Тематика лекционных и семинарских занятий.

№ разд., тем Лекции Семинарские занятия
1.1. - 2.1 Предмет и основные концепции современной философии и методологии науки. Наука в культуре современной цивилизации.  
2.1.   Роль науки в культуре современной цивилизации.
2.2.   Наука как социальный институт.
3.1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.  
4.1. – 4.2. Структура научного знания.  
4.2.   Проблема оснований науки.
5.1.   Проблема механизмов развития науки.
6.1.- 6.2.   Понятие и сущность научных революций. Предпосылки научных революций.
6.2.   Научные революции и их роль в развитии науки.
7.1.- 7.3.   Особенности современной науки. Перспективы научно-технического прогресса.
7.2.   Наука и социальные ценности.
7.3.   Наука в культуре техногенной цивилизации.
8.1.   Философско-культурные основания социально-гуманитарного знания.
8.2.   Проблема взаимосвязи естественно-научного и социально-гуманитарного знания.
8.3.   Субъекты социально-гуманитарного познания.
9.1.   Проблема ценностей в СГН.
9.2.   Важнейшие категории в социально-гуманитарном познании.
10.1.   Коммуникативность в социально-гуманитарных науках.
10.2.   Проблема истины в социально-гуманитарных науках (1).
10.2   Проблема истины в социально-гуманитарных науках(2).
11.1.   Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН.
11.1.   Взаимосвязь веры, сомнения и знания в СГН.
12.1.   Взаимосвязь социальных и гуманитарных наук.
12.2.   Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.
Ито- го:

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.
Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Подготовка научных кадров.
Преднаука в странах Древнего Востока.
Случайные и систематические наблюдения. Эмпирические зависимости и эмпирические факты.
Философские идеи как эвристика научного поиска.
Роль аналогий в теоретическом поиске.
Внутридисциплинарные механизмы научных революций.
Проблема потенциально возможных историй науки.
Связь дисциплинарных и проблемно ориентированных исследований.
Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.
Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.).
Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.
Философия науки Нового времени как теоретическая база формирования социально-гуманитарных наук.
Структурализм как теоретико-методологическое основание социально-гуманитарных наук.
Экзистенциальная концепция истины.
Теоретико-концептуальная оценка взаимосвязи социально-гуманитарных теорий.
Ненаучное знание в социально-гуманитарном исследовании.
Проблема адекватности современной социально-гуманитарной методологии целям социальной практики.
Соотношение социально-гуманитарной теории, философии и философии науки.
Социальная философия, социология, философия науки.
Иерархия принципов социально-гуманитарного познания.
Проблема социально-гуманитарной теории и научного факта.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Требования к уровню содержания курса. Умение студентов понимать сущность и специфику философско-научных и научно-методологических проблем, месте и роли науки в жизни человека и общества, выработать у себя научное мировоззрение, способность философского анализа наиболее важных проблем современной науки.

Формы текущего и промежуточного контроля: проверка домашних заданий и ответы на тесты, эссе, устный опрос, защита рефератов и творческих заданий, выполнение кейс-заданий, защита портфолио, защита учебных проектов. Форма итогового контроля: экзамен – 2 семестр.

Наши рекомендации