Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ: _________________проф. А.А. Корников, декан исторического факультета «__2__»___июня___2015_ г.

Рабочая программа дисциплины

Философия

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка
Направление подготовки: 41.03.05. Международные отношения
Направленность (профиль) ОП: Мировые политические процессы
Тип ОП: программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения ОП: 4 года

Иваново, 2015 г.

Цели освоения дисциплины

Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «41.03.05 Международные отношения» и начинает готовить студента-международника к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной видам деятельности.

Цель курса –формирование культуры мыслительной деятельности в моделях философского дискурса, что предполагает научение соотнесения различных философских парадигм (философем) с актуальной (реализуемой субъектом) сферой бытия или деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс является составной частью цикла Б. 1 − базовая часть. Концептуально курс, читаемый в первом семестре, связан с дисциплинами «Логика» (цикла Б. 1 – дисциплины по выбору), изучаемой в третьем семестре, и «История России» (цикла Б. 1 – базовая часть), изучаемой в первом и втором семестрах.

Для успешного освоения курса студент должен отвечать следующим характеристикам:

ü знать основные (реперные) точки мировой истории;

ü иметь представление о взаимосвязи оснований (причин) и следствий;

ü владеть основами формально-логического мышления;

ü владеть навыками структурирования мысли и аргументации;

ü уметь составлять конспекты изучаемой литературы и источников;

ü быть готовым к проблемному диалогу;

ü уметь грамотно и четко излагать собственные мысли.

Главным требованием, предъявляемым к студенту первого курса направления «41.03.05 Международные отношения», является его готовность быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства.

Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «Философия», облегчают освоение последующих гуманитарных дисциплин, так как основываются на фундаментальной методологии системного подхода, обладающей в целом эвристическим потенциалом применительно к логике общения, понимания и анализа текстов (информации) разного уровня сложности и репрезентативности; предполагают применение дедукции, индукции и аналогии как основополагающих форм мышления для осмысления правовой действительности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»

Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, професионально-дисциплинарных и профессиональных компетенций:

v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

v умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

v стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

v умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

v осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

v навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

v способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

v способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16);

v умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);

v осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19);

v готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20);

v готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-25);

v знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);

v ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5);

v знание этапов становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств (ПК-14).

В результате обучения студент должен:

Знать:

® объект и предмет философии как науки, место и значение философии в системе культуры (ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-16, ОК-17, ОК-19, ПДК-5);

® специфику философского метода познания действительности (в сравнении с мифологическим, научным, религиозным, художественным) (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-16, ОК-17, ПДК-2, ПДК-5);

® функции философии для индивидуального и общественного сознания (ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-16, ОК-17, ОК-19, ОК-2О);

® структуру (систему) философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксиология; философская антропология, социальная философия, этика, эстетика) (ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-19, ОК-2О, ОК-25, ПДК-2);

® историю мировой философии и представлять логику ее развития с древнейших времен (древнеегипетский герметизм, китайская, индийская и античная философия) до наших дней (философия ХХ века, основные тенденции отечественной и зарубежной в современной философии) (ОК-1, ОК-10, ОК-12, ОК-17, ОК-19, ОК-2О, ПДК-5);

® систему понятий и категорий философии как науки и учебной дисциплины (бытие, небытие, материя, пространство, время, движение, сознание, мышление, язык, речь, бессознательное и т. д.) (ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-17, ОК-19, ОК-2О);

® основные линии развития мировой философии, ее основные направления и школы, а также ее виднейших представителей (ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-25, ПДК-5);

® национальные философские школы (немецкая, английская, французская, испанская, русская, американская) (ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-25, ПДК-5);

® значимые первоисточники по истории развития мировой философской мысли (ОК-2, ОК-17);

® наиболее авторитетные философские парадигмы (философемы) осмысления индивидуального и общественного бытия (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-19, ОК-2О);

® основные философские, социально-философские, философско-культурологические закономерности индивидуального и общественного развития (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-12, ОК-19, ОК-2О, ПДК-5);

® конкретно-исторические, этно-национальные (европейская, азиатская, евразийская) и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики (ОК-1, ОК-2, ПДК-2, ПДК-5, ПК-14);

® объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-10, ОК-17, ОК-19, ОК-2О, ОК-25);

® основные потребности человека, эмоции и чувства (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-2О, ОК-25);

® основные функции психики, иметь представление о роли разума, сознательного и бессознательного в регуляции поведения и функционирования общества и ноосферы (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-2О, ОК-25);

® условия формирования личности, ее свободы, ответственности, прав и свобод, понимать роль насилия и ненасилия в истории и поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим и самому себе (ОК-1, ОК-2О, ОК-25, ПДК-2);

Уметь:

v оперировать понятиями и категориями античной, средневековой, новоевропейской и современной философии (ОК-2, ОК-9, ОК-12, ОК-10, ПК-14);

v создавать и использовать опорные сигналы к определенным вопросам или философским проблемам (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-19, ОК-2О);

v выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-19, ОК-2О, ПДК-2, ПК-14);

v определять философему, адекватную актуальной (реализуемой субъектом) сфере бытия или деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-12, ОК-17, ПДК-2);

v давать логически верные определения научным и философским понятиям (ОК-2, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПДК-5);

v вести научный диалог по актуальным вопросам и проблемам современной философии (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПДК-2, ПДК-5);

v корректно излагать мысли, почерпнутые из первоисточников и литературы (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-17,);

v критически анализировать первоисточники и литературу по заданной проблематике (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПДК-5);

v логически оперировать найденной информацией, создавая целостный системный образ репрезентации проблемы (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ОК-20, ПДК-2, ПДК-5);

v анализировать взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней (ОК-1, ОК-16, ОК-17, ОК-19, ОК-20, ОК-25);

v определять соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни (ОК-1, ОК-16, ОК-17, ОК-19, ОК-20, ОК-25, ПДК-2, ПДК-5);

v видеть своеобразие философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека (ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-16,ОК-17,ОК-19);

Владеть:

v метафизическим, диалектическим, историческим, компаративистским, герменевтическим, феноменологическим, экологическим, семиотическим, системно-синергетическим, ноосферно-универсумным подходами к анализу актуальной (реализуемой субъектом) сферы бытия или деятельности (ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-20, ОК-25, ПДК-2);

v опытом организации и осуществления научной деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-10);

v опытом создания презентаций по отдельным философским проблемам и вопросам (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-12);

v навыками ведения дискуссии (ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-20, ОК-25);

v навыками ведения различных видов диалога (полилога) (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОУК-19, ПДК-5);

v активными приемами работы с аудиторией (ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПДК-2, ПК-914);

v приемами самоорганизации деятельности (самообразования, саморазвития, самосовершенствования и т. д.) (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПДК-2, ПК-14);

v системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов (ОК-12, ОК-8, ОК-9, ОК-10);

v современными личностно-ориентированными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни (ОК-12, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-14);

v навыками системного, семиотического, информационного подходов к анализу текстов (ОК-3, ОК-8, ОК-9, ОК-10);

v гипотетико-дедуктивным, индуктивным и аналогическим способами познания исторической, социальной и политической действительности (ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10).

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) − 36часов.

Самостоятельная работа (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, дискуссиям, выступлениям) − 36 часа.

Подготовка к экзамену, консультации, сдача экзамена – 36 часов.

Наши рекомендации