Заочное обучение, 5 лет, 3 года)
СИЛЛАБУС
по дисциплине______Философия____________________
специальностей группы «Образование»
форма обучения__очная_________
всего кредитов _______3_____________________________
Форма обучения | |||||
очная | Очная сокращенная | заочная | Заочная сокращенная | ускоренная | |
Всего часов по РУП В том числе | |||||
лекций | |||||
практических (семинар.) | |||||
лабораторных | |||||
СРСП | |||||
СРС | |||||
Экзамен (семестр) |
Программа дисциплины разработана
__________ Альшанова Б.Х, к.ф.н., ст. преподаватель__________________
( Ф.И.О., должность, ученая степень)
на основании
_____________Типовой программы по дисциплине «Основы права» от 11 мая 2005 года; №289________
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол №__11__от «7» июня 2012 г.
Зав.кафедрой___________ Шаукенов Ж.А.
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол №_5_от «11» июня 2012 г.
Председатель ___________ Вихтинская Е.К.
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Сведения о переутверждении
№ | Учебный год | Сведения о рабочей программе | Дата переутверждения № протокола кафедры | Роспись зав.кафедрой |
Учебная программа для студентов (SILLABUS)
по дисциплине «Философия»
¨ Название курса: «Философия»
¨ Код курса: FIL 2101
¨ Количество кредитов: 3
Лектор | Альшанова Багытжан Хамитовна – кандидат философских наук, доцент |
¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202
Телефон: 54-58-74, добавочный -145;
E-mail:2012 [email protected]
¨ Пререквизиты:
Учебная дисциплина «Философия» предполагает:
-наличие определенного минимума знаний и навыков у учащихся;
-наличие среднего образования, дающего сведения из области естественных и гуманитарных наук;
-умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и критически ее осваивать;
-определенный уровень дисциплины и культуры мышления.
Для успешного усвоения курса «Философия» необходимо знакомство с дисциплинами, предшествующими изучению данного курса, такими как «История Казахстана», «Культурология», «Этнопсихология», «Экология», «Основы экономической теории», «Логика».
¨ Постреквизиты:
Наиболее тесно философия связана с культурологией, социологией, политологией, психологией, педагогикой, некоторыми историческими и правовыми дисциплинами, с концепциями современного естествознания и многими другими.
¨ Краткое описание:Курс философии состоит из введения, 3 разделов и 24 тем
Историко-философское введение.Философия: предмет, функции, историческое измерение.
История философии в лицах и проблемах. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.Античная философия. Средневековая западноевропейская философия.Средневековая арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Неклассическая философия, Иррационализм. Русская философия. Отечественная философия. Западная философия в контексте культуры XX века канун XXI века.
Теоретическая философия.Категория бытия в философии. Материя и ее атрибуты. Бытие сознания. Познание как предмет философского анализа. Диалектика, ее законы, категории и принципы. Проблема человека в философии. Общество как объект философского анализа. Ценности и их роль в жизни человека и общества. Цивилизация и культура. Глобальные проблемы современности и предпосылки их решения. Философия любви. Философия образования.
Цели и задачи дисциплины
Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование научного мировоззрения, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать формированию у студентов целостного представления о мире и месте человека в нём, вооружить их системой взглядов на мир, способствующими пониманию происходящих в нём явлений.
Освоение курса должно содействовать:
- развитию у студентов познавательных способностей, умению правильно мыслить, вести дискуссии, полемику, диалог;
- овладению научными методами познания, умению применять их в будущей практической деятельности;
- умению выработать у себя твердые убеждения гражданина, патриота своей страны;
- выработке навыков непредвзятой оценки философских и научных течений, направлений и школ.
Политика курса:
1. Изучение курса должно быть активным, а не пассивным, поэтому студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все самостоятельные работы. Студент должен приходить подготовленным на лекции и семинар, СРСП. Подготовка к занятиям будет проверяться тестовым или устным опросом.
2. Все виды контролей могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8.
С положительной оценки пересдавать нельзя.
3. Студент не должен без уважительных причин пропускать занятия. При пропусках занятий по уважительной причине студент должен обязательно их отработать в установленные сроки.
4. В верхней одежде заходить на занятия запрещается!
5.На занятиях студенты должны соблюдать технику безопасности, не отвлекаться и не пользоваться сотовыми телефонами.
Календарно-тематический план дисциплины (очная форма обучения).
п/п | Тематический план | Лекции | Семинар | СРСП | СРС |
Ф Философия: предмет, функции, историческое измеризмерение | |||||
Философия Древнего Востока | |||||
2.1 | Философия Древней Индии | ||||
2.2 | Философия Древнего Китая | ||||
Античная философия | |||||
3.1 | Возникновение античной философии. Семь мудрецов. Милетская школа. | ||||
3.2 | Софисты и Сократ | ||||
3.3 | Философия Платона | ||||
3.4 | Философия Аристотеля | ||||
3.5 | Эллинистическая философия | ||||
Христианская философия средних веков | |||||
Мусульманская философия средних веков | |||||
Философия эпохи Возрождения | |||||
Философия Нового времени | |||||
7.1 | Философия Ф. Бекона и Р. Декарта | ||||
7.2 | Философия Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Беркли и Д. Юма | ||||
7.3 | Французский материализм XVIII века | ||||
Немецкая классическая философия | |||||
8.1 | И. Кант - родоначальник немецкой философии | ||||
8.2 | Система и метод Г. Гегеля | ||||
8.3 | Антропологизм О.Л. Фейербаха | ||||
Марксистская философия | |||||
Неклассическая философия. Иррационализм | |||||
10.1 | Философия Шопенгауэра и Ф. Ницше | ||||
10.2 | Философия С. Кьеркегора, А. Бергсона, З. Фрейда | ||||
Современная философия | |||||
11.1 | Неопозитивизм как философия науки | ||||
11.2 | Герменевтика, феноменология, структурализм | ||||
11.3 | Экзистенциализм | ||||
11.4 | Современная религиозная философия | ||||
Русская философия | |||||
Отечественная философия | |||||
Онтология: основные понятия и принципы. Категория бытия в философии | |||||
14.1 | Материя как философская категория | ||||
Движение, пространство и время | |||||
14.2 | Проблема сознания в философии | ||||
14.3 | Категориальные формы бытия: (единичное, особенное, общее; сущность и явление; содержание и форма) | ||||
Детерминизм. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Возможность и действительность | |||||
Гносеология: общие проблемы | |||||
15.1 | Познание как предмет философского анализа | ||||
15.2 | Методы и формы научного познания | ||||
Общество: основы философского анализа | |||||
16.1 | Природа и общество | ||||
16.2 | Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ общества. | ||||
16.3 | Структура общества | ||||
16.4 | Духовная жизнь общества | ||||
16.5 | Философия общества. Проблемы модернизации Казахстанского общества. | ||||
Проблема человека в философии | |||||
17.1 | Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза | ||||
17.2 | Человек, личность, индивидуальность | ||||
17.3 | Ценности человеческого существования | ||||
Глобальные проблемы человечества | |||||
Всего: |
Календарно-тематический план дисциплины
заочное обучение, 5 лет, 3 года).
п/п | Тематический план | Лекции | Семинар | С Р С |
Ф Философия: предмет, функции, историческое измерение | ||||
Философия Древнего Востока | ||||
2.1 | Философия Древней Индии | |||
2.2 | Философия Древнего Китая | |||
Античная философия | ||||
3.1 | Возникновение античной философии. Семь мудрецов. Милетская школа. | |||
3.2 | Софисты и Сократ | |||
3.3 | Философия Платона | |||
3.4 | Философия Аристотеля | |||
3.5 | Эллинистическая философия | |||
Христианская философия средних веков | ||||
Мусульманская философия средних веков | ||||
Философия эпохи Возрождения | ||||
Философия Нового времени | ||||
7.1 | Философия Ф. Бекона и Р. Декарта | |||
7.2 | Философия Б.Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Беркли и Д. Юма | |||
7.3 | Французский материализм XVIII века | |||
Немецкая классическая философия | ||||
8.1 | И. Кант - родоначальник немецкой философии | |||
8.2 | Система и метод Г. Гегеля | |||
8.3 | Антропологизм О.Л. Фейербаха | |||
Марксистская философия | ||||
Неклассическая философия. Иррационализм | ||||
10.1 | Философия Шопенгауэра и Ф. Ницше | |||
10.2 | Философия С. Кьеркегора, А. Бергсона, З. Фрейда | |||
Современная философия | ||||
11.1 | Неопозитивизм как философия науки | |||
11.2 | Герменевтика, феноменология, структурализм | |||
11.3 | Экзистенциализм | |||
11.4 | Современная религиозная философия | |||
Русская философия | ||||
Отечественная философия | ||||
Онтология: основные понятия и принципы. Категория бытия в философии | ||||
14.1 | Материя как философская категория | |||
Движение, пространство и время | ||||
14.2 | Проблема сознания в философии | |||
14.3 | Категориальные формы бытия. Единичное, особенное общее. Сущность и явление. Содержание и форма. | |||
Детерминизм. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Возможность и действительность. | ||||
Гносеология: общие проблемы | ||||
15.1 | Познание как предмет философского анализа | |||
15.2 | Методы и формы научного познания | |||
Общество: основы философского анализа | ||||
16.1 | Природа и общество | |||
16.2 | Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ общества. | |||
16.3 | Структура общества | |||
16.4 | Духовная жизнь общества | |||
16.5 | Философия общества. Проблемы модернизации Казахстанского общества. | |||
Проблема человека в философии | ||||
17.1 | Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза | |||
17.2 | Человек, личность, индивидуальность | |||
Глобальные проблемы человечества | ||||
Всего: |
Календарно-тематический план лекций (очная форма обучения).
№ п/п | Название темы | Литература | Неделя |
1. | Философия: предмет, функции, историческое измерение | Л-1-15 | 1 нед. |
2. | Философия Древнего Востока | Л 1-4; Л 6-8; Л-11; Л 16-30; | 1 нед. |
3. | Античная философия | Л1-4; Л 6-8; Л 31-42 | 2 нед. |
4. | Христианская философия средних веков | Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 38; Л 40; Л 42-47 | 3 нед. |
5. | Мусульманская философия средних веков | Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 48-50 | 3 нед. |
6. | Философия эпохи Возрождения | Л1-4; Л 6; Л 6; Л 38; Л 42; Л 40; Л 49; Л 51-58; | 4 нед. |
7. | Философия Нового времени | Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-63; | 4 нед. |
8. | Немецкая классическая философия | Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-60; Л 63; Л 68; | 5-6 нед. |
9. | Марксистская философия | Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 69-70; | 7 нед. |
10. | Неклассическая философия. Иррационализм | Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 82-90; | 7-8 нед. |
11. | Современная философия | Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 82-90; | 8-9 нед. |
12. | Русская философия | Л1-6; Л 11; Л 78-81; | 9 нед. |
13. | Отечественная философия | Л1-2; Л 71; Л 77; | 10 нед. |
14. | Онтология: основные понятия и проблемы | Л1-4; Л 94-99; Л 69; | 10 нед. |
Материя. Движение, пространство, время | Л1-4; Л 94-99; Л 69; | 11 нед. | |
Проблема сознания в философии | Л1-4; Л 100-101; Л 103-104; | 11 нед. | |
Категориальные формы бытия | Л1-2; Л 112-116; | 12 нед. | |
15. | Гносеология: общие проблемы. Познание как предмет философского анализа | Л1-2; Л 112-116; Л 159-165; | 12 нед. |
Методы и формы научного познания | 13 нед. | ||
16. | Общество: основы философского анализа. Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ. | Л1-2; Л 6; Л 83; Л 121; Л 137-157; | 13-14 нед. |
17. | Проблема человека в философии | Л1-2; Л 6; Л 89; Л 93; Л 100-101; Л103-104; Л 120; Л 125-136,141 | 14-15 нед. |
Примечание: литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «философия».
Календарно-тематический план лекций