Социально-политическая концепция Платона
Социально-политические идеи Платона:
1. государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
2. залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
3. сословие стражей должно защищать государство;
4. землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
5. переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Великий ученик Платона Аристотель сделал политику предметом конкретно-исторического исследования. Государство, по Аристотелю, «творение природы», продукт естественного развития. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости, поэтому законное и справедливое должны совпадать. Он выделяет два вида справедливости – уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве арифметическом, когда речь идет о поддающихся счету предметах. Вторая предполагает неравенство и оправдывает его – в этом случае, чтобы обеспечить справедливое распределение, следует учесть вклад каждого в общее благо. Политическая организация общества представлялась Аристотелю не уравнивающей, а распределяющей справедливостью. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии.
Метафизика Аристотеля
Любимым учеником Платона был Аристотель. Родился он в 384 году до н.э. в Стагире, на границе с Македонией, и поэтому его часто называют Стагиритом. Он хорошо усвоил принципы платоновской философии, одновременно подвергая их критике. Сочинения Аристотеля в ферме диалога, предназначенные для широкой публики вне стен школы, были либо полностью утрачены, либо сохранились лишь в виде отдельных фрагментов, либо остались только их названия. Однако сохранились произведения, предназначенные для учеников Ликея. Их можно разделить на логические труды ("Органон"), книги о бытии ("Метафизика"), естественнонаучные сочинения ("Физика", "О небе"), работы по этике ("Никомахова этика"), политические трактаты ("Политика"), биологические произведения ("История животных", "О происхождении животных"), исследования по эстетике ("Поэтика").
Аристотель интересуется именно эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, например, в мраморе мы находим возможность появления различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это реализация данной возможности.
Проблема формы и материи ввела в философию две важных категории: возможность и действительность. Эта категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотеле отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей.
Аристотель считал, что познание возможно лишь с помощью логики, которую он называл "органической" наукой, так как она есть орудие ("органон") для изучения бытия. Он создал весьма законченное логическое учение, установив основные законы логики, определив общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству.
Важнейшее учение Аристотеля - учение о человеке. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - разум. "Нравственный человек - мера для других людей".
Этика стойков
Коротко об этике стоиков: первейшая заповедь-живи согласно своей природе(согласно разуму). Из существующего одно-добро, другое-зло, третье-безразличное.Добро-рассудительность,благоразумие,справедливость,мужество. Зло-безрассудство,неразумие,несправедливость,трусость. Безразличное-жизнь и смерть;здоровье и болезнь;богатство и бедность;слава и безвестность(и другие подобные пары, в каждой из которых одно - предпочитаемое, а другое-избегаемое).Как должны жить люди? Деление человечества на государства упразднить; все пусть себя считают гражданами Мира,а друг друга-братьями.Деньги отменить,храмы не строить,ибо творения рук человеческих недостойны богов;мужчины и женщины пусть носят одинаковую одежду;браки между кровными родственниками допустимы;любовь мужчины к мужчине ничем не хуже, чем любовь мужчины к женщине;детей воспитывать сообща;умерших не хоронить,а выбрасывать на съедение зверям;в случае необходимости можно есть человеческое мясо.
Этика —наиболее влиятельная часть учения, оказавшая универсальное влияние на все развитие этики от христианства вплоть до Канта, базируется на идее автаркии добродетели при аналитическом соединении понятий добродетели и счастья. Исходным пунктом теоретической этики можно считать созданную Зеноном концепцию «первичной склонности», или «расположенности», устанавливающую «природные» масштабы целеполагания и долженствования: действия живого организма детерминированы стремлением к самосохранению. У разумного существа эта эгоистическая склонность с возрастом необходимо эволюционирует через «расположенность» к близким до уважения себя и других как носителей разума в масштабах всего мира.
Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика");
• учение о познании ("каноника");
• учение о человеке и его поведении ("эстетика").
2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосеявляются следующие:
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
• вселенная вечна и бесконечна;
• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
• атомы и пустота вечны;
• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
• "мира чистых идей" не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
3. "Каноника" (учение о познании)опирается на следующие основные идеи:
• окружающий мир познаваем;
• основным видом познания является чувственное познание;
• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;
• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении)можно свести к таким основным положениям:
• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
• человек есть результат биологической эволюции;
• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
• душа является особым видом материи;
• душа человека смертна, как и тело;
• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
Средневековая философия
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в сочинении "отцов церкви". Крупнейший из них на западе - Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим - для Запада - источником влияни неоплатонизма стали восточные неоплатоники (Лже-Дионисий Ареопагит).
С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаютс в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.
Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.
Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
- ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
- классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
- поздняя - 13-14 вв. (против томизма).
В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
- 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.
- 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.
Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.