Тематика контрольных работ для студентов ФЗО

1. Предназначение философии, ее смысл и функции.

2. Философия в системе культуры.

3. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

4. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление.

5. Проблема классификации форм движения.

6. Проблема обратимости и цикличности исторического времени.

7. Историческое время и проблема ускорения темпов общественного развития.

8. Проблема развития в философии.

9. Проблема диалектики в современной философии.

10. Проблема детерминизма в философии.

11. Прогресс в живой природе, его основные черты и критерии.

12. Противоречивый характер общественного прогресса.

13. Специфика социального детерминизма.

14. Соотношение случайности и необходимости в общественном развитии.

15. Причинность и целостность в живой природе.

16. Диалектика необходимости и случайности в эволюционном процессе.

17. Диалектическое единство человека и Вселенной.

18. Развитие и прогресс.

19. Диалектика и современность.

20. Эволюция представлений о соотношении человека и космоса.

21. Антропный принцип: ритмы вселенной и жизнь человека.

22. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.

23. Человечество как часть биосферы.

24. Моральная и эстетическая ценность природы.

25. Демографическая ситуация в современном мире.

26. Чернобыльская катастрофа: последствия и пути выхода.

27. Развитие представлений о взаимодействии общества и природы в различные исторические эпохи.

28. Основные типы отношений и связей в системе «общество-природа».

29. Экология и здоровье человека.

30. Идея гармонии человека и природы на различных этапах человеческой истории.

31. Диалектика материального и идеального.

32. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.

33. Язык как знаковая система и средство общения.

34. Проблема идеального в философии.

35. Самосознание как проблема философии.

36. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

37. Загадки происхождения сознания.

38. Вера и надежда как компоненты сознания.

39. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.

40. Бессознательное как психический феномен.

41. Дух, душа, сознание, сверсознание.

42. Архитипическая модель К.Юнга и коллективное бессознательное.

43. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихические проблемы.

44. Многообразие форм духовного опыта человека.

45. Индивидуальное и общественное сознание.

46. Структура общественного сознания.

47. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

48. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народа.

49. Социальная природа человеческих действий.

50. Духовные основания человеческой деятельности.

51. Ценности, потребности, интересы как мотивы социальных действий.

52. Практика и сознание, практика и культура.

53. Практика и законы материального мира.

54. Творчество как высшая форма активности человека.

55. Общество как социальный способ бытия человека в мире.

56. Возрастание роли субъективного фактора в процессе развития общества.

57. Свобода и необходимость в общественном развитии.

58. Проблема периодизации исторического процесса: общественно-экономическая формация, цивилизация, историческая эпоха, социальный цикл.

59. Понятие социальной структуры и социальной стратификации в современной социологической теории.

60. Личность и массы в структуре социального действия.

61. Общественный прогресс: существует ли он?.

62. Теории исторического круговорота и культурно-исторических типов в философии истории.

63. Субъекты истории: социальная группа, народ.

64. Проблема единства, направленности и смысла истории.

65. Соотношение эволюции и революции в общественном развитии.

66. Современные общественно-политические процессы в РБ.

67. Нации и национальные отношения в современном мире.

68. Добро и зло в истории.

69. Религиозное понимание смысла истории.

70. Оптимистические и пессимистические трактовки социально-исторической перспективы.

71. Культура как мера развития человека.

72. Элитарная и массовая культура: их природа и характер.

73. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др.

74. Понятие контркультуры и антикультуры.

75. Концепции замкнутости культур в философии Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

76. Возникновение единого информационно-экологического общества: миф или реальность?

77. Культуры традиционные и нетрадиционные.

78. Проблема преемственности в развитии культуры.

79. Философия о современной цивилизации, ее достоинствах и недостатках.

80. Культура и цивилизация: модели объяснения.

81. Условия и предпосылки развития белоруской культуры.

82. Проблемы духовного развития белорусского народа.

83. Культура и научно-технический прогресс.

84. Духовность и гуманизм.

85. Цивилизация: прошлое, настоящее, будущее.

86. Экологическая альтернатива в развитии современной цивилизации.

87. Философская антропология и проблема построения целостного образа человека.

88. Антропосоциогенез и естественно-научное познание.

89. Основания свободы человека.

90. Свобода и ответственность.

91. Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.

92. Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации.

93. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

94.Общечеловеческие, социально-групповые и индивидуально-личностные ценности, их динамика и роль.

95. Проблема иерархии ценностей: сущее и должное.

96. Истина, добро, красота в иерархии ценностей.

97. Концепция универсального человека и ее эволюция.

98. Образы человека в религиях мира.

99. Проблема исторической необходимости, отчуждения и свободы человека.

100. Проблема личности в ХХ веке.

101. Социальный прогресс и свобода личности.

102. Многообразие форм познания.

103. Цели и смысл познавательной деятельности.

104. Знание и информация в познавательной деятельности.

105. Агностицизм и его исторические разновидности.

106. Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.

107. роль интуиции в познавательном процессе.

108. Проблема понимания в теории познаний.

109. Истина и ценность.

110. Истина и правда.

111. Взаимодействие теории и практики в процессе познания.

112. Научное познание и его специфические признаки.

113. Идеалы и нормы науки.

114. Природа научной революции.

115. Наука и мораль.

116. Теория как высшая форма научных знаний.

117. Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.

118. Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.

119. Основные формы и методы научного предвидения.

120. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.

121. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.

122. Фантастика, утопия, футурология: сходство и различие.

123. Понятие и причины кризиса современной цивилизации.

124. На пороге ХХI века: человечество перед лицом глобальных проблем.

125. Социальный идеал: пути формирования и трудности реализации.

126. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.

Утверждены на заседании кафедры 28.08.2015 г., пр. № 1

Зав. кафедрой философии,

Канд. философских наук, доцент В.М.Белокурский

Наши рекомендации