Специфика научного познания. Структура
1) Специфика научного познания определяется, прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта научного познания. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего.
2) Наука предполагает с необходимостью использование специального языка, поскольку возможностей обыденного языка принципиально не хватает для научного описания по ряду причин. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека. Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом.
3) Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий , которые непосредственно позволяют выявить возможные его состояния.
4) Стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами.
Структура:
Эмпирический уровень: Базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. На этом уровне выявляются явления и их связи.
Теоретический уровень: На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные теоретические объекты наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования.
Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий.
Метатеоретический уровень: идеалы и нормы научного исследования ( Они включают в себя идеалы и нормы: 1) обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания), научная картина мира (– это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов), философские основания науки (Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре установкам. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.)
Методы научного познания
Методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания. Метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.
Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие и оно может быть определено как совокупность применяемых в данной науке методов; как совокупность фундаментальных принципов; как учение о методе.
1.Общенаучные: анализ (расчленение изучаемого объекта на элементы), синтез (соединение различных элементов изучаемого объекта в единое целое), абстрагирование (целенаправленное выделение интересующих свойств изучаемого объекта), обобщение (переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области), идеализация (мысленное конструирование понятий об объектах, явлениях и процессах, в действительности не существующих), аналогия (перенос знания, полученного из ранее рассматриваемого объекта, на изучаемый объект, обладающий сходными существенными признаками), индукция (Переход от фактов к некоторому общему положению), дедукция (Переход от общих знаний к знаниям различной степени общности)
2.Эмпирические:
ü наблюдение (Это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и развития.),
ü эксперимент (Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.),
ü описание (Закрепляет и передает результаты наблюдения или эксперимента с помощью определенных знаковых средств.)
3.Теоретические:
ü формализация (Заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.),
ü метод восхождения от абстрактного к конкретному ( характеризует направленность научного познания в целом – движение от менее содержательного знания к более содержательному.),
ü аксиоматический (Предполагает в качестве исходных положений набор логически связанных между собой аксиом, из которых по определенным правилам строится система выводных предложений.),
ü гипотетико-дедуктивный (Заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.)
ü моделирование