – бхакти, доведенная до высшего сотояния. Вот что добавляется.

Наши рекомендации