Основные принципы диалектического метода познания
Диалектика, изучая не конкретные формы и виды развития, а общие моменты, связи, закономерности любого изменения является не только общей теорией развития, но и универсальным методом познания развивающихся объектов. Диалектическое мышление обычно характеризуют как гибкое нестандартное творческое постижение мира.
Противоположностью диалектического мышления является догматизм как антиисторический, схематически - окостеневший тип мышления. Если диалектик способен гибко откликаться на изменяющуюся реальность (перестраиваться), то догматик, один раз затвердив для себя определенные принципы, истины, правила, не способен от них отказаться и, применяя старые принципы к новой обстановке, делает ошибки.
Догматизм является тормозом прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Диалектический подход к анализу объекта характеризуется тремя основными принципами.
I. Принцип развития (или принцип историзма) исходит из того, что любое явление, событие - это процесс, в котором всегда есть рождение (возникновение), становление, гибель (уничтожение) и появление на старой основе нового качества и так до бесконечности. Принцип развития предписывает нам в познании объекта ответить, по крайней мере, на четыре вопроса.
1). Генезис. Как, из чего, в силу каких причин возник данный объект.
2). Прошлое (история объекта). Какие этапы объект прошел в своем развитии? Как эти этапы связаны между собой? Что на каждом из этапов объект утрачивал и что приобретал нового? Какие возможности реализованы в развитии объекта, какие - нет?
3). Настоящее. Если объект продолжает актуально существовать, то необходимо ответить на вопрос: чем он является теперь?
4). Будущее. Каковы основные тенденции развития объекта? Какие существуют альтернативные пути реализации этих тенденций в будущем (прогноз как необходимый элемент принципа развития).
II. Принцип всеобщей связи: чтобы понять суть объекта, необходимо исследовать многообразие его внешних и внутренних связей; выделить среди этого многообразия законы, т.е. существенные, общие, необходимые, повторяющиеся связи. Связь определяется как взаимообусловленность существования явлений, разделены в пространстве и (или) во времени. С выявления закономерных связей начинается научное познание; а для философского познания характерно изучение универсальных связей, например, детерминизма - причинно - следственной связи. Основные универсальные связи являются элементами в системе диалектики (подробнее см.: Система диалектики).
Современная наука и философия, в связи с интенсивной разработкой таких общенаучных методологий, как структурный и системный подходы, продвинула вперед учение о типологии связей. Применяя принцип всеобщей связи к учению конкретного объекта, необходимо знать, что связи делятся на:
v - внутренние - внешние
v - существенные - несущественные (необходимые – случайные)
v - общие - единичные
v - жесткодетерминированные (динамические) - вероятностные, корреляционные (статистические)
v - прямые - обратные
v - связи функционирования, развития или управления
v - связи, обеспечивающие переход вещества, энергии или информации.
Конкретным проявлением принципа всеобщей связи является системный подход. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину (систематическая модель объекта). Методологическая эффективность системного подхода объясняется следующими причинами.
Во-первых, он позволяет изучать сложные объекты, расширять границы познаваемой реальности (например, понятие биосферы и ноосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в управлении и т.п.).
Во-вторых, он ориентирует на изучение целостности объекта не только путем фиксации множества разнообразных разнотипных связей, но через представление всех связей как логически однородных, допускающих сравнение и сопоставление. В этом процессе важно правильно выбрать критерии расчленения и "единицу" анализа (например, товар в экономическом учении Маркса, тип взаимодействия в общей теории поля, биогеоценоз в экологии).
В-третьих, для сложных объектов возможно несколько расчленений по различным критериям и основаниям (в объекте вычленяют несколько подсистем и прослеживают связи между ними).
III. Принцип противоречия ориентирует нас в постижении сущности объекта на анализ его основных противоречий. Из всего многообразия связей вычленяются основные противоречивые связи, т.к. они с точки зрения диалектики являются источником развития объекта. Противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций в объекте, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником саморазвития бытия. Противоречие - это одновременно и единство, и борьба противоположностей. Противоположность определяется как существенное различие (т.е. не любые различные стороны, части объекта могут быть противоположностями, а лишь те, которые представляют различие в рамках одной сущности). Например, между мной (как человеком) и Луной есть различие, но нет противоположности; а между Землей и Луной есть - есть, т.к. они являются элементами Солнечной системы. Для того чтобы применить принцип противоречия в познании объекта, необходимо:
ü среди множества элементов в объекте найти существенные различия - противоположности;
ü изучить механизм взаимодействия противоположностей;
ü определить стадию развития противоречия (стадии противоречия):
1. возникновение;
2. становление и зрелость;
3. разрешение; на третьей стадии борьба противоположностей преобладает над единством, наступает период обострения противоречия, который может закончиться либо переходом системы вновь в равновесное состояние, либо переходом его в новое качество, либо гибелью.
Основные принципы диалектического метода составляют фундамент диалектической логики. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности творчески познающего мышления. В отличие от формальной логики, где действует принцип исключенного третьего (А или не-А), запрещающий противоречия в мышлении; в диалектической логике противоречия являются источником истинного знания. Видеть противоречия, мыслить противоположности в их единстве, помнить, что есть у любого явления и "оборотная сторона медали" важно не только в научном познании, но и в повседневной практической деятельности. Вот как об этом пишет А.Ф.Лосев: "Я считаю, что заниматься диалектикой и не делать из нее никаких жизненных выводов - это пустое дело, дармоедство и тунеядство. Если ты работаешь как подчиненный, все время помни, что ты служишь не своему начальнику, а общечеловеческой свободе; и в таком случае ты уже не сможешь быть ни подхалимом, ни подлипалой, ни подлизой, ни льстецом... Если ты начальник, то и тут не худо помнить о твоем великом назначении служить диалектике относительного и абсолютного в достижении общечеловеческой свободы; в таком случае "диалектика: не позволит тебе быть ни хамом, ни держимордой, ни мировым владыкой, ни рвачом, ни Наполеоном. Диалектика свободы есть окончательный залог нашего и личного, и общественного благородства[8]".
Система диалектики
Основные элементы теории диалектики (принципы, законы, категории) организуются в целостную систему по разным принципам и критериям. В системе Гегеля организующим принципом является триада (тезис антитезис синтез); у Маркса ведущим выступает принцип восхождения от абстрактного к теоретически-конкретному. Мы попытаемся объединить основные элементы диалектики вокруг центрального звена: принципа противоречия или закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно с полным правом поместить в центре системы, так как всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий; к тому же содержание этого закона отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос об источнике развития. "Вкратце диалектику можно определить, - писал В.И.Ленин, - как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики"[9].
Все основные законы и категории диалектики можно представить как универсальные противоречия (См.: Схему 18).
Схема 18
СИСТЕМА ДИАЛЕКТИКИ
Здесь я Вам советую систему диалектики представить иным образом. В виде следующей таблицы в своей тетради, которую Вы сможете заполнить, изучая характеристику каждого из элементов системы диалектики. Придется для этого еще раз обратиться к предыдущему параграфу: «Принципы диалектического метода».
Принципы диалектики | ||||||
Основные законы диалектики | ||||||
Категории диалектики | ||||||
I. Закон единства и борьбы противоположностей или закон противоречия,согласно которому любое развитие осуществляется в силу внутренних противоречий объекта. Противоположности в структуре противоречия в одно и тоже время и взаимоотталкивают, взаимоисключают друг друга, и дополняют, взаимопроникают друг в друга, не могут существовать одна без другой (например, северный и южный полюс в магните, мужской и женский организм в животном мире). Такая специфическая связь сторон, тенденций в объекте обусловливает его "пульсацию", не дает ему стоять на месте, заставляет изменяться, двигаться.
Из истории философии нам известно, что древнегреческий философ Гераклит первым сформулировал в общем виде закон противоречия, утверждая, что всеобщая изменчивость вещей, непрерывная смена явлений обусловлены борьбой противоположных сил. В самих вещах, по мнению Гераклита, коренятся дружба и вражда. В эпоху Возрождения Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей в процессе бесконечного развития. "Противоречие движет миром", - утверждал великий диалектик Гегель. Закон противоречия у него - это закон развития разума, а в абсолютной идее все противоречия растворяются (т.к. идея приходит к состоянию тождества с самой собой) и таким образом заканчивается развитие. В современном материализме закон противоречия рассматривается как закон объективного мира.
Закон противоречия имеет всеобщий характер т.к. его действие можно заметить во всех сферах бытия:
Неживая природа
ü - положительный - отрицательный заряд
ü - черное - белое
ü - север - юг
ü - притяжение - отталкивание
Живая природа
ü - ассимиляция - диссимиляция
ü - наследственность - изменчивость
ü - хищники - травоядные
Человек
ü - душа - тело
ü - рациональное (разум) - иррациональное (эмоции)
ü - природное - социальное
ü - смерть – бессмертие
Общество
ü – материальная культура – духовная культура
ü - индивидуализм - коллективизм
ü - производство - потребление
ü - добро - зло
ü - прекрасное - безобразное
Познание
ü - истина - заблуждение
ü - анализ - синтез
ü - объективное - субъективное
ü - чувственное - рациональное
ü - абстрактное - конкретное.
Более строгим доказательством всеобщности закона противоречия является философское доказательство, приводящее в качестве аргумента универсальные противоречивые связи, существующие в любом объекте. Действительно, трудно себе представить какое-либо явление или процесс, в котором отсутствовали бы такие противоположности, как общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность.
II. Противоречие качества и количества. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - это закон, согласно которому существенные качественные изменения объекта происходят тогда, когда количественные изменения перерастают рамки меры; в развитии происходит качественный скачок - появление новогокачества. Определим основные категории в формулировке этого закона.
Качество - тождественная с бытием определенность вещи, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Не следует путать понятия "качество" и "свойство" (например, качество стола - это стол - предмет мебели, предназначенный для определенной деятельности, а свойства: высокий, низкий, деревянный, пластмассовый, белый, коричневый и т.п.).
Количество - внешняя определенность объекта относительно безразличная к его конкретному содержанию и качественной природе (например, когда мы говорим два, то в эту характеристику можем вложить любое содержание: два камня, два мира, два человека и т.п.).
Мера - границы, рамки, в которых могут изменяться количественные характеристики объекта без изменения качества. Границы меры в большинстве случаев подвижны и индивидуальны (например, определенная доза лекарства - для одного - целебна, для другого – яд); поэтому традиционно знание меры считается высокой мудростью. На вопрос:"Какое качество я предпочитаю в людях и стараюсь взрастить в себе?" - я бы ответила:"Знание меры".
Скачок - нарушение меры, появление нового качества. Скачок необязательно происходит моментально, быстро, например процесс антропосоциогенеза (появление человека) шел от 3 до 5 млн. лет (по разным данным).
Для примера взаимосвязи количества и качества приведем следующее замечание Наполеона: "Сравнивая французскую армию с мамлюками, он отмечал, что мамлюки лучшие воины и превосходят французов в боевом искусстве и верховой езде, но уступают в дисциплине и поэтому: два мамлюка безусловно превосходят трех французов; сто мамлюков были равны по силе 100 французам; 300 французов одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов побивали 1500 мамлюков".
III. Противоречие преемственности (традиций) и новаторства в развитии.Закон отрицания отрицания - это закон прогрессивного развития, согласно которому в процессе отрицания старого качества новым сохраняется (в потенциальном виде) все положительное и проявляется во втором отрицании.Отрицание - это не просто появление нового качества, но переход объекта в свою противоположность. В диалектике отрицания (как элемент развития) трактуется не как уничтожение объекта, а как появление нового с сохранением (в снятом виде) существующих традиций. Благодаря преемственности на уровне второго отрицания происходит возврат якобы к старому, но уже на новом этапе.
Примеры:
(1)
1-е отрицание | пшеничное зерно | ||
стебель | |||
2-е отрицание | колос (новые зерна) |
(2)
1-е отрицание | Детство (безответственность, нетрудоспособный возраст) | ||
Зрелость | |||
2-е отрицание | Старость (нетрудоспособный возраст) |
(3)
1-е отрицание | (первичное общество) первичная формация – общинная собственность | ||
Вторичная формация – частная собственность | |||
2-е отрицание | Третичная формация – общественная (в будущем) собственность |