Краткие методические рекомендации для

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологиях и материально-техническом обеспечении учебной дисциплины «Философия»

№ п/п Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины Рекомендуемые средства обучения
1. Информационная лекция Мультимедиа технологии, учебники, учебные таблицы
2. Лекция визуализация Мультимедиа технологии, видеоматериалы, иллюстрации
3. Проблемная лекция Мультимедиа технологии, схемы, таблицы, учебные тексты

Сведения о занятиях проводимых в интерактивных формах

№ п/п Показатель Общий объем (по РУП) в часах (%)
Очная заочная
Занятия проводимые в интерактивных формах 36 (26,6%)  

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 ч.

  № п/п Виды учебной работы Общий объем (по РУП) в часах
очная заочная
Трудоемкость (по ФГОС ВПО / СПО)  
Аудиторные занятия, всего  
  в том числе:    
2.1. Лекции  
2.2. Лабораторные работы -  
2.3. Практические занятия -  
2.4. Семинарские занятия  
2.5. Коллоквиумы -  
2.6. Прочие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа студентов всего  
  в том числе:    
3.1. Контрольная работа -  
3.2. Курсовая работа -  
3.3. Научно- исследовательская работа -  
3.4. Практика -  
3.5. Прочие виды самостоятельной работы -  
Вид(ы) промежуточного контроля экзамен  

* заполняются только имеющиеся виды учебной работы

Направление подготовки«Политология» 030200.62 (2 курс)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 ч.

  № п/п Виды учебной работы Общий объем (по РУП) в часах
очная заочная
Трудоемкость (по ФГОС ВПО / СПО)  
Аудиторные занятия, всего  
  в том числе:    
2.1. Лекции  
2.2. Лабораторные работы -  
2.3. Практические занятия -  
2.4. Семинарские занятия  
2.5. Коллоквиумы -  
2.6. Прочие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа студентов всего  
  в том числе:    
3.1. Контрольная работа -  
3.2. Курсовая работа -  
3.3. Научно- исследовательская работа -  
3.4. Практика -  
3.5. Прочие виды самостоятельной работы -  
Вид(ы) промежуточного контроля экзамен  

3.2. Матрица соотнесения разделов / тем учебной дисциплины / модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

Темы учебной дисциплины Количество часов ОК-1 ОК-6 ОК-9 ОК-10 ПК-1 ПК-2 ПК-10 ПК-12   Общее количество компетенций
Тема 1. + +     + +    
Тема 2. + +     + + +  
Тема 3. + +     + +    
Тема 4. + + +   + +    
Тема 5. + + +   + + +  
Тема 6. + + +   + + + +
Тема 7. + +     + + +  
Тема 8. + + +   + + +  
Тема 9. + +   + +   + +
Тема 10. +   + + + +   +
Тема 11. + + +   +   + +
Тема 12. + +   + + +   +
Тема 13. + + +   + +   +
Тема 14. +     + +   + +
Тема 15. + +     + +   +
Итого                  

3.3. Содержание тем учебной дисциплины «Философия»

Темы лекций.

Тема № 1:

Специфика, структура и назначение философского знания

Сущность мировоззрения и его типы. Философия как мировоззрение.

Самоопределение философии, ее предмет и функции. Место и роль философии в культуре.

Тема № 2:

Философия Древнего мира

Космоцентризм Древнегреческой философии. Сократ и идеалистическая система Платона. Аристотель: учение о бытии и познании. Учения стоиков, Эпикура, киников. Скептицизм. Значение античной философии

Тема № 3:

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского

откровения и античной философии. Специфика средневековой схоластики.

Гуманистическая и натурфилософская тенденции философии Возрождения.

Тема № 4:

Научная революция XVI – XVII вв. Философия Нового времени

Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Материализм и идеализм в развитии сенсуализма XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли). Скептицизм Д.Юма. Материализм и идеализм в рационалистической философии XVII – XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Влияние философии Нового времени на развитие науки.

Тема № 5:

Просветительский характер европейской философии XVIII века

Гуманистическая тенденция французского Просвещения. Материализм и

атеизм во Франции XVIII века. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного познания. Субъективный идеализм и диалектика Фихте. Деятельность «Я» как начало всего сущего.

Тема № 6:

От философии Гегеля к диалектическому материализму

Основные принципы философии Гегеля. Кризис гегельянства и

антропологический материализм Л. Фейербаха. Качественное отличие

марксистской диалектики от диалектики Гегеля. Сущность материалистического понимания общества и истории.

Тема № 7:

Основные этапы развития русской философии и ее специфика

Зарождение и основные особенности русской философии. Философия

славянофилов и западников. Софиология и онтология всеединства

Вл. С. Соловьева. Философия религиозного и естественнонаучного космизма.

Тема № 8:

Главные направления современной философской мысли

Позитивизм, основные этапы его развития и сущность. Возникновение и

сущность философии экзистенциализма. Философские аспекты фрейдизма.

Тема № 9:

Учение о бытии

Качественное многообразие форм. Материя и дух, материальное и

идеальное, их единство и противоположность. Уровни организации неживой природы. Современная концепция физической реальности. Представления о строении материи на биологическом и социальном уровнях.

Тема № 10:

Движение, пространство и время

Движение и его свойства. Качественная специфика и взаимосвязь форм

движения. Основные свойства пространства и времени. Пространственно-временной континиум теории относительности.

Тема № 11:

Философское учение о развитии

Понятие развития. Модели развития. Диалектическая концепция развития.

Законы развития. Принцип историзма и проблемы прогресса.

Тема № 12:

Сознание и познание

Сознание, его происхождение и сущность. Познавательные способности

человека. Познание, творчество, практика. Проблема истины.

Тема № 13:

Научное познание и его особенности

Наука как форма познания и общественной деятельности. Уровни и методы научного познания, их взаимосвязь в процессе формирования научной теории. Научные революции и смена типов рациональности.

Тема № 14:

Смысл человеческого бытия

Философия о природе человека. Индивид и личность. Социальные ценности и социализация личности. Проблема гуманизма, свобода и ответственность.

Тематический план учебной дисциплины

«Философия»

а) аудиторные занятия:

Темы учебной дисциплины Вид учебной работы Часов Технологияобучения Форма текущего контроля
очная заочная
Тема 1. Специфика, структура и назначение философского знания   лекция   Информационная лекция Письменный опрос
Тема 2. Философия Древнего мира   лекция     семинар       Информационная лекция   Метод дискуссии Письменный опрос   Составление схемы
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения   лекция     семинар     Проблемная лекция   Метод дискуссии Письменный опрос   Составление таблицы
Тема 4. Научная революция XVI – XVII вв. Философия Нового времени   лекция   семинар   Проблемная лекция Метод дискуссии Письменный опрос Составления схемы
Тема 5. Просветительский характер европейской философии XVIII века Лекция     Семинар   Информационная лекция   Метод дискуссии Составление плана лекции   Составление схемы
Тема 6. От философии Гегеля к диалектическому материализму   Лекция     Информационная лекция   Составление плана лекции    
Тема 7. Основные этапы развития русской философии и ее специфика   лекция   семинар   Проблемная лекция Метод дискуссии Письменный опрос Составление таблицы
Тема 8. Главные направления современной философской мысли   Лекция   семинар   Проблемная лекция     Метод дискуссии Составление плана лекции     Составление таблицы
Тема 9. Учение о бытии   лекция         Информационная лекция   Составление проекта  
Тема 10. Движение, пространство и время   лекция   Информационная лекция Составление плана лекции
Тема 11. Философское учение о развитии   Лекция         Информационная лекция   Составление плана лекции  
Тема 12. Сознание и познание   Лекция   Информационная лекция   Составление плана лекции  
Тема 13. Научное познание и его особенности   Лекция         Проблемная лекция   Составление плана лекции  
Тема 14. Смысл человеческого бытия Лекция   Проблемная лекция Составление плана лекции
Тема 15. Будущее человечества семинар Метод дискуссий Составление схемы
Итого        

Направление подготовки«Политология» 030200.62 (2 курс)

Наши рекомендации