О ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, посредством которой зарождаются первые в мире Республики в Форме самых суровых Аристократий 1 страница
Так основались семьи из этих famuli, заполученных Героями посредством веры, или силы, или покровительства; famuli были первыми в мире Союзниками (socii), как мы видели выше; от произвола Господ зависела их жизнь, а следовательно, также и их приобретения: когда Герои вследствие Циклопической Власти Отца обладали правом жизни и смерти над своими собственными сыновьями, тогда, как следствие из такого права над личностью, они обладали также и деспотическим правом над всеми их приобретениями. Это понял Аристотель, определявший сыновей в семье так: "одушевленные орудия своих отцов"; а Законы XII Таблиц до времен самой широкой народной Свободы сохраняли за Римскими отцами семейств обе следующие монархические черты: власть над личностью и собственность на приобретения: до появления Императоров сыновья, как рабы, имели лишь один единственный вид имущества — peculium, и Отцы в первые времена действительно были властны трижды продавать своих сыновей в рабство; позднее, когда приобрела силу мягкость культурных времен, обычно проделывали три фиктивных продажи, если хотели освободить сына из-под отцовской власти. Галлы и Кельты также сохраняли равную власть и над сыновьями и над рабами404. Обычай действительной продажи отцами своих сыновей был обнаружен в Западных Индиях, а в Европе такая продажа до четырех раз практикуется Московитами и Татарами. Значит, мало правды в том, будто другие Варварские Нации не обладают отцовской властью talem qualem habent Gives Romani405; явная ложность этого вытекает из той общей вульгарной ошибки, с которой Доктора Юриспруденции восприняли это изречение: ведь Римские Юристы сказали его по отношению к Нациям, побежденным Римским народом, а они (как подробнее это будет показано ниже) были по праву войны лишены всех гражданских прав, и таким образом у них осталась только естественная отцовская власть и, следовательно, только естественные кровные узы, так наз. cognatio; с другой стороны, у них осталась также естественная, т.е. бонитарная собственность; в силу всего этого и обязательства их были естественными, de Jure Natural! Gentium, которые Ульпиан специфицировал прибавкой "Humanarum". На основании этих соображений все народы, находящиеся за пределами Римской Империи, должны были иметь все эти установления гражданского права такие, какие были у самих Римлян.
Но вернемся к нашему рассуждению. Со смертью своих отцов сыновья оказывались освобожденными из-под такой личной монархической власти; обратно тому — каждый сын брал ее полностью для себя (поэтому каждый Римский Гражданин, свободный от отцовской власти, называется в Римском праве "Отцом семейства" — Paterfamilias). Но так как Famuli всегда должны были жить в состоянии слуг, то, естественно, по прошествии долгого времени они должны были этим пресытиться до тошноты (согласно выставленной нами выше Аксиоме406, что каждый подчиненный человек естественно жаждет избавиться от рабства). Таким образом они оказываются Танталом (плебейским, как мы только что говорили), который не может коснуться зубами яблок (это —золотые яблоки пшеницы, как мы выше разъяснили, поднимающейся на землях Героев), а чтобы утолить жгучую жажду, он не может взять даже маленького глотка воды — она доходит ему до самых губ, а потом убегает; Иксионом, который вечно вращается в колесе; Сизифом, который толкает вверх камень, брошенный Кадмом (твердая земля, достигнув вершины, обрушивается вниз; так у Латинян осталось vertere terrain — "переворачивать землю" вместо "обрабатывать" ее, a saxum volvere — "катать камень" вместо "с жаром выполнять долгую и трудную работу"). В силу всего этого Famuli должны были взбунтоваться против Героев. Это и есть та необходимость, предположенная нами в общей форме в Аксиомах407, в которую поставили Famuli Героических Отцов в состоянии Семей, и из этой необходимости зародились Республики. Ведь именно тогда, при столь великой нужде, сама природа должна была принудить Героев объединиться в сословия, чтобы противостоять многочисленным восставшим Famuli; возглавить же Героев должен был какой-нибудь Отец, более всех свирепый и обладающий наибольшим присутствием духа; таких Отцов называли Царями, Reges, от глагола regere, что значит в собственном смысле "поддерживать" и "направлять". Таким образом, говоря вразумительными словами юриста Помпония, rebus ipsis dictantibus regna condita408; это сказано соответственно учению Римского Права, которое устанавливает, что Jus naturale gentium Divina Providentia constitutum409. Так возникли Героические Царства; но так как Отцы были Суверенными Царями в своих Семьях при взаимном равенстве в этом состоянии и так как вследствие свирепой природы Полифемов ни один, естественно, не желал уступить другому, то сами собою возникли правящие Сенаты, т. е. Сенаты из многих семейных Царей; без всякого человеческого руководства или совета они оказались вынужденными объединить свои личные интересы на Общем каждому из них интересе; последний же называется "отеческим" (patria), а если подразумевать при этом также и res, то значит, "interesse (интересы) patres (отцов)"; и Благородные поэтому назывались Patricii (патриции); поэтому же только Благородные были гражданами первого отечества (patria). Таким образом, может оказаться правильным дошедшее до нас Предание, что в первые времена выбирали Царей по природе; два золотых места у Тацита, "de Moribus Germanorum", по этому поводу позволяют нам сделать предположение о существовании такого же обычая и у всех других первых варварских народов; одно из них: поп casus поп fortuita conglobatio turmam, aut cuneum, facit, sed familiae et propinquitates; второе: duces exempio potius quam imperio si prompti, si conspicui, si ante aciem agant, admiratione praesunt410.
Что такими были первые Цари на земле, доказывается следующим: Поэты-Герои именно таким представляли себе Юпитера на небе. Царя людей и богов, согласно золотому месту из Гомера411, где Юпитер извиняется перед Фетидой, — он, мол, ничего не может сделать вопреки тому, что Боги однажды определили в Великом Небесном Совете (это — язык настоящего Аристократического Царя); впоследствии Стоики старались вложить сюда свою догму о Юпитере, подчиненном Року: но ведь Юпитер и другие Боги держали совет о людских вещах и тем самым определяли их своей свободной волей. Приведенное здесь место объясняет и два других у того же Гомера, на которых Политики ошибочно основывают то мнение, будто Гомер имел в виду Монархию: одно — где Агамемнон упрекает в неповиновении Ахилла, другое — где Улисс убеждает бунтующих и желающих возвратиться домой Греков продолжать начатую осаду Трои; в обоих случаях Гомер говорит, что один у них Царь; ведь и то и другое сказано на войне, где один главнокомандующий, соответственно следующему подмеченному Тацитом правилу: earn esse imperandi conditionem, ut non aliter ratio constet, quam si uni reddatur412. Кроме того, тот же Гомер во многих местах обеих своих поэм упоминает Героев и везде с неизменным эпитетом "Цари"; с этим удивительно совпадает одно золотое место из "Книги Бытия", где Моисей, перечисляя потомков Исава, всех их называет Царями413; мы сказали бы — Старейшины, в Вульгате читаем — Duces. Послы Пирра доносят ему, что они видели в Риме Сенат из многих Царей. Ведь, поистине, совершенно невозможно представить себе в гражданской природе ни одной причины, из-за которой Отцы при такой перемене состояния должны были бы изменить что-нибудь другое из своего прежнего естественного состояния, кроме подчинения своей суверенной Семейной власти самим их правящим Сословиям; скорее, Природа Сильных, как мы предпослали в Аксиомах414, заключается в том, чтобы приобретения, добытые доблестью, уступать насколько можно меньше, и притом лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы сохранить приобретенное; поэтому мы так часто читаем в Римской Истории о героическом негодовании сильных, которое плохо переносит virtute parta per flagitium amittere415. Раз только мы предположили, перебрав все возможные человеческие причины, что состояние гражданственности зарождается не от обмана и не от силы одного единственного (как мы показали выше и как ниже это будет разобрано более подробно), так тотчас же можно представить себе и другой путь, каким из семейной Власти могла образоваться гражданская Власть и как из естественной отцовской собственности (которая, как мы говорили выше, была ex jure optimo в смысле свободы от всякого частного и публичного обременения) могло образоваться dominium eminens Гражданского состояния.
Путь этот таков, — и при нашем способе рассмотрения его удивительно доказывает Происхождение Слов. На основе dominium optimum, которое Отцы у Греков называли 5bcaiov apWTOV, основались Республики, называвшиеся (как по другому поводу было сказано выше) у Греков Аристократическими, у Латинян — Республиками Оптиматов, от Ops, Богиня могущества; может быть, поэтому Ops, от которой произошло optimus (арютос У Греков, а затем optimas — у Латинян), была названа женою Юпитера, иными словами, она принадлежала к Правящему Сословию Героев, присвой эших себе, как выше было сказано, имена Богов: ведь Юлона на языке ауспиций считалась женою Юпитера, понятого как грозовое Небо. Матерью таких Богов, как сказано выше, была Кибела, ее же считали Матерью Гигантов, т. е. в собственном смысле слова — Благородных; как мы увидим ниже, в "Поэтической Космографии", Кибелу считали Царицей Городов. Итак, от Ops получили свое название Оптиматы. Все Республики Оптиматов были установлены исключительно для того, чтобы сохранить могущество за Благородными; с этой целью они придерживаются (и в этом их вечное свойство) двух следующих главных способов охраны: охраны Сословий и охраны Границ. Из охраны Сословий вытекает прежде всего охрана Родства, почему Римляне до 309 года от основания Рима делали коннубии недоступными для плебса; затем — охрана Магистратов, почему Патриции так долго сопротивлялись претензии плебса на Консулат; после этого — охрана Жречества и, наконец, охрана Законов, которые у всех первых наций рассматриваются как нечто священное; поэтому же до Законов XII Таблиц Благородные правили Римом на основе обычного права, как в Аксиомах416 нам удостоверил Дионисий Галикарнасский; и даже еще через сто лет после этих законов Благородные держали замкнутой Интерпретацию их в Коллегии Понтификов (по рассказу юриста Помпония), так как до этого времени вступать в нее могли только Благородные. Вторая главная охрана — это охрана Границ; поэтому Римляне до Войны с Коринфом соблюдали в войнах несравненную справедливость, чтобы не приучать плебеев к войне, и высшее милосердие в победах, чтобы не обогащать их, как выше об этом были выставлены две Аксиомы417.
Этот великий и важный штрих Поэтической Истории содержится в Мифе о Сатурне, собирающемся пожрать младенца Юпитера, которого скрывают жрецы Кибелы и шумом оружия заглушают его крики. Здесь Сатурн должен быть характером Famuli, в качестве поденщиков обрабатывающих поля Отцов-господ и страстно жаждущих отнять у них эти поля, чтобы прокормиться ими. Таким образом, этот Сатурн оказывается отцом Юпитера, так как от него как бы случайно зарождается Гражданское Царство Отцов418; последнее же объясняется, как было сказано прежде, характером того Юпитера, жена которого — One; ведь женою Юпитера — Бога ауспиций (а самыми торжественными ауспициями были молнии и орлы) — была Юнона, он — Отец Богов, т.е. Героев, считавших себя сыновьями Юпитера, так как они были порождены его ауспициями во время торжественных бракосочетаний, а божеством последних была Юнона; Герои взяли себе имена Богов, мать которых — Земля, т.е. One, жена этого Юпитера, как все это было сказано выше. Тот же Юпитер назывался Царем Людей, т.е. Famuli в состоянии Семей и плебеев в состоянии Героических Городов. Эти два божественных титула из-за незнания Поэтической Истории смешивались друг с другом, так что Юпитера делали даже Отцом тех людей, которые до позднейших времен древней Римской Республики поп poterant nomine ciere patrem419, как рассказывает Ливии, так как они родились от естественных, а не от торжественных браков; поэтому в Юриспруденции осталось следующее правило: nuptiae demonstrant patrem420.
Продолжим разбор Мифа о Жрецах Кибелы, т.е. One, укрывающих Юпитера, так как первые Царства повсюду были жреческими, как отчасти было сказано выше и как ниже будет показано полностью. Латинские Филологи предположительно говорили, что по этому укрыванию421 был назван Лациум; Латинский язык сохранил нам эту историю в выражении condere regna422, как было сказано в другом месте; так как отцы замкнулись в сословия против бунтующих Плебеев, то из тайны сословий начало постепенно возникать то, что Политики называют arcana imperil423. Шумом оружия жрецы не давали Сатурну услышать криков Юпитера, только что родившегося для объединения отцов в сословие, и таким образом они спасли его; здесь совершенно точно рассказывается нам о том, о чем смутно говорит Платон: Республики зародились на основе оружия; рядом с этим следует поставить то, что Аристотель сказал нам выше в Аксиомах424: в Героических Республиках Благородные клялись быть вечными врагами Плебсу; и отсюда сохранилось то вечное свойство, как скажем мы теперь, что слуги — неизбежные враги своих хозяев. Такую историю Греки сохранили нам в следующей этимологии: от тгбХи; — "город" — они называли тгбХбиое — "война".
Тогда Греческие Нации создали себе Десятое божество так называемых Gentes Majores — Минерву. Рождение ее они представляли себе столь же дико, сколь и безобразно, а именно — будто Вулкан топором рассек голову Юпитера, и из нее родилась Минерва. Этим они хотели сказать, что множество Famuli, исполнявших рабскую работу и обнимаемых, как было сказано выше, поэтическим родовым понятием плебейского Вулкана, разрушили (в смысле ослабили или уменьшили) царство Юпитера, от чего у Латинян сохранилось minuere caput вместо "разбить голову": не умея сказать абстрактно: "царство.", они соответственно говорили: "голова". Царство Юпитера в состоянии Семей было монархическим. Famuli же преобразовали его в аристократическое состояние городов; таким образом, не лишено основания то предположение, что от minuere была названа у Латинян Минерва. От этой самой отдаленной поэтической древности сохранилось у тех же Латинян в Римском Праве capitis deminutio в значении "изменение состояния": так Минерва изменила состояние Семей в состояние Городов.
В этот Миф Философы вкладывали впоследствии самую возвышенную из своих метафизических мыслей: что Вечная Идея в Боге порождена самим Богом, почему и сотворенные идеи в нас произведены им же. Однако ПоэтыТеологи рассматривали Минерву с точки зрения Идеи Гражданского Порядка, как и у Латинян слово ordo ("порядок") преимущественно обозначало Сенат. Может быть, это дало повод Философам считать Минерву вечной Идеей Бога, ибо она — не что иное, как Вечный Порядок; от этого сохранилось то вечное свойство, что порядок (или сословие — ordo) наилучших — это Мудрость Городов. Однако Минерва у Гомера всегда определяется двумя постоянными эпитетами — "воительница" и "разорительница"; и только в двух местах425, сколько мы помним, мы прочли у него о Минерве с эпитетом "советчица". Ей были посвящены сова и маслина, не потому, конечно, что она думает ночью и читает и пишет при свете фонаря, а для того, чтобы обозначить ночь тайников, в которых была основана, как мы выше говорили, культура, а может быть, и для того, чтобы более точно обозначить, как Героические Сенаты, составлявшие Города, тайно обдумывали законы. От этого остался, несомненно, обычай членов Ареопага производить голосование в темноте в Афинском сенате; Афины же были Городом Минервы, и она называлась 'ASqva; по тому же героическому обычаю у Латинян существовало выражение condere Leges, так что legum conditores были в собственном смысле Сенаты, предписывавшие законы, тогда как Legum latores переносили законы от Сенатов к плебейскому народу (выше это было сказано по поводу обвинения Горация). Поэты-Теологи никогда не рассматривали Минерву в качестве Богини Мудрости, так как на статуях и медалях мы видим ее вооруженной; она была также Минервой в курии, Палладой — в плебейских собраниях (так, у Гомера Паллада ведет Телемаха на собрание плебса, — Телемах называет его "иным народом", — когда он собирается уезжать на поиски своего отца Улисса) и, в конце концов, Веллоной — на войне.
Таким образом, следует сказать, что если Минерва была ошибочно понята Поэтами-Теологами как Мудрость, то наравне с этой ошибкой стоит и другая: будто слово curia происходит от curanda republica426 в те времена, когда нации были тупыми и глупыми. Кирш у древнейших Греков происходит от Xeip — "рука", отсюда же равным образом curia у Латинян. Это подтверждается двумя следующими великими обломками Древности, которые, как было сказано в Хронологической Таблице и в написанных к ней Примечаниях, Дионисий Петавиус нашел, к нашему счастью, забытыми в глубине греческой Истории еще до века Героев Греции, т. е-, следовательно, еще тогда, когда там, говоря нашими словами, продолжался Век Богов Египтян. Один из этих обломков заключается в том, что Гераклиды, т. е. потомки Геркулеса, были рассеяны по всей Греции, даже по Аттике, где находились Афины, и что потом они отступили на Пелопоннес, где была Спарта, аристократическая Республика, или царство с двумя царями расы Геркулеса, так называемыми Гераклидами, т.е. благородными, распоряжавшимися законами и войной под попечением Эфоров. Последние были попечителями Свободы, но не народной, а господской; они приказали удавить царя Агиса за то, что тот покусился передать народу Закон о Новом Счете (Ливии его определяет facem ad accendendum adversus Optimates Plebem427) и другой закон о Завещаниях, который распространял наследование за пределы Сословия Благородных, тогда как раньше оно сохранялось только среди них путем наследования по закону, ибо только они одни имели suitas, agnatio и gentilitas. To же самое было и в Риме до Законов XII Таблиц, как ниже будет показано; поэтому Кассий, Капитолиний, Гракхи и другие виднейшие граждане за желание облегчить какими-нибудь такими законами несчастный подавленный римский плебс были Сенатом объявлены мятежниками и убиты, как и Агис был удавлен Эфорами. Вот какими стражами народной свободы Лакедемона были Спартанские Эфоры, по свидетельству Полибия! Поэтому Афины, названные так по Минерве (у Греков — 'А8лУ01)> в первые свои времена должны были быть аристократией. Греческая История правдиво рассказала нам об этом выше, говоря, что Дракон царствовал в Афинах в то время, когда они были заняты Оптиматами; это же нам подтверждает Фукидид, рассказывая, что Афины находились под управлением суровейших Ареопагитов, в переводе Ювенала — Судей Марса, в смысле "вооруженные судьи", от "Aptic — "Марс" и тлул — откуда Латинское pagus; он лучше перевел бы "народ Марса", как назывался и Римский Народ: ведь при своем возникновении народы состоят из одних лишь благородных, и только они одни имеют право на оружие. Афины заблистали самыми прекрасными героическими доблестями и совершили выдающиеся подвиги, совершенно так же как Рим в то время (мы увидим это ниже), когда он был Аристократической Республикой. Это последнее состояние Перикл и Аристид (совершенно так же, как плебейские трибуны Сестий и Канулей в Риме) разрушили народной свободой. — Второй великий обломок состоит в следующем: Греки, вышедшие из Греции, наблюдали, что Куреты, т. е. Жрецы Кибелы, рассеяны по Сатурнии (древней Италии), по Криту и Азии; таким образом, повсюду у первых варварских наций должны были существовать Царства Куретов, соответствующие Царству Гераклидов, рассеянных по древнейшей Греции; эти Куреты были теми самыми вооруженными Жрецами, которые стуком оружия заглушали крики младенца Юпитера", так как Сатурн собирался его пожрать (этот Миф был только что разъяснен).
В силу всего сказанного об этом древнейшем моменте времен, именно таким образом возникли первые Куриатные Комиции (Comitia curiata), самые древние из всех, о каких мы только читаем в Римской Истории; первоначально они должны были состоять из вооруженных людей, впоследствии же они остались для того, чтобы рассматривать вещи священные, ибо в первые времена с этой последней точки зрения рассматривались вещи светские. Ливии428 удивляется, что такие объединения существовали в Галлии во времена Аннибала, проходившего через нее. Однако Тацит в "Нравах Германцев"429 рассказывает, что и у них такие объединения созывались Жрецами, и Жрецы налагали наказания оружием, как если бы там присутствовали сами Боги (совершенно правильной была мысль вооружать Героические Объединения для предписывания наказаний, так как высшая власть Законов следует за высшей властью Оружия); Тацит430 рассказывает также в общей форме, что Германцы вооруженными рассматривали все свои общественные дела и что председательствовали там Жрецы, как только что было сказано. Итак у Древних Германцев, позволяющих нам предполагать существование того же самого обычая у всех первых варварских народов, мы снова встречаем Царство Египетских Жрецов, мы снова встречаем Царство Куретов, т. е. вооруженных Жрецов, которых, как мы видели. Греки наблюдали в Сатурнии (Древней Италии), на Крите и в Азии; мы снова встречаем Квиритов самого древнего Лациума.
В силу всего рассмотренного Право Квиритов должно было быть естественным правом Героических Народов Италии, которое в отличие от права других народов называлось Jus Quiritium Romanorum; наименование Квириты (Quirites) произошло не от договора, заключенного между Сабинянами и Римлянами, так как если бы они были так названы от Cure, главного города Сабинян, то они были бы Куретами (Curetes), которых наблюдали Греки в Сатурнии; но если этот город Сабинян назывался Cere, как того
а как мы видели выше, младенец Геркулес убивает в колыбели змей, посредством которых Сатурн (он должен быть плебейским) собирается его пожрать: это должно значить, что под влиянием голода плебс страстно желал добиться собственности на поля. — В силу всего и т.д. хотят Латинские Грамматики, то жители его были бы (здесь видно это искажение представлений!) скорее Cerites. Последнее выражение обозначает римских граждан, приговоренных цензорами к несению общественных тягот, но не допущенных к гражданским почестям; в совершенно таком же положении были с самого рождения, как мы вскоре увидим, и плебеи Героических Городов, образовавшиеся из Famuli; в число их должны были войти и Сабиняне в те варварские времена, когда побежденные города лишались укреплений (так что Римляне не пощадили и самой Альбы, своей матери), а арендаторы изгонялись в равнины, где они были обязаны обрабатывать поля народов-победителей. Таковы были так называемые первые Провинции (provinciae), почти prope victae (почему Марций из Кориол, победивший этот город, был прозван Кориоланом); обратно тому, были названы позднейшие провинции, так как они были procul victae. В такие деревни выводились первые материковые Колонии, в собственном смысле называвшиеся Coloniae deductae, — это были отряды крестьянподенщиков, выведенных сверху вниз; впоследствии, в позднейших Колониях это значило совершенно противоположное: тогда из низких и тяжких мест Рима, где жили бедные плебеи, последних выводили в высокие и укрепленные места провинций, чтобы держать их в повиновении, — там плебеи становились господами,' а господа полей превращались в бедных поденщиков. Таким образом (по сообщению Ливия, видящего только результаты), Рим растет на развалинах Альбы, а Сабиняне несут в Рим зятьям в виде брачного выкупа за своих похищенных дочерей богатства Церы (Cere), как об этом впустую размышляет Флор. Таковы Колонии первоначальные, в отличие от Колоний после Аграрного Закона Гракхов (о первых тот же Ливии сообщает, что Римский Плебс в героических спорах с Благородными или негодует или еще больше дразнит ими себя), так как и фактически они не были последними; а так как они ничем не возбуждали римского плебса, а Ливии все же находит, что плебеи искали распри, то он •по этому поводу приводит свои пустые размышления.
Наконец, Минерва обозначала вооруженные Аристократические Сословия; это доказывает нам Гомер в том месте, где он рассказывает о распре Богов431. Минерва ранила ударом камня Марса (последний был, как мы видели выше, характером плебеев, служивших героям во время войн), а также в том месте432, где он сообщает, что Минерва хочет составить заговор против Юпитера, — это может случиться в Аристократии, где господа при помощи тайных совещаний оказывают давление на своих государей, если они стремятся к тирании: с этого времени, и только с этого времени, мы читаем, что убийцам тиранов воздвигаются статуи; ведь если мы будем считать тиранов Монархическими Царями, то убийцы окажутся мятежниками.
Так складывались первые Города из одних Благородных, которые в них повелевали; однако, так как в них неизбежно нужны были также и те, кто служит, то Герои здравым смыслом полезности принуждены были удовлетворить множество восставших клиентов; тогда Герои послали к ним первое посольство, которое по праву народов посылается только Суверенами; и притом они послали это посольство с самым первым в мире Аграрным Законом, где Сильные уступали клиентам как только можно меньше, а именно — бонитарную собственность на поля, отведенные для них Героями; таким образом, может быть, правда, что Церера изобрела и хлебные растения и законы. Этот закон был продиктован следующим Естественным Правом Народов: так как собственность вытекает из могущества и так как Famuli получили лишь временную жизнь от Героев, спасших их в своих убежищах, то и по праву и по разуму Famuli должны получить собственность также временную (прекарную), которой они пользовались до тех пор, пока Героям было угодно сохранить за ними владение отведенными им полями. Так Famuli становились первыми плебеями Героических Городов, не имея в них никаких прав гражданства; именно таким, говорит Ахилл433, считает его Агамемнон, несправедливо отнявший у него его Брисеиду: он говорит, что Агамемнон нанес ему оскорбление, какого не следовало бы наносить и поденщику, не обладающему никакими правами гражданина. В таком положении находились римские Плебеи до спора из-за коннубий. Ведь по второму Аграрному Закону, уступленному им Благородными в Законах XII Таблиц, плебеям была передана квиритская собственность на поля, как это было показано много лет тому назад в "Основаниях Всеобщего Права" (и это — одно из двух мест, из-за которых мы не сожалеем, что данное Произведение вышло в свет); и как по праву Народов Иностранцам была доступна лишь гражданская собственность, так и Плебеи, не будучи еще гражданами, не могли, умирая, оставлять поля своим родственникам ни ab intestate (так как они не имели ни suitas, ни agnatio, ни gentilitas, ибо все это зависело от торжественных бракосочетаний), ни тем менее размещать их по завещанию, ибо они не были еще гражданами, так что отведенные им поля возвращались к Благородным, от которых Плебеи и получали основание своей собственности. Заметив это, Плебеи тотчас же, через три года, выставили претензию на коннубий, причем они не претендовали в своем состоянии несчастных рабов (как нам об этом откровенно рассказывает Римская История) на родство с Благородными (по-латыни эта претензия была бы выражена так: connubia cum patribus), но просили о заключении торжественных бракосочетаний, какие заключают и Отцы, — они претендовали, следовательно, на соппиЫа patrum; наибольшую торжественность этих коннубий составляли публичные ауспиции, которые Варрон и Мессала называют "наибольшими ауспициями" и о которых Отцы говорили auspicia esse sua434. Таким образом. Плебеи в этой претензии просили о Римском Гражданстве, естественное основание которого заключалось в свадьбах; поэтому юрист Модестин и определяет их как omnis divini et humani juris communicatio63,— более точно нельзя определить самое Гражданственность.
ВСЕ РЕСПУБЛИКИ ЗАРОДИЛИСЬ
из некоторых Вечных Оснований Феодов
Таким образом, соответственно природе Сильных, стремящихся сохранять приобретения, и соответственно природе благодеяний, на какие можно надеяться в гражданской жизни (об этой двоякой природе вещей человеческих мы говорили ч Аксиомах435, что она является Вечным Основанием Феодов), зародились в мире Республики с тремя видами собственности соответственно трем видам Феодов, в которых три вида лиц обладают тремя видами вещей. Первою была бонитарная собственность на землевладельческие, или "людские" феоды, причем эти "люди", как назывались вассалы по феодальным законам времен вернувшегося варварства (чему удивляется Гетман), т. е. Плебеи, пользовались плодами на землях своих Героев. Второю была квиритская собственность на феоды благородные, т. е. героические или вооруженные, как мы теперь сказали бы — военные: здесь Герои, объединившись в вооруженное сословие, охраняют свой суверенитет над землями; это в Естественном состоянии была та верховная собственность, dominium optimum, о которой Цицерон в речи "de Aruspicum Responsis" (как в другом месте это было сказано) говорит, что в его времена она сохранилась у некоторых домов в Риме; он определяет436 ее как собственность на недвижимое имущество, свободное ото всякого реального обременения, не только частного, но даже и публичного; об этом же у нас есть одно золотое место из Пятикнижия437, где Моисей рассказывает, что во времена Иосифа Египетские Жрецы не платили Царю податей со своих полей; а немногим выше мы показали, что все Героические царства были Жреческими (вскоре мы покажем, что первоначально Римские Патриции также не платили подати в эрарий); такие частные суверенные феоды подчинялись, естественно, при образовании Героических Республик еще большей Суверенности Правящих Героических Сословий, все Общее в которых называлось patria, подразумевая при этом res, т.е. "Отцовские интересы"; ее отцы должны были поддерживать и защищать, так как она сохраняла им суверенную Семейную Власть, и все они были совершенно равны между собою; все это может создать единственно только Господская Свобода. Третьей была в собственном смысле этого слова гражданская собственность, которою обладали Героические Города (состоявшие первоначально из одних Героев) на земли некоторого рода божественных феодов, еще до того полученных Отцами Семейств от самого Провидящего Божества, как мы показали выше. Таким образом. Отцы оказались Суверенами в состоянии Семей; они объединились в Правящие Сословия в состоянии Городов; так стали они Суверенными Гражданскими Правителями, подчиненными одному лишь высшему Суверенному Богу, за которым все гражданские суверенные Власти признают Провидение; это прекрасно для человеческих чувств провозглашается суверенными Владыками в виде прибавок к их величественным титулам "Божественным Провидением" или "Божьей милостью": этим они должны открыто признавать, что от Бога получили они Царства; таким образом, если бы Владыки запретили поклонение этому Провидению, то они, конечно, пали бы, так как нация Фаталистов, или Верующих в Случай, или Атеистов никогда в мире не существовала; и выше мы видели, что все нации мира веруют в четырех, и не больше. Первичных Религиях в некоторое Провидящее Божество. Поэтому Плебеи божились Героями (до нас дошла божба: mehercules, mecastor, aedepol, mediusfidius438, вместо "Бог Фидий", который, как мы увидим, был Геркулесом Римлян); с другой стороны. Герои клялись Юпитером"; ведь плебеи первоначально были во власти Героев (например. Благородные Римляне до 419 года от основания Рима пользовались правом частной тюрьмы по отношению к плебеям-должникам). Герои же, составившие свои Царствующие Сословия, находились во власти Юпитера по причине ауспиций: если Героям казалось, что ауспиции позволяют, то они назначали магистраты, предписывали законы и осуществляли другие суверенные права; если же, по их мнению, ауспиции запрещали, то они воздерживались. Все это — та fides Deorum et hominum439, к которой относятся следующие латинские выражения: implorare fidem — "умолять о помощи", recipere in fidem — "принимать под покровительство или власть", а также следующее восклицание: pro Deum atque hominum fidem imploro, — посредством него побежденные умоляли в свою пользу силу Богов и людей; в человеческом смысле Итальянцы6 перевернули это в "poter del mondo"440. Ведь это potere, власть (почему мы и говорили о высших Гражданских Властях — Potesta), эта сила, эта вера (клятвы ею, только что отмеченные, показывают почтение подчиненных), это покровительство, которое Могущественные должны оказывать слабым (в этих двух вещах заключается вся сущность Феодов), — и есть та сила, которая поддерживает наш Гражданский Мир и правит им; средоточие ее почувствовали, если и не познали. Греки (как мы выше отметили по поводу медалей их Республик) и Латиняне (как мы видели по их героическим выражениям) в землях каждого Гражданского Мирового Шара; так и ныне короны суверенов поддерживают Шар, где водружен Знак святого Креста; этот шар, как мы показали выше, — золотое яблоко, обозначающее высокую собственность — dominium altum — Суверенов на находящиеся под их господством земли, и потому среди самых торжественных Коронационных обрядов оно вкладывается в левую руку Суверенов. Таким образом, следует сказать, что Гражданские Власти — это господа богатства (сущности — sostanza) народов; оно поддерживает, удерживает и содержит все то, что находится поверх его и что на него опирается; по поводу одной его .части pro indiviso, говоря словами схоластики, т. е. по умственному различению, в Римских Законах родовое имущество каждого отца семейства называлось а и он остался Божеством клятв у Язычников; но Юпитер и другие Боги клялись Стиксом, как мы видели выше; ведь и т. д. 6 (совершенно не зная латыни) patris или paterna substantial в этом — глубокая причина того, почему Гражданская Суверенная Власть может располагать всяческими добавлениями к такому субъекту как в личности, так и в приобретениях, трудах и рабочей силе, и накладывать на них подати и пошлины везде, где только осуществляется такая собственность на земли; ныне, с противоположной точки зрения, но по существу означающей то же самое, Теологи-Моралисты и Писатели по Публичному Праву называют эту собственность dominium eminens; таким образом, законы, относящиеся к такой собственности, называются теперь основоположными законами Царств. Такая собственность, — ибо она относится к землям, — естественно, может осуществляться Суверенами только для того, чтобы сохранялась сущность (sostanza) их Государств; если она сохраняется, то сохраняются и все частные народные интересы; если она рушится, то рушатся и они.