Тематика контрольных работ для студентов ФЗО
1. Предназначение философии, ее смысл и функции.
2. Философия в системе культуры.
3. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.
4. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление.
5. Проблема классификации форм движения.
6. Проблема обратимости и цикличности исторического времени.
7. Историческое время и проблема ускорения темпов общественного развития.
8. Проблема развития в философии.
9. Проблема диалектики в современной философии.
10. Проблема детерминизма в философии.
11. Прогресс в живой природе, его основные черты и критерии.
12. Противоречивый характер общественного прогресса.
13. Специфика социального детерминизма.
14. Соотношение случайности и необходимости в общественном развитии.
15. Причинность и целостность в живой природе.
16. Диалектика необходимости и случайности в эволюционном процессе.
17. Диалектическое единство человека и Вселенной.
18. Развитие и прогресс.
19. Диалектика и современность.
20. Эволюция представлений о соотношении человека и космоса.
21. Антропный принцип: ритмы вселенной и жизнь человека.
22. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.
23. Человечество как часть биосферы.
24. Моральная и эстетическая ценность природы.
25. Демографическая ситуация в современном мире.
26. Чернобыльская катастрофа: последствия и пути выхода.
27. Развитие представлений о взаимодействии общества и природы в различные исторические эпохи.
28. Основные типы отношений и связей в системе «общество-природа».
29. Экология и здоровье человека.
30. Идея гармонии человека и природы на различных этапах человеческой истории.
31. Диалектика материального и идеального.
32. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.
33. Язык как знаковая система и средство общения.
34. Проблема идеального в философии.
35. Самосознание как проблема философии.
36. Самосознание, самопознание и проблема «Я».
37. Загадки происхождения сознания.
38. Вера и надежда как компоненты сознания.
39. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.
40. Бессознательное как психический феномен.
41. Дух, душа, сознание, сверсознание.
42. Архитипическая модель К.Юнга и коллективное бессознательное.
43. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихические проблемы.
44. Многообразие форм духовного опыта человека.
45. Индивидуальное и общественное сознание.
46. Структура общественного сознания.
47. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.
48. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народа.
49. Социальная природа человеческих действий.
50. Духовные основания человеческой деятельности.
51. Ценности, потребности, интересы как мотивы социальных действий.
52. Практика и сознание, практика и культура.
53. Практика и законы материального мира.
54. Творчество как высшая форма активности человека.
55. Общество как социальный способ бытия человека в мире.
56. Возрастание роли субъективного фактора в процессе развития общества.
57. Свобода и необходимость в общественном развитии.
58. Проблема периодизации исторического процесса: общественно-экономическая формация, цивилизация, историческая эпоха, социальный цикл.
59. Понятие социальной структуры и социальной стратификации в современной социологической теории.
60. Личность и массы в структуре социального действия.
61. Общественный прогресс: существует ли он?.
62. Теории исторического круговорота и культурно-исторических типов в философии истории.
63. Субъекты истории: социальная группа, народ.
64. Проблема единства, направленности и смысла истории.
65. Соотношение эволюции и революции в общественном развитии.
66. Современные общественно-политические процессы в РБ.
67. Нации и национальные отношения в современном мире.
68. Добро и зло в истории.
69. Религиозное понимание смысла истории.
70. Оптимистические и пессимистические трактовки социально-исторической перспективы.
71. Культура как мера развития человека.
72. Элитарная и массовая культура: их природа и характер.
73. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др.
74. Понятие контркультуры и антикультуры.
75. Концепции замкнутости культур в философии Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.
76. Возникновение единого информационно-экологического общества: миф или реальность?
77. Культуры традиционные и нетрадиционные.
78. Проблема преемственности в развитии культуры.
79. Философия о современной цивилизации, ее достоинствах и недостатках.
80. Культура и цивилизация: модели объяснения.
81. Условия и предпосылки развития белоруской культуры.
82. Проблемы духовного развития белорусского народа.
83. Культура и научно-технический прогресс.
84. Духовность и гуманизм.
85. Цивилизация: прошлое, настоящее, будущее.
86. Экологическая альтернатива в развитии современной цивилизации.
87. Философская антропология и проблема построения целостного образа человека.
88. Антропосоциогенез и естественно-научное познание.
89. Основания свободы человека.
90. Свобода и ответственность.
91. Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.
92. Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации.
93. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
94.Общечеловеческие, социально-групповые и индивидуально-личностные ценности, их динамика и роль.
95. Проблема иерархии ценностей: сущее и должное.
96. Истина, добро, красота в иерархии ценностей.
97. Концепция универсального человека и ее эволюция.
98. Образы человека в религиях мира.
99. Проблема исторической необходимости, отчуждения и свободы человека.
100. Проблема личности в ХХ веке.
101. Социальный прогресс и свобода личности.
102. Многообразие форм познания.
103. Цели и смысл познавательной деятельности.
104. Знание и информация в познавательной деятельности.
105. Агностицизм и его исторические разновидности.
106. Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.
107. роль интуиции в познавательном процессе.
108. Проблема понимания в теории познаний.
109. Истина и ценность.
110. Истина и правда.
111. Взаимодействие теории и практики в процессе познания.
112. Научное познание и его специфические признаки.
113. Идеалы и нормы науки.
114. Природа научной революции.
115. Наука и мораль.
116. Теория как высшая форма научных знаний.
117. Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.
118. Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.
119. Основные формы и методы научного предвидения.
120. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.
121. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.
122. Фантастика, утопия, футурология: сходство и различие.
123. Понятие и причины кризиса современной цивилизации.
124. На пороге ХХI века: человечество перед лицом глобальных проблем.
125. Социальный идеал: пути формирования и трудности реализации.
126. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.
Утверждены на заседании кафедры 28.08.2015 г., пр. № 1
Зав. кафедрой философии,
Канд. философских наук, доцент В.М.Белокурский