Культура поведения, этикет

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

Н. А. Бердяев

Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.

Восточная мудрость

Вежливость для ума, что красота для лица.

Вольтер

Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.

Гегель

Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать.

Данте

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.

И. Н. Курочкина. Современный этикет

Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен.

Ж. Лабрюйер

Ложная деликатность поведения выражается в неоправданной церемонности, ложная деликатность вкуса — в притворстве.

Ж. Лабрюйер

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.

Ж. Лабрюйер

Приличие — это наименее важный из всех законов общества и наиболее чтимый.

Ф. Ларошфуко

Говори мягче по форме, тверже по содержанию.

Латинское изречение

Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.

Д. Локк

Верный признак невоспитанного человека — не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится.

Д. Локк

Истинная вежливость есть не что иное, как старание не выказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было.

Д. Локк

Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.

Петр Первый[71]

Ласковый теленок двух маток сосет. Поговорка

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж. Свифт

Одного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” – “У неблаговоспитанных, — ответил он, — я избегал делать то, что делают они”.

В. В. Селиванов

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

Любезность есть желание делать то, что нравится людям, и удерживаться от того, что им не нравится.

Б. Спиноза

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

В. А. Сухомлинский (“Рождение гражданина”)

Хороший тон требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и верно утверждение, что человек может усвоить себе все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования; хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.

Из книги “Хороший тон”, М., 1996. С. 6.

Благовоспитан тот, кто к нижестоящим людям относится без заносчивости, а к вышестоящим — без подобострастия.

Ф. Честерфилд

Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать литературной братии. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах.

Н. Шамфор

Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, чтобы он стал мягок и принял какую угодно форму, так даже людей сварливых и злобных вежливость и дружелюбие способны сделать уступчивыми и услужливыми... Вежливость для человека то же, что для воска тепло.

А. Шопенгауэр

Слово галантный в одном из словарей современного русского языка поясняется так: «изысканно вежливый и любезный по отношению к женщинам».

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2000.

2. Гулыга А. Кант. М., 1977.

3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2003.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и влиять на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. — М.: Эгинс, 2000.

6. Коновалова Л.В. Прикладная этика: По материалам западной литературы. Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. — М.: ИФРАН, 1998.

7. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.

8. КуртцПол.Запретный плод. Этика гуманизма. Пер с англ. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

9. Леви В. Искусство быть собой.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах, 1992.

11. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект, 2003.

12. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

13. Соловьев В.С. Смысл любви. — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т. 2, М., 1990.

14. Соловьев В.С. Оправдание добра.

15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.

16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.

17. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. Учебн. пособие для вузов. - М.: Текст, 1998.

18. Этика: Учебник для вузов / Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2003.

19. Этика: Для вузов / Под общ. ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Минск: Новое знание, 2002.

20. Этика: новые старые проблемы: К шестидесятилетию А.А.Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 1999.

21. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв. образов., 2001.

22. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

[1] «Нравственность» и «мораль» здесь и далее будем использовать как синонимы, взаимозаменяемые понятия.

[2] «Смысл» очень близок по своему значению понятию мысли; «смысл» и «мысль» буквально сливаются в словах «осмысление», «осмыслить».

[3] Оба значения выражения «смысл жизни» вытекают из значения слова «смысл». В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: «Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом»

1 См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1982. С.126. Цит. по: Vetter P. Das Buch Tobias und die Achikar Sage. — “Teologische Quartalschrift”, Bd. 86, H. 3. Tubingen, 1904, S. 343.

[5] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 93.

[6] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 115.

[7] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989. С. 93.

[8] Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992. С. 74.

[9] Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354.

[10] Диоген Лаэртский. Кн. 5, 21 — стр. 194. Диоген привел это высказывание Аристотеля в ряду других, снабдив таким замечанием: "Таковы известные его изречения".

[11] Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 78 (Письмо XLVII).

[12] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 110.

[13] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 117.

[14] Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М.,1989. С. 323.

[15] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99. Там же. Т. 1, М., 1989. С. 326.

[16] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 122.

[17] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М., 1989. С. 323-324.

[18] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[19] Там же. С. 121-122.

[20] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 1, М., 1985. С. 117.

[21] Там же. С. 119.

[22] Там же.

[23] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 2, М., 1988. С. 265.

[24] Там же.

[25] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 3, М., 1988. С. 264.

[26] Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, кн. IV. Спб., 1829. С. 232.

[27] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 118.

[28] А. Гулыга пишет по этому поводу: «Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства. По сути дела, это парафраз древней истины: веди себя в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя. Делай то, что должны делать все.» — А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 157.

[29] Ригоризм (лат. rigor — строгий) — моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. (Словарь по этике. М., 1983. С. 297).

[30] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

[31] Само название воистину устрашающее: императив да еще категорический! Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Одна только железная необходимость и ни капли случайности. Одно только долженствование и ни капли хотения.

Необходимость соответственна всеобщему: всё единичное, случайное, отдельное, индивидуальное она отметает.

[32] См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 174.

[33] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[34] Соловьев В.С. Соч. Т. 1, М., 1990.

[35] См. о любви к себе ниже, стр. 59.

[36] "Если область нравственности обусловлена взаимоотношениями интересов личностей вообще, то собственно нравственным является такое взаимоотношение, когда человек относится к другому как к самому себе" — Бандзеладзе Г. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси, 1963. С. 29.

[37] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 134.

[38] “Я часто думал о том, что значит “быть добрым”. Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует”. — Я. Корчак. Как любить детей, М., “Знание”, 1968.

[39] Хорошо сказал П.Л. Лавров: "Развитой человек по мере расширения своего развития должен оплатить и более значительную цену, израсходованную человечеством на это развитие". — Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. (Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1, М., 1965. С. 417.)

[40] См.: Соловьев Э.Ю. Личность и право. — Вопросы философии. 1989, № 8. С. 82.

[41] Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости" (Дм. Жарников, "Гудок" 31.5.2000.)

[42] Так характеризовал добро А. Швейцер. См.: А.Швейцер. Культура и этика. М., 1973.

[43] См.: Я. Шпренгер и Г. Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 146. Это мнение Августина сыграло свою зловещую роль. Оно эхом разнеслось по истории вплоть до нашего времени. Профессор теологии говорит в романе Томаса Манна “Доктор Фаустус”: “Но чем стало бы добро без зла? Оно потеряло бы критерий для сравнения своего качества. Зло становится еще злее, если есть добро, а добро еще добрее, если есть зло. Вот почему Августин говорит, что функция зла заключена в том, чтобы сильнее оттенить добро. Святость, господа, не мыслима без искушения.” Сентенция профессора запала в душу молодого Адриана Леверкюна и послужила для него своеобразной индульгенцией.

[44] См.: Герцен А.И. Собр.соч. в 30 т.т. Т. III. С. 240.

[45] Мандевиль. Басня о пчелах. М., 1974. С. 329.

[46] Гете. Ко дню Шекспира.

[47] О.Г. Дробницкий. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.

[48] См.: Вопросы философии, 1965, № 1. С. 11.

[49] См.: Ф.Ницше. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1990. С. 421 (К генеалогии морали).

[50] А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 208.

[51] Е.Лаврухина. — Вестник РФО, 1999, № 4. С. 94.

[52] «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.

[53] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[54] Там же. С. 278.

[55] Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 16-17.

[56] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[57] Парандовский Ян. Алхимия лова, М., 1972. С. 55-56.

[58] Там же. С. 56.

[59] Согомонов Ю.В. Добро и зло. М., 1965. С. 37-38.

[60][60] Герцен А.И. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[61] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[62] Дидро Д. Собр. соч. в 10-и т. М.-Л., 1935-1947. Т. V. С. 133. То же у Бетховена: “Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям”. Но здесь может быть неточен перевод. “Давать счастье” — в некоторых случаях такое выражение допустимо... Если употреблять его в фигуральном смысле или как некоторое художественное преувеличение.

[63] Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956. С. 5.

[64] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 274.

[65] См.: Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 9.

[66] По ту сторону добра и зла, 188. – Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 309.

[67] Эта фраза Э.Ферми взята из документального фильма о И.В.Курчатове "Цепная реакция", показанного по телеканалу "РТР" 12 января 2003 г. в 10.15.

* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.

[68] Я не беру случаи убийства на войне, на дуэли, по неосторожности или в целях самообороны. Это особые случаи. В них надо разбираться отдельно.

[69] См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.

[70] После звездочек — мысли автора книги.

[71] Из предисловия к книге “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”.

[LB1] Ю. Рюриков: “Есть много видов счастья: детское и родительское, любовное и супружеское, счастье победы, преодоления преград, счастье творчества, открытия, счастье путешествий, узнаваний нового... Есть счастье “седьмого неба” и счастье долгого пути по земле.

В семье, в сердечных отношениях людей чаще всего встречаются два счастья — одно бурное, другое спокойное.

Бурное — это счастье любви, счастье взмывающих взлетов, когда в человеке как бы вспыхивает внутреннее солнце и озаряет всю его жизнь. Спокойное — это счастье теплого домашнего климата, добрых человеческих отношений. Его дают радости материнства, уверенность в спутнике жизни, супружеские симпатии. Это счастье домашней дружбы, домашнего очага.” — Его “Два счастья”, журн. “Работница”, 1976, № 8. С. 21.

Здоровье — 90 процентов счастья.

[LB2] (íàïðèìåð, â ãëàçàõ íåêîòîðûõ ðóññêèõ êàâêàçöû — "÷åðíûå", ñðåäíåàçèàòû — "÷óðêè"; "ïîíàåõàëè òóò âñÿêèå").

[LB3]

Пусть тот, кто заказал убийство или готовится совершить его, отменит свое решение, а тот, кто уже обагрил свои руки в крови, покается и отдаст себя в руки правосудия!

Наши рекомендации