Глава xi

Разделение церковной истории на историю церкви, историю пророчеств иисторию возмездий Церковная история в целом подразделяется на те же самые виды, что игражданская история. Существуют церковные хроники, существуют жития отцовцеркви, существуют повествования о синодах и других событиях, имеющихотношение к церкви. Однако в собственном смысле слова церковная историяделится на историю церкви (сохраняющую свое родовое название), историюпророчеств и историю возмездия или Провидения. Первая из них излагает эпохувоинствующей церкви и изменение положения церкви в различные периоды ееразвития: бросают ли ее волны, подобно ковчегу во время потопа, странствуетли она, подобно ковчегу в пустыне, или покоится, подобно ковчегу в храме, т.е. говорит о положении церкви в периоды преследования, распространения имира. Я не вижу в этой области чего-либо недостающего, скорее здесь можноговорить о значительных излишествах, чем о недостатке сведений. И мне быхотелось только, чтобы всему этому колоссальному объему содержаниясоответствовали искусство и искренность повествования. Вторая часть, т. е. история пророчеств, состоит из двух взаимосвязанныхчастей: описания самих пророчеств и их исполнения. В связи с этим композициятакого рода сочинения должна предусматривать сопоставление отдельныхпророчеств Писания с теми событиями, которые подтверждают их истинность, итакое параллельное изложение должно быть проведено по всем векам, чтопослужит укреплению веры и в то же время поможет создать своего рода наукуистолкования тех пророчеств, которые до сих пор еще не исполнились. Однакоздесь необходимо иметь в виду ту широту, которая вообще органически присущабожественным предсказаниям, ибо они могут исполняться либо в течениенекоторого времени, либо в какой-то один определенный момент, поскольку ониотражают природу своего творца, "для которого один день, как тысяча лет, итысяча лет, как один день" ^: и, хотя полное и окончательное свершениепророчеств падает обыкновенно на какую-то определенную эпоху или даже накакой-то определенный момент, здесь существуют известные градации ипостепенное приближение к свершению пророчеств, происходящее в течение рядаэпох истории. Создание такого произведения я считаю необходимым. Но этотребует величайшей мудрости, ясности взгляда и уважения к предмету, иначевообще лучше не браться за эту тему. Третья часть, а именно история возмездия, уже была предметом сочиненийнекоторых благочестивых людей, проникнутых, однако, определенной партийнойпристрастностью. Задача же этой науки сводится к познанию той божественнойгармонии, которая время от времени осуществляется между явной и тайной волейБога. Ведь хотя замыслы и пути господни столь сокровенны, что они совершеннонедоступны плотской природе человека, хотя они очень часто скрыты даже отглаз тех, кто всеми силами настойчиво стремится разгадать их, однако иногдабожественная мудрость в целях укрепления верующих и посрамления тех, ктоживет в этом мире, забыв о Боге, все же дает возможность обнаружить себя иявляется перед людьми как бы начертанной большими буквами для того, чтобы,по словам пророка, "любой мог даже второпях прочесть это" ^, а это значит,что люди, живущие только чувственными удовольствиями и радостями и второпливой погоне за ними забывающие божественные заветы, а также никогда незадумывающиеся над ними, несмотря на всю суету своей порочной жизни,оказываются вынужденными признать их истинность. Такое впечатлениепроизводят хотя бы и поздно, хотя бы и неожиданно наступившее возмездие, илиспасение, пришедшее вдруг в тот момент, когда уже исчезла всякая надежда нанего, или божественный промысел, обнаруживший себя наконец в сложныхсплетениях и удивительных лабиринтах событий и т. п. Все это имеет большоезначение не только для утешения верующих, но также и для того, чтобыпробудить сознание и совесть в дурных людях.

Наши рекомендации