Статистические и динамические законы
Две основные формы закономерной связи явлений, отличающиеся прежде всего по характеру предсказаний, которые следуют из них. Предсказания статистических законов имеют вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов внутри статистических коллективов, или массовых, повторяющихся событий (напр., большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистические законы возникают как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих статистический коллектив, и характеризует не столько поведение отдельных его элементов, сколько коллектива в целом. Поэтому регулярность и повторяемость, проявляющиеся в статистических законах, возникают вследствие взаимной компенсации действия различных случайных факторов.
В динамических законах, характеризующих поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов, предсказания являются однозначными и достоверными. Так, в классической механике, если известен закон движения системы и заданы начальные координаты и скорость, можно точно определить ее координаты и скорость в любой др. момент времени. Распространение динамических законов механики за рамки области действительного их применения связано с концепцией механического детерминизма, сторонники которой (П.С. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механическую систему и экстраполировали законы механики Ньютона на все явления и процессы природы. «Ум, — писал Лаплас, — которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движением легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как прошедшее, предстало бы перед его взором». В этой концепции, получившей название лапласовского детерминизма, нет места случайности, все в ней предопределено строгими динамическими законами механики. Однако такая концепция пришла в противоречие не только с результатами исследований в биологии и социологии, но и в статистической механике и др. отраслях классической физики. Окончательный отказ от лапласовского детерминизма в физике произошел после открытия вероятностного характера законов движения мельчайших частиц материи. Современная квантовая физика показала, что движение микрообъектов можно описать только вероятностно-статистическими методами. Вероятностный характер предсказаний статистических законов объясняется взаимодействием большого количества объектов, составляющих статистический ансамбль. Поэтому предсказания таких законов относятся не к отдельным объектам статистического ансамбля, а ко всему ансамблю в целом. Судить же о движении или поведении отдельного объекта можно лишь с той или иной степенью вероятности. Следовательно, статистические законы служат для исследования таких систем, в которых взаимодействует большое число объектов, событий и явлений, поведение которых имеет случайный характер. Поэтому статистические законы нередко рассматривают как законы, характеризующие поведение большого числа массовых случайных или повторяющихся событий, причем под событием подразумевают любой объект или элемент статистического ансамбля.
В процессе научного познания исторически первыми стали изучаться универсальные законы, поскольку они обеспечивают достоверные предсказания. Во многом широкое признание такие законы получили в силу господства механистического мировоззрения.
Когда сравнивают С. и д.з. как формы выражения регулярностей в мире, то обращают внимание на степень достоверности и точности их предсказаний, динамические, или строго детерминистические, законы дают точные предсказания в тех областях, где можно абстрагироваться от сложного характера взаимодействия между объектами, отвлекаться от случайностей и тем самым значительно упрощать действительность, но такое упрощение возможно лишь при изучении простейших форм движения материи. Когда же переходят к изучению сложных систем, состоящих из большого числа элементов, индивидуальное поведение которых трудно поддается описанию либо просто невозможно, тогда обращаются к статистическим законам, дающим вероятностные предсказания. Поэтому С. и д.з. не исключают, а дополняют друг друга.
27.Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения.
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей.
Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Сознание и познание.
Сознание есть переживаемые человеком психические образы, которые позволяют воспринимать не только воздействия внешнего мира, но и осознавать процесс собственного мышления. Эта функция мозга возникла в результате естественной эволюции биологического вида homo sapiens и заключается в адаптивном, заинтересованном восприятии реальности, мысленном построении своих действий, предвидении их результатов и самоконтроле своего поведения.
Мозг материален, идеальные образы человек способен строить лишь до тех пор, пока функционирует его мозг, поэтому идеальное не существует как отдельная самостоятельная субстанция так же, как не существуют иные функции живого организма, который этими функциями обладает. Как отметил русский физиолог И.И. Мечников «Наука не может допустить бессмертия сознательной души, так как сознание есть результат деятельности элементов нашего тела, не обладающего бессмертием». Впрочем, сейчас уже ведутся исследования по сохранению информационной составляющей личности и возможности пересадки этих "файлов" в иной биологический носитель.
Бытует суждение о том, что мозг человека задействован только на 4 - 6%. Но это лишь вершина айсберга, это только сознательная рациональная деятельность. Как показали магнитно-резонансные исследования бόльшая часть коры головного мозга постоянно и активно задействована даже когда мы спим. Да и в бодрствовании одни участки могут активизироваться, другие отдыхать, мозг постоянно координирует функции всех наших биологических процессов, обеспечивая слаженную работу организма, работает подсознание. Так что надеяться, что в будущем человек сможет значительно повысить кпд мозга не стоит, другое дело, что сам мозг будет меняться. Перекладывая на плечи компьютера мыслительные операции человек получит или возможность заняться более интересной творческой деятельностью или просто деградировать. Возможно, это будет ещё одним проявлением естественного отбора.
Традиционная психология утверждала, что сознание подчиняет действия человека заранее поставленным целям. Оказалось всё гораздо сложнее. Подсознание тоже во многом определяет поведение. Роль подсознания исследовал австрийский врач и мыслитель, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он показал, что между сознанием и неосознаваемыми, но влияющими на поведение человека подсознательными психическими процессами имеется сложные взаимодействия. Фрейд истолковал неврозы как результат конфликтов, фрустраций, наступающих от невыполнимости сильных желаний в достижении самореализации и вытеснении их в сферу бессознательного. Прежде всего, это подавление «либидо» - сексуальной энергии, что может являться причиной неадекватного поведения, оговорок, сновидений. Расшифровку сексуальных влечений по свободным от контроля сознания ассоциациям Фрейд и назвал психоанализом. Бессознательное психическое является важной частью внутренней жизни человека, его «Я» (Ego) как бы зажато между неподконтрольными сознанию желаниями, «либидо» (Ld) и установками, принятыми в обществе, некой внутренней цензурой, которую он назвал «сверх Я» (Super-Ego). Фрейд считал возможным применения психоанализа для исследования массового сознания. Религию, например, он считал специфической формой коллективного невроза.
Получается, что сознание не может полностью взять на себя бразды правления, а мозг в целом - лишь информационно-регулирующий орган адаптации человека в меняющейся среде обитания, по необходимости приобретенный инструмент выживания.
Левое полушарие мозга отвечает за логико-рациональную составляющую мышления, оно обеспечивает способность оперировать знаниями, опытом, логикой, речью. Это полушарие – более поздний продукт эволюции, вне рационально выстраемого бытия человека его появление и развитие было бы невозможным. Оно более развито у мужчин, физиков, техников. Правое полушарие отвечает за эмоционально-образную, интуитивную составляющую мышления, это полушарие лучше развито у женщин, филологов, лириков. Помните у поэта Рождественского: «что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне»… У женщин мозг несколько меньше, чем у мужчин (на 100 -150 грамм) но у женщин сильнее развиты связи между левым и правым полушариями и сильнее развита интуиция, восприятие эмоционального состояния людей. Высокие технологии без высокой нравственности не могут избавить человечество от всех бед. Следовательно, нужна гармония физиков и лириков.
Идеальное – это психические образы, ситуативно формируемые состоянием нейронной сети мозга. Эти образы идеальны в том смысле, что их образуют не электрохимические процессы мозга, не произносимые нами звуки, а закреплённые за ними значения.Такие значения образуют нашу субъективную реальность и многие из этих значений инвариантны, т.е. общие для многих людей, что и позволяет людям до некоторой степени понимать друг друга. Способность мозга порождать идеальные образы поэтично назвали «горящим пламенем духа». Но никаким объективным субстанциальным существованием идеальное не обладает и не «противостоит» материальному миру.Деление существующего на материальное и идеальное имеет гносеологический, а не онтологический смысл. Утверждение о том, что идеальное существует вне индивидуального сознания как самостоятельная субстанция приводило ко многим заблуждениям. Неубедительно возражение что если центр Земли существует, хотя мы его и не видим, значит и идеальное существует. Но как из знания о существовании центра Земли может следовать заключение о природе идеального? Вы тоже имеете центр тяжести вашего собственного тела, вы его не видите, и что из этого? Идеальный образ как функция мозга не существует без его носителя так же, как улыбка Чеширского кота не существует без кота, перемещение автомобиля без автомобиля, а вкус яблока без осознания взаимодействия мякоти яблока с нашими вкусовыми рецепторами.
Познание - это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных психических образов реальности, с которой непосредственно или опосредованно взаимодействует человек.
Субъект познания – это познающий человек, находящийся в определённой социальной среде, владеющий определёнными знаниями, приборами, средствами и методами исследования. Объект познания – это то, на что направлен его познавательный интерес. В этом смысле без субъекта нет и объекта, это категории парные. Что бы мы ни познавали, мы всегда познаём вещи, свойства или отношения.
Мир не разделен единожды на вещи, свойства и отношения, мы это производим каждый раз по-разному, ситуативно. Мы можем рассматривать отношение как вещь или свойство, например, отношение «легче» как свойство «лёгкий», или как вещь «лёгкость». Можемсвойства рассматривать как отношения или вещи, например, «дальний» - «дальше» - «даль». Можем вещи рассматривать как свойства или отношения, например, «счастье» - «счастливый», «счастливее». Эти логико-философские категории выражают онтологическую структуру интенционального (направленного, заинтересованного) восприятия реальности и потому являются трансцендентальными категориями организации опыта. Бессмысленно говорить о свойствах вещей «самих по себе» вне их отношений. (Связь является разновидностью отношений, понятие «отношение» шире, чем понятие «связь»). Свойства вещей проявляются только в отношениях и взаимодействиях, мы участники этих взаимодействий, что и делает возможным для нас познание. Позади человеческого взаимодействия с миром познавать нечего, и не потому что за его пределами ничего нет, а потому, что нас там нет, поскольку мы не можем выйти за пределы нашеговзаимодействия. Это не «субъективизм», это диагноз.
Явление – это признаки объекта, обусловленные познавательным взаимодействием с ним и воспринятые субъектом познания.
Сущность – термин в современной философии не слишком уважаемый. Бертран Рассел заметил: «Сущность» представляется мне бестолковым понятием, лишенным точности». И действительно, сущность точности лишена, внутри предмета не спрятана, не является она и мистической истиной о предмете. Чаще всего термин «сущность» употребляют для обозначения наиболее полного знания о предмете, достигнутое наукой в данный момент времени. Или это наиболее существенное в определённом отношении знание. Например, яркое и целостное проявление личности или краткое и ясное изложение обоснованных знаний о предмете.
28.Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.
Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.
Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.
Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.
Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон – это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлилась в сознании.
С другой стороны из подсознания в сознание приходят постоянно самые разные идеи, догадки, интуитивные озарения, помогающие человеку решать сложные проблемы, которые он не может решить с помощью чистой логики. Творческое мышление невозможно без этих идей, которые поступают из подсознания в сознание.
Сегодня существует большое количество учебных, тренировочных, лечебных, управленческих методов (технологий), которые основаны на прямом вторжении в подсознание, минуя сознание. Замечено, что давая сиюминутный эффект, они приводят к разрушению психики, нарушению памяти, мышления. В конечном итоге это ведет к ослаблению сил души, необходимых для иных, не земных целей.
29.На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается «неявным способом», отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.
По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта, самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает.) Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.
Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:
- первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);
- следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;
- самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.
Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются также механизмы самосознания. К ним относятся:
- идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
- атрибуция – неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельно развивающегося процесса сознания;
- рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных Мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не Просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделку самого человека, попытку выхода за границы того уровня развития личности который был достигнут.
Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в раз. ных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках.
Ввиду того что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие – проприум, который, по его мнению, представляет собой «позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы».
Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости, и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется «Я» (самость) как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.
Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория «самоактуализация» во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.
В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована так называемая гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности – рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулируетпознавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.
С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.
Таким образом, самосознание как составляющая сознания представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.
30.концептуальное понимание уже изученного мира путем прояснения лексических единиц языка (терминов или понятий) с помощью изучения толкования и истоков происхождения этих лексических единиц для выяснения сути концептуального содержания может встречать препятствия в виде круговых значений (типа масло это такой жир, а жир это такое масло) или же отсутствия понимания и содержания предмета познания(например для физики ноль невозможен для существования и нет его определения).а также существования ложных дефиниций из-за недостатка компетентности составителя словаря особенно в тех областях которые плохо изучены этим человеком. не говоря уже о том что неверное понимание предмета ученым или специалистом может быть причиной создания некорректных формулировок, в свою очередь приводящих в замешательство пытающихся понять предмет изучения индивидуумов.
так же недостаток понимания гносеологических аспектов в философии отражается на эффективности познания мира. несмотря на то что основным аспектом познания является метод непосредственного наблюдения, именно средства и методики реализации этого принципа необходимы и должны быть усовершенствованы, благодаря чему множество теорий и предположений будет либо подтверждено и позволит более решительно продвигаться в этих направлениях, либо будет опровергнуто и освободит тот огромный интеллектуальный потенциал, который сейчас завяз в разработке ошибочных направлений.
Проблема истины.
История науки свидетельствует о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения, как это было, например.
Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь, которая есть преднамеренное искажение действительности. Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания.
Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Еще Аристотель заметил, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Он сформулировал классическую концепцию истины, которую также называют концепцией соответствия, или корреспонденции, поскольку в данной концепции истину понимают как соответствие знания объекту.
В дальнейшем классическая концепция истины была дополнена когерентной концепцией, утверждающей взаимосоответствие, взаимосогласованность суждений. К когерентной концепции истины склоняются, как правило, логики и математики. Достаточно широкое распространение получила прагматическая концепция истины, в наиболее полной форме развитая американским философом Уильямом Джемсом (1862- 1910). Он писал, что прагматизм утверждает в качестве истины лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни.
Истина субъективна лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях.
Наличие в относительной истине элементов абсолютного знания свидетельствует о том, что познание представляет собой процесс все более глубокого и точного отражения объективного мира. Объективная истина абсолютна, поскольку она правильно отражает те или иные стороны и связи действительности, и в то же время она относительна, ибо это отражение всегда неполно ввиду неисчерпаемости содержания действительности. Другой крайностью в понимании истины является догматизм, который преувеличивает в ней момент абсолютного. Игнорирование догматизмом относительности истины превращает знания в мертвые, застывшие схемы.
В учении об истине важным является вопрос о ее критериях. Это вопрос о том, каким образом можно отделить истину от заблуждения. В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания.
Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право.
В прагматизме критерием истины считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами. В марксистской философии критерием истины признается практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на знания объективной истины. Практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.
31.Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества.
Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени, и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.
Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:
- материалистическое понимание природы бытия,
- идеалистическое понимание природы бытия.
Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального.
Если ученый должен познать истину, то способ ее постижения - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает научный метод.
При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.
В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:
религиозную,
прагматическую.
Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние.
Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.
Религиозная вера абсолютна и не требует рационального доказательства. Познать Бога в полной мере невозможно. Бог настолько велик, что человеческий разум не в состоянии охватить его. Своим студентам на вопрос «Что такое Бог?» я отвечаю как христианин – это справедливость, любовь, гармония. В случае неудовлетворенности моим ответом я привожу следующий пример:
Представь себе – ты идешь по лесной тропинке и видишь на своем пути муравейник. У каждого муровья есть своя цель – одни несут в общую кучу стройматериалы, другие охраняют муравейник, третьи – ухаживают за потомством. Словом многие тысячи лет муравьиная «цивилизация» выработала свою иерархию отношений. Ты стоишь и наблюдаешь за жизнью муравьев. Ты можешь помочь муравьишке – подтянуть щепку поближе к муравейнику, отогнать жука – «муравьиного льва» (питается в основном муравьями строя ловушки для муравьев), пытающегося проникнуть в него. А можешь уничтожить эту «цивилизацию» бросив в нее окурок. Знает ли муравей о тебе? Может ли муравей проникнуть в твои планы? Конечно нет! Так и человек перед Богом – как муровей перед человеком. Но сдесь есть одно принципиальное отличие – Бог всемогущ! Он безгранично милосерден, всеведущ и вездесущ. Человек – опьянен гордыней (Я – царь природы), жадностью (Дайте мне, мне, мне и еще раз мне!), завистью (Почему ему а не мне!) и т.д. Попытайся избавиться от этих грешных пороков. Признай силу Бога и сможешь приблизиться к нему. Если муровей поднимет голову и скажет человеку – «тебя нет!». Человек наверняка проявит свою силу. Он не даст муровью свободу воли. Бог допускает свободу мысли, речи, действия. Но в этом случае надо признать право Бога на избирательное излияние Божественных благ и чудес. Хочешь испытать благодать – очисти помыслы, не мудрствуй лукаво, верь в Творца слепо, без лишних доказательств. Не искушай Бога говоря Ему – «покажи свою силу». И познаешь Бога!
Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о не пересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.