ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 5 страница
АСТРОНОМ (греч.). Титул, даваемый посвящённому на Седьмой Ступени прохождения Мистерий. В древние времена астрономия была синонимом астрологии; великое астрологическое посвящение происходило в Египте в Фивах, где жрецы усовершенствовали, если и не полностью создали, эту науку. Пройдя ступени Пастофора, Неокора, Меланофора, Кистофора и Балахала (ступень Звёздной Химии), неофит обучался мистическим знакам Зодиака, в виде хоровода, представляющего путь планет (танец Кришны и гопи, по сей день празднуемый в Раджпутане); после чего он получал крест, Тау (или Тат), и становился Астрономом и Целителем. (См. «Разоблачённая Изида», II, 308-309). В этих занятиях астрономия и химия были неотделимы. «Гиппократ настолько сильно верил в воздействие звёзд на живые существа и на их болезни, что настоятельно советовал не доверять врачам, несведущим в астрономии» (Араго). К несчастью, Ключ от последних дверей астрологии или астрономии утерян для современного астролога; а без него — как сможет он когда-нибудь ответить на уместное замечание автора книги «Mazzaroth», который пишет: «Говорят, что люди рождаются под одним знаком, в то время как на самом деле они родились под другим, поскольку Солнце теперь наблюдаемо во время равноденствия среди иных звёзд»! Но несмотря на это, даже те немногочисленные истины, которые ему известны, привели к его науке таких выдающихся и учёных последователей, как сэр Исаак Ньютон, епископы Иеремия и Хол, архиепископ Ашер, Драйден, Флэмстед, Ашмол, Джон Мильтон, Стил и множество знаменитых розенкрейцеров.
АСУРА МАЗДА (санскр.). В Зенде Ахура Мазда [см.]. То же, что Ормузд или Маздео; бог Зороастра и парсов.
АСУРАМАЯ (санскр.). Известен также под именем Маясура. Астроном Атлантиды, считался великим магом и волшебником, популярен в санскритских сочинениях.
АСУРЫ (санскр.). Экзотерически — элементалы и злые боги — считаются вредоносными; демоны и не-боги. Но эзотерически — противоположное. Ибо в самых древних частях «Риг Веды» этот термин употреблён, обозначая Высшего Духа, следовательно, асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге «Риг Веды», в её позднейшей части, и в «Атхарва Веде» и Брахманах этот эпитет, данный Агни, величайшему ведийскому Божеству, а также Индре и Варуне, начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью Религии Мудрости, первая буква «а» была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало «не бог», и лишь Сура — божество. Но в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались низшими божествами, дэвами.
«АСХ МЕЦАРЕФ» (евр.). Очищающий Огонь, каббалистический трактат, посвящённый вопросам алхимии и связи между металлами и планетами. (W.W.W.).
АСЫ (сканд.). В древнескандинавских балладах — создатели гномов и эльфов — Элементалов, стоящих ниже человека. Они являются потомством Одина; то же, что Эсир.
ATAЛA (санскр.). Одна из областей в локах индусов и одна из семи гор; но эзотерически Атала находится на астральном плане и когда-то была реальным островом на нашей Земле.
«АТАЛАНТА ФУГИЭНС» (лат.). Знаменитый трактат выдающегося розенкрейцера Михаила Майера; в нём имеется множество замечательных гравюр алхимического символизма; здесь можно найти оригинал изображения мужчины и женщины в круге, вокруг которого описаны треугольник, а затем квадрат; надпись гласит: «От первой сущности происходят две противоположности, отсюда развиваются три принципа, и от них — четыре элементарных состояния; если вы отделите чистое от нечистого, то получите Философский камень». (W.W.W.).
АТАМАЗ (евр.). То же, что Адонис у греков. — Иудеи заимствовали всех своих богов.
АТАНОР (оккульт.). «Астральный» флюид алхимиков, их рычаг Архимеда; экзотерически — печь алхимика.
АТАРПИ (халд.), или Атарпи-ниси, «человек». Персонаж, который был «благочестив к богам» и который молил бога Хэа устранить зло засухи и другие бедствия перед тем, как будет послан Потоп. Этот рассказ обнаружен на одной из древнейших вавилонских табличек и относится к мировому греху. Как говорит Д. Смит, «бог Элу, или Бэл, созывает собрание богов, своих сыновей, и сообщает им, что он разгневан грехом мира»; и как говорится в отрывочных фразах таблички: «...Я сотворил их... На греховность их я сердит, наказание их будет немалым... пусть иссякнет пища, наверху пусть Вул выпьет свой дождь», и т.д., и т.д. В ответ на молитву Атарпи, бог Хэа объявляет своё решение уничтожить людей, им сотворенных, что и выполняет в конце концов с помощью потопа.
АТАШ БЭХРАМ (зенд). Священный огонь парсов, непрерывно поддерживаемый в храмах огня.
АТЕФ или Корона Гора (егип.). Она состояла из высокой белой шапки с рогами барана и уреем впереди. Два пера её изображают две истины — жизнь и смерть.
АТИВАХИКИ (санскр.). У вишиштадвайтистов — питри, или дэвы, помогавшие развоплощённой душе, или дживе, в её переходе от мёртвого тела в парамападху.
АТЛАНТИДА (греч.). Континент, который — согласно тайным учениям и Платону — погрузился в Атлантический и Тихий океаны.
АТЛАНТЫ (греч.). Прародители фараонов и предки египтян — согласно некоторым утверждениям, и как учит Эзотерическая Наука (см. «Тайная Доктрина», II и «Эзотерический Буддизм»). Платон услышал об этом высокоцивилизованном народе — последние остатки которого были затоплены за 9 000 лет до него — от Солона, который узнал это от Высших Жрецов Египта. Вольтер, вечный насмешник, был прав, заявляя, что «атланты (наша четвёртая коренная раса) появились в Египте. ...В Сирии и Фригии, также как в Египте, они установили поклонение Солнцу». Оккультная философия учит, что египтяне были остатками последних арийских атлантов.
АТМА или АТМАН (санскр.). Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа.
АТМА ВИДЬЯ (санскр.). Высшая форма духовного знания; буквально, «Знание Душой».
АТМАБОДХА (санскр.). Буквально, «Самопознание»; наименование ведантийского трактата Шанкарачарьи.
АТМА-БХУ (санскр.). Существование души или существование в качестве души. (См. Алайя).
АТМА-ДЖНАНИ (санскр.). Знающий Мировую Душу, или Душу вообще.
АТМА-МАТРАСУ (санскр.). Войти в элементы «Самости». (См. «Тайная Доктрина», I, 413). Атмаматра есть духовный атом в противоположность и противопоставление элементарному дифференцированному атому или молекуле.
ATOP (егип.). «Матерь Ночь». Изначальный Хаос в египетской космогонии. Богиня ночи.
АТРИ, его Сыновья (санскр.). Класс Питри, «предков человека», или так называемые Праджапати, «прародители»; один из семи риши, образующих созвездие Большой Медведицы.
АТТАВАДА (пали). Грех личности.
«АТХАРВА ВЕДА» (санскр.). Четвёртая Веда; буквально, магическое заклинание, содержащее афоризмы, заклятия и магические формулы. Одна из древнейших и наиболее почитаемых книг браминов.
АТЬЯНТИКА (санскр.). Один из четырёх видов пралайи, или растворения. «Абсолютная» пралайя.
АУДЛАНГ (сканд.). В древнескандинавских легендах — второе небо, сотворённое Божеством над полем Иды.
АУДУМЛА(сканд.). Символ природы в древнескандинавской мифологии. Корова Творения, «кормилица», от которой потекли четыре потока молока, питавшие великана Имира, или Ёргелмира (материя в кипении), и его сыновей, хримтхурсов (инеистых великанов), до появления богов или людей. Так как ей негде было пастись, она лизала соль с ледяных скал и таким образом создала Бури, «Творца», который, в свою очередь, имел сына Бора (родившегося), который женился на дочери инеистых великанов и имел троих сыновей: Одина (Дух), Вили (Воля) и Be (Святость). Смысл этой аллегории очевиден. Это — докосмическое единство элементов, Духа — или созидающей Силы — с Материей, охлаждаемой, но ещё кипящей, которую он формирует в согласии с вселенской Волей. Тогда появляются Асы, «столбы и опоры Мира» (Космократоры), и творят, как велит им Отец Всего.
АУМ (санскр.). Священный слог; трёхбуквенное единство; отсюда — троица в одном.
АУР (халд.). Синтез обоих аспектов астро-эфирного света; од — жизнедательный, и об — смертоносный свет.
АУРА (греч. и лат.). Тонкая, невидимая сущность или флюид, эманирующий из людских и животных тел, и даже из вещей. Это психическое испарение, в котором участвуют как ум, так и тело, ибо аура является электро-жизненной и в то же время электро-ментальной; в теософии называется акашной или магнетической аурой.
АУРАНАВАБХА (санскр.). Древний комментатор, писавший на санскрите.
АУРВА (санскр.). Мудрец, которому приписывают изобретение «огненного оружия», названного Агнеястрой.
АФЕНАГОР (греч.). Философ-платоник из Афин, написавший в 177 году н.э. Греческую апологию христиан, посланную императору Марку Аврелию, дабы доказать, что выдвинутые против них обвинения в том, что они были кровосмесителями и ели убитых детей — были ложными.
АФРИТЫ (араб.). Название местных духов, которых мусульмане принимают за чертей. Элементалы, которых очень боятся в Египте.
АХАМ (санскр.). «Я» — основа Аханкары, Личности.
АХАМОТ (гност.). Имя второй, низшей Софии. Эзотерически и у гностиков старшая София была Святым Духом (женского рода), или Шакти Непознаваемого, и Божественным Духом; тогда как София Ахамот есть лишь персонификация женского аспекта созидающей мужской Силы в природе; также астральный свет.
АХАН (санскр.). «День», Тело Брамы в Пуранах.
АХАНКАРА (санскр.). Идея «Я», Самосознание или тождественность Самому Себе; «Я», эготический и майявический принцип в человеке, результат нашего незнания, отделяющего наше «Я» от Вселенского Единого Я. Личность, эгоизм.
АХАРЫ (евр.). Боги, над которыми Иегова является главным Богом (по мнению евреев).
АХАТ (евр.). Один, первый, женский; ахад — мужской. Талмудическое слово, относящееся к Иегове. Стоит заметить, что санскритский термин ак означает «один», эката — «единство»; Браму называют ак или эка — один, первый — отсюда и это еврейское слово и его употребление.
АХЕЙЕ (евр.). Существование. Тот, кто существует; соответствует Кэтеру и Макропросопусу.
АХЕР (евр.). Талмудическое имя апостола Павла. «Талмуд» передаёт историю о четырёх Танаимах, вошедших в Райский Сад, то есть пришедших за посвящением; это Бен Асаи, который взглянул и потерял зрение; Бен Зома, который взглянул и потерял рассудок; Ахер, совершивший хищение в саду и потерпевший неудачу; и раввин Акиба, который единственный преуспел. Каббалисты уверяют, что Ахер есть Павел.
АХЕРОН (греч.). Одна из рек Гадеса в греческой мифологии.
АХИ (санскр.). Змий. Имя Вритры, ведийского демона засухи.
AXЛA (егип.). Одна из областей Кернетера, адских сфер, или Аменти; это слово означает «Поле Покоя».
АХОЗЕР (евр.). Буквально, «отражённые Огни»; название низших или второстепенных сил в каббале.
АХТИ (сканд.). «Дракон» в Эддах.
АХУ (сканд.). «Один» и Первый.
АХУМ (зенд). Первые три принципа семеричного человека в «Авесте»; примитивный живой человек и его жизненные и астральные принципы.
АХУРА (зенд). То же, что асура, святой, дыханию-подобный. Ахура Мазда, Ормузд зороастрийцев или парсов, есть Владыка, дарующий свет и разум, символ которого — Солнце (см. Ахура Мазда); и тёмным аспектом которого является Ариман — европейская форма от Ангра Манью (см.).
АХУРА МАЗДА (зенд). Олицетворённое божество, Принцип Вселенского Божественного Света парсов. От ахура или асура, дыхание, «духовное, божественное» в старейшей «Риг Веде», низведённое ортодоксальными браминами в а-сура, «не-бога», — так же, как маздеисты разжаловали индусских дэв (богов) в дэвов (чертей).
АХ-ХИ (сензар), АХИ (санскр.) или Змии. Дхиан Коганы. «Мудрые Змии» или Драконы Мудрости.
АЦИЛУТ (евр.). Высший из четырёх миров каббалы, относящийся только к чистому духу Бога. (W.W.W.).
Другое толкование см. Азилут.
АЧАРА (санскр.). Личные и социальные (религиозные) обязанности.
АЧАРЬЯ (санскр.). Духовный учитель, гуру; как, например, Шанкар-ачарья, буквально, «учитель этики». Имя, обычно даваемое посвящённым и означающее «учитель».
АЧИТ (санскр.). Абсолютный не-разум; В то время как Чит — противоположное — есть абсолютный разум.
АЧЬЮТА (санскр.). То, что неподвластно изменению или падению; противоположное Чьюте, «падшему». Титул Вишну.
АШ (евр.). Огонь, как физический, так и символический; по-английски пишется как As, Aish и Ech.
АШ ИГГДРАСИЛЬ (сканд.). «Мировое Древо». Символ Мира у древних скандинавов, «древо вселенной, времени и жизни». Оно вечно зелёное, ибо Норны Рока окропляют его ежедневно водой жизни из источника Урд, струящегося в Мидгарде. Дракон Нидхёгг, дракон Зла и Греха, непрестанно грызёт его корни, но Аш Иггдрасиль не может засохнуть, пока не разразилась Последняя Битва (Седьмая раса в Седьмом Круге), когда жизнь, время и мир исчезнут и скроются. [См. Иггдрасиль].
АШВАМЕДХА (санскр.). Жертвоприношение Коня, древний браминский обряд.
АШВАТТХА (санскр.). «Дерево Бо», древо познания, фикус религиоза.
АШВИНЫ (санскр.), или Ашвинау, двойственный; или же Ашвини-Кумарау. Наиболее таинственные и оккультные божества, которые «смущали древнейших комментаторов». Буквально, они «Всадники», «божественные возничие», так как они едут в золотой колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и «обладают множеством форм». Они суть два ведийских божества, сыновья-близнецы Солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини. В мифологическом символизме они являются «яркими предвестниками Ушас, зари», будучи «вечно молодыми и красивыми, светлыми, подвижными и быстрыми, как соколы», «прокладывающими путь прекрасной утренней заре к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь». Их называют также «целителями Сварги» (или дэвакхана), поскольку они исцеляют все страдания и горести и излечивают все болезни. Астрономически они — созвездия. Им восторженно поклонялись, как показывают их эпитеты. Они — «Океаном порождённые» (то есть родившиеся от пространства), или Абдхиджау, «увенчанные лотосами», или Пушкара-шраджам и т.д. Яска, комментатор, заявляет в «Нирукте», что «Ашвины представляют переход от тьмы к свету» — космически, а мы можем добавить, что и метафизически. Мьюир и Гольдштюкер склонны усматривать в них древних «широко известных всадников», — несомненно исходя из легенды, «что боги отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению из-за того, что те были в слишком близких отношениях с людьми». Именно так, ибо, как поясняет тот же Яска, «они отождествляются с небом и землёй», только по совершенно иной причине. В действительности они подобны Рибхам, «первоначально прославленным смертным (но также иногда и непрославленным), которые с течением времени переведены в общество богов»; и они проявляют отрицательный характер, «результат союза света с тьмою», просто потому, что эти близнецы являются, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися «Принципами» в этой манвантаре.
АШЕН и ЛАНГАН (коларианский). Определённые обряды для изгнания злых духов, похожие на изгнание бесов у христиан; отправляются коларианскими племенами в Индии.
АШЕРА (евр.). Встречается в Ветхом Завете, где это слово, обычно переводят как «роща» подразумевая идолопоклонство, но возможно, что на самом деле это относится к обрядам половой развращенности; это существительное женского рода. (W.W.W.).
АШИТА (санскр.). Имя собственное; сын Бхараты; риши и мудрец.
АШМОГ (зенд). Дракон или Змий, чудовище с верблюжьей шеей в «Авесте»; вид аллегорического Сатаны, который после Падения «утерял свою природу и имя». В древнееврейских (каббалистических) текстах назван «летучим верблюдом»; очевидно, в обоих случаях — воспоминание или верование в доисторических или допотопных чудовищ — наполовину птиц, наполовину пресмыкающихся.
АШОКА (санскр.). Знаменитый индийский царь династии Мориа, правивший в Магадхе. На самом деле было два Ашоки — согласно хроникам северного буддизма, хотя первый Ашока — дед второго, названный профессором Максом Мюллером «Константином Индии» — более известен под именем Чандрагупты. Первого именовали Пиядаси (пали), «превосходный», и дэванам-пийя, «любимец богов», а также Калашока, в то время как имя его внука было Дхармашока — Ашока благого закона — из-за его преданности буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику, второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от рождения был буддистом. Это его дед был вначале обращён в новую веру, после чего повелел начертать на колоннах и скалах множество эдиктов — обычай, которому следовал и его внук. Но именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем буддизма; он содержал в своём дворце от 60 до 70 тысяч монахов и священнослужителей и воздвиг по всей Индии 84 тысячи дагоб и ступ, правил 36 лет и посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов, провозглашённых им, обнаруживают благороднейшие этически мысли; особенно — эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой «колонне Ашоки». Эти изречения величественны и поэтичны, выражают милосердие к животным, как и к людям, и возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу, чему с большим успехом можно было бы следовать в нашу эпоху жестоких войн и вивисекций.
АШРАМ (санскр.). Священная обитель, монастырь или хижина отшельников для аскетических целей. Каждая секта в Индии имеет свои ашрамы.
АШТА СИДДХИ (санскр.). Восемь достижений в практике хатха-йоги.
АШТАДИША (санскр.). Пространство с восемью направлениями. Воображаемое деление пространства, представленного октаэдром, а в других случаях — додекаэдром.
«АШТАР ВИДЬЯ» (санскр.). Самый древний индусский труд по магии. Хотя существует утверждение, что это сочинение в полном виде находится в руках у некоторых оккультистов, всё же востоковеды считают его утерянным. Ныне сохранились лишь очень немногие его фрагменты, но даже они весьма сильно искажены.
АШШУР (халд.). Город в Ассирии; древнее местонахождение библиотеки, где Джордж Смит выкопал самые ранние из известных табличек, происхождение которых он датирует примерно 1500 годом до Р.Х. и которые названы «Ашшур Киле Шергат».
АШШУРБАНИПАЛ (халд.). Сарданапал греков, «достопамятный среди ассирийских Властителей, гораздо более незабвенный благодаря своему великолепному покровительству знаниям, чем величию своей империи», — пишет Д. Смит и добавляет: «Ашшурбанипал обогатил ассирийскую царскую библиотеку больше, чем все другие правители до него». Но поскольку этот выдающийся ассириолог в другом месте своей «Вавилонской и Ассирийской Литературы» («Chald. Account of Genesis») говорит, что «большинство сохранившихся текстов относится к более раннему периоду, до 1600 года до Р.Х.», и всё же утверждает, что, «почти всем нашим знаниям ранней вавилонской истории мы обязаны табличкам, написанным во время его (Ашшурбанипала) царствования (673 г. до Р.Х.)», то можно справедливо спросить: «Откуда вы знаете?»
АЭРОБАЦИЯ (греч.). Буквально, поднятие или хождение по воздуху без какого-либо видимого посредничества, «левитация».
Может быть сознательной или бессознательной; в первом случае это магия, во втором — или болезнь, или сила, нуждающаяся в пояснении. Мы знаем, что Земля — магнетическое тело; фактически — как установили некоторые учёные, и как Парацельс утверждал лет 300 тому назад — она является одним большим магнитом. Она заряжена одним видом электричества, — назовём его позитивным, — который она постоянно спонтанно производит внутри себя или в центре движения. Человеческие тела, так же как все другие формы материи, заряжены противоположным видом электричества, негативным. То есть, органические или неорганические тела, если предоставить им самодействовать, будут постоянно и невольно заряжать себя и производить вид электричества, противоположный тому, каким заряжена сама Земля. Теперь, что же такое вес? — Просто притяжение Земли. «Без притяжения Земли вы не имели бы веса, — говорит профессор Стюарт, — и если бы вы находились на Земле в два раза массивней этой, то и притяжение было бы в два раза больше». Как же тогда мы можем освободиться от этого притяжения? Согласно вышеупомянутому закону электричества, существует притяжение между нашей планетой и организмами на ней, удерживающее их на поверхности шара. Но во многих случаях происходит нарушение закона гравитации в виде левитации людей или неодушевленных предметов. Как это объяснить? Состояние нашей физической системы, говорят философы-теурги, во многом зависит от действия нашей воли. Правильно управляемая, она может совершать «чудеса», и среди прочих — изменение этой электрической полярности с негативной на позитивную; сила, связующая человека с землёй-магнитом, стала бы тогда отталкивающей, и «тяготение» для него перестало бы существовать. Тогда для него было бы столь же естественно мчаться по воздуху, пока противодействующая сила не истощится, как до этого — оставаться на земле. Высота левитации зависела бы от его большей или меньшей способности заряжать своё тело позитивным электричеством. Если такой контроль над физическими силами достигнут, изменение своего веса или гравитации становится столь же лёгким, как дыхание. (См. «Разоблачённая Изида», I, с. XXVI).
АЮР ВЕДА (санскр.). Буквально, «Веда Жизни».
АЮТА (санскр.). Сто коти или сумма, равная 1 000 000 000.
Б
«БАГАВАДАМ» (санскр.). Тамильский священный текст по астрономии и другим предметам.
БАГ-БОГ (слав.). «Бог»; славянское имя греческого Вакха, чьё имя стало прототипом имени Bagh и bog или bogh; по-русски — Бог.
БАДДХА (санскр.). Связанный, обусловленный, — коим является всякий смертный, который ещё не достиг освобождения в нирване.
БАЗИЛЕЙ (греч.). Архонт или глава, выполнявший внешний надзор во время Элевзинских Мистерий. В то время как последний был посвящённым мирянином и должностным лицом в Афинах, Базилей внутреннего Храма был из свиты великого иерофанта, и как таковой был одним из главных мистов и принадлежал к внутренним таинствам.
БАЛ (евр.). Обыкновенно переводится как «Владыка», но также и Бэл, халдейский бог, и Ваал, «идол».
БАЛА или Панчабалани (санскр.). «Пять способностей», достигаемых в практике йоги: полное доверие или вера, энергия, память, медитация, мудрость.
БАЛ-ИЛУ (халд.). Одно из многих названий Солнца.
БАЛЬДР (сканд.). «Податель всего Благого». Светлый Бог, который есть «наилучший, и всё человечество громко восхваляет его; он столь прекрасен своим видом и чертами, что, кажется, из него исходят лучи света» (Эдда). Такова была песнь рождения, исполняемая в честь Бальдра, воскресающего как Вали, весеннее Солнце. Бальдр назван «возлюбленным», «святым», «единственно безгрешным». Он является «Богом Благости», который «будет вновь рождён, когда новый и более чистый мир воскреснет из пепла старого, погрязшего в грехе мира» («Asgard and Gods»). Его убил хитрый Локи, ибо Фригг, матерь богов, «умоляя все существа, все безжизненные вещи поклясться, что они не повредят возлюбленному», забыла упомянуть «слабую ветвь омелы», также как мать Ахиллеса забыла про пяту своего сына. Локи делает из неё стрелу и влагает в руки слепого Хёда, который убивает ею бога света с солнечным сердцем. Рождественская омела, по-видимому, является воспоминанием о той омеле, которая убила Северного Бога Благости.
БАМБУКОВЫЕ КНИГИ. Очень древние и безусловно до-исторические труды на китайском языке, содержащие допотопные записи «Летописей Китая». Они найдены в гробнице правителя Сеанга из Уаи, умершего в 295 г. до Р.Х., и претендуют на происхождение за много столетий ранее.
БАНДХА (санскр.). Зависимость; жизнь на этой земле, — от того же корня, что и Баддха.
БАРДЕЗАН. Сирийский гностик, ошибочно принимаемый за христианского богослова; родился в Эдессе («Edessene Chronicle») в 155 г. н.э. (Assemani, «Bibl. Orient.», I, 389). Он был великим астрологом, последователем восточной оккультной системы. Согласно Порфирию (который называет его вавилонянином — наверное, вследствие его халдеизма или астрологии), «Бардезан... поддерживал связь с индусами, которые были посланы под предводительством Дамадамиса к римскому императору» («De Abst.», IV, 17), и свои знания получал от индийских гимнософистов. Фактом является то, что большинство его учений, как бы сильно они ни были изменены его многочисленными гностическими последователями, можно проследить до индийской философии, и ещё дальше — до оккультных учений Тайной Системы. Так, в своих «Гимнах» он говорит о творящем Божестве как об «Отце-Матери», и в другом месте — об «Астральной Судьбе» (карма), о «Разумах Огня» (агни-дэвы) и т.д. Он связывал Душу (личный манас) с Семью Звёздами, устанавливая её происхождение от Высших Существ (божественное Эго); и потому «признавал духовное воскресение, но отрицал воскресение тела», как гласит обвинение отцов церкви. Ефраим изображает его учащим знакам Зодиака, важности часа рождения и «провозглашающим семь». Называя Солнце «Отцом Жизни», и Луну «Матерью Жизни», он изображает последнюю «выделяющей своё одеяние света (принципы) для возрождения Земли». Фотий не может понять, как, признавая Душу свободной от власти генезиса (удела рождения)» и обладающей свободной волей, он всё же подчиняет тело закону рождения (генезиса). Ибо «они (бардезанцы) говорят, что богатство и нищета, болезнь и здоровье, и смерть, и все вещи вне нашей власти суть дела судьбы» («Bibl. Cod.», 223, с.221 и след.). Это несомненно карма, которая отнюдь не препятствует свободной воле. Ипполит делает из него представителя Восточной школы. Говоря о Крещении, Бардезан якобы сказал (там же, с.985 и след.): «Всё-таки не одно лишь купание освобождает нас, но Знание того, кем мы являемся, кем становимся, где были раньше, куда спешим, от чего избавляемся, что есть зарождение (рождение), что есть возрождение (перерождение)». Это прямо указывает на доктрину перевоплощения. Его диалог с Авидой и Барджаминой о судьбе и свободной воле доказывает это: «То, что названо Судьбой, есть порядок истечения, данный Владыкам (Богам) и Элементам; согласно которому Разумы (Духовные Эго) изменяются нисхождением в Душу, а Душа — нисхождением в тело». (См. трактат, найденный в сирийском оригинале и опубликованный с английским переводом в 1855 г. доктором Кэртоном. «Spicileg. Syriac.», в Британском музее). [См. Бардезанская система].
БАРДЕЗАНСКАЯ (СИСТЕМА). «Кодекс Назореев», система, разработанная неким Бардезаном [см.]. Некоторые называют её каббалой внутри каббалы; религия или секта, эзотеризм которой выражен в совершенно своеобразных названиях и аллегориях. Очень древняя гностическая система. Этот кодекс переведён на латынь. Правильно ли называть сабеизм мендеистов (неверно называемых христианами Св. Иоанна), содержащийся в назорейском «Кодексе», «Бардезанской системой», как делают это некоторые — это весьма сомнительно, ибо учения Кодекса и названия Добрых и Злых Сил, находимые там, более древние, чем сам Бардезан. Всё же, названия в обеих системах идентичны.
БАРЕЗМА (зенд). Растение, используемое мобедами (жрецами парсов) в храмах огня, где держат освящённые пучки его.
БАРХИШАДЫ (санскр.). Класс лунных Питри, или «Предков», Отцов, которые — в народных верованиях — в своих прежних воплощениях поддерживали священное пламя домашнего очага и совершали жертвоприношения огню. Эзотерически — Питри, выделившие свои тени, или чхайи, чтобы создать с их помощью первого человека. (См. «Тайная Доктрина», II).
БАСАНТИН Джеймс. Шотландский астролог. Жил в 16 веке и, говорят, предсказал сэру Роберту Мелвиллу, в 1562 году, смерть и все события, связанные с Марией, несчастной королевой шотландцев.
БАТ (евр.). Дочь.
БАТ-КОЛ (евр.). Дочь Голоса; Божественное откровение, или наитие, которое вдохновляло пророков Израиля в виде голоса с Небес и Трона Милосердия. По-латыни — Filia Vocis. Аналогичный идеал можно найти в индусской экзотерической теологии под названием Вак, голос, женская сущность, аспект Адити, матери богов и изначального Света; тайна. (W.W.W.).
БАТЛЕР. Английское имя, принятое адептом, учеником некоторых восточных мудрецов, о котором ходит много фантастических рассказов. Например, рассказывают, что Батлера схватили во время его путешествия в 1629 году и продали в рабство. Он стал рабом арабского философа, крупного алхимика, и наконец спасся бегством, похитив у своего хозяина большое количество красного порошка. Согласно более достоверным записям, лишь последняя часть этого рассказа правдива. Адепты, которых можно обокрасть без их ведома, были бы недостойными этого звания. Батлер или, вернее, человек, принявший это имя, украл у своего «Хозяина» (свободным учеником которого он был) тайну трансмутации и злоупотребил своими знаниями — то есть старался обратить их в личную выгоду, но скоро был наказан за это. После совершения многих чудесных исцелений с помощью своего «камня» (то есть оккультных знаний посвящённого адепта) и произведения необычайных феноменов, свидетелем нескольких из которых был Ван Гельмонт, известный оккультист и розенкрейцер, — не для пользы людей, но ради своей пустой славы, — Батлер был заключён в Замок Вилурд, во Фландрии, и почти всю свою жизнь провёл в заключении. Он утерял свои способности и умер жалким и безвестным. Такова судьба каждого оккультиста, который злоупотребляет своей силой или оскверняет священную науку.