Слова Бернарда Шартрского
проявлять высокомерия. Многие люди впадают в соблазн предста-
вить себя раньше времени учеными. Надуваясь от важности, они на-
чинают изображать то, чем не обладают, не испытывая стыда; в дей-
ствительности же они, не будучи мудрыми, лишь хотят, чтобы их
таковыми считали. Немало есть таких выскочек, которые, не усвоив
и начатков грамоты, уже почитают себя достойными занять место
среди ученых мужей, причисляя себя к ним лишь потому, что чита-
ли труды или слушали речи мудрых и достойных людей. «Мы, —
похваляются они, — видели их и читали их книги, и они часто бесе-
довали с нами. Вот сколь великие и знаменитые люди знают нас».
О, если б меня никто не знал, а я бы все познал! Но вы похваляетесь
не познаниями, а тем, что Платона видели, хотя я считаю вас недо-
стойными и меня-то слушать. А ведь я не Платон и не заслужил его
лицезреть. Вам хочется овладеть источником философии, но из че-
го после этого тогда жажду утолять будете? Даже цари после золо-
той вазы пьют из глиняного кувшина. Чего стыдитесь? Послушали
Платона, выслушайте и Хрисиппа. И пословица говорит: «Чего не
знаешь ты, возможно, знает и крестьянин». Никому не дано знать
всего, но нет и такого человека, который от природы не мог бы вос-
принять что-либо духовное. Поэтому благоразумный учащийся
всех охотно слушает и читает, не пренебрегая никакими книгами,
людьми, учениями. И недостающее ему он ищет у всех без разли-
чия. Поэтому, как говорят, Платон сказал: «Предпочитаю чужому
стыдливо поучиться, нежели свое бесстыдно навязывать». Почему
стесняются учиться, но не стыдятся невежества, ведь стыд — невеж-
де, а учащемуся,— хвала.
В то же время важно знать, как достичь вершины, если ты на-
ходишься внизу. Нужно позаботиться, чтобы тебе хватило сил;
и успешней всего продвигается тот, кто делает это упорядочение,
а желающий сделать скачок падает в стремнину. Избегай поэтому
лишней спешки, и тогда быстрее освоишь науку. У всех охотно
учись тому, чего не знаешь. Смирение сделает тебе понятным то,
что природа дала другим, и будешь мудрее всех, если пожелаешь
у всех учиться. Богаче всех тот, кто от всех берет. Никаким знани-
ем не пренебрегай, ,ибо всякое знание на благо. Никакое писание
или просто закон ;не обходи, ибо если и не пойдет на пользу,
то и убытка не будет, тем более что всякое писание, по моему мне-
нию, что-нибудь такое содержит, что в свое время и в своем мес-
те пригодится; и если содержит что-либо особое, не встречающе-
еся в других сочинениях, то внимательный читатель должен быть
тем благодарнее, чем более редкое сведение он извлекает. Хорошо
лишь то, что к лучшему побуждает.
Если не можешь всего прочитать, читай то, что полезнее, и даже
если способен будешь все прочитать, тем не менее, не ко всему нуж-
но одинаковый труд прилагать; об одном нужно читать, дабы не
быть в неведении, о другом — чтобы иметь какое-то представление,
ибо нередко мы во многое готовы поверить, о чем не имеем пред-
ставления, а судить легче о том, что знаешь. Теперь ты видишь,
сколь необходимо смирение, благодаря которому никакое знание
не презирается и есть готовность учиться у всякого человека.
Равным образом необходимо, если постигнешь какую-либо на-
уку, не смотреть свысока на другие; этому пороку высокомерия под-
вержены те, кто свою науку чрезмерно высоко превозносят, и, ут-
вердившись в этом своем мнении, другие науки, которых не знают,
ни во что не ставят. Поэтому они и становятся болтунами, непонят-
но с чего похваляющимися, и ничтоже сумняшеся почитают себя
первыми учеными, полагая, будто с ними их наука родилась, с ними
и умрет. Божественные писания они считают столь простыми, что
их якобы и изучать не стоит, ибо всякий человек своим умом спо-
собен постичь сокрытую в них истину. Они морщат нос и отворачи-
ваются от тех, кто изучает божественные науки, не понимая, что тем
самым они оскорбляют Бога. Нет, не советую я подражать им. Доб-
рый учащийся должен проявлять смирение и кротость, ему следует
быть свободным от пустых забот и плотских соблазнов, усердным
и прилежным, охотно учиться у всех и не бахвалиться своими по-
знаниями, держаться подальше от пагубы ложных учений, подолгу
всякую вещь изучать, прежде чем выносить о ней суждение, чтобы
не казаться ученым, а быть им; ему нужно постичь разумом слова
мудрости и постоянно держать их перед своим оком, как держат
зеркало перед лицом. И если он что-либо темно [написанное] не
поймет, пусть не спешит осуждать это, ибо хорошо не только то, что
понятно. Таково должно быть смирение учащихся.