Руководство по чтению санскрита 4 страница

Саньяма на свои склонности и привычки приводит к их истоку. Вследствие этого приобретается глубокое знание своего прошлого.

Мы изучаем, как развивались наше поведение и наши личные качества и какие собы­тия прошлого повлияли на наши взгляды, симпатии и антипатии. Мы изучаем, насколько они связаны с нашей наследственностью, традициями, социальными требованиями и т.д. Когда известны эти истоки, мы можем переоценить наш стиль жизни и изме­нить его в лучшую сторону.

3.19

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

пратйайасйа пара -читта –джнанам

Любая ментальная деятельность имеет определенные физические проявления. На­пример, наше выражение лица, поза и дыхание меняются, когда мы засыпаем или когда сердимся.

Саньяма на изменения, которые происходят в уме личности, и на их последствия развивает способность отчетливо понимать состояние ума других людей.

В результате этого мы можем видеть, как меняется состояние ума людей. Выраже­ние лица, ритм дыхания и другие признаки говорят о возбуждении, смущении, сомнениях, страхе и т.д.

3.20

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

на ча тат саламбанам тасйавишайп-бхутатват

Но можем ли мы таким образом понять, что является причиной того или иного состо­яния ума?

Нет. Причины состояний ума одного человека находятся за пределами понимания другого.

Это потому, что разные объекты вызывают у разных людей разную реакцию. В наше поле зрения попадают только симптомы, и мы не можем добраться до причин.

3.21

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

капа -руна -самйамат тад -грахйа -шакти -стамбхе

чакшух -пракашасампрайоге нтар -дханам

Физические черты индивидуума можно разглядеть потому, что они выделяются из окружающей среды. Точно так на черной стене белое пятно хорошо видно, а черное — незаметно.

Саньяма на отношения между чертами тела и тем, что на них влияете, позволяет слиться с окружающей средой так, что вашу форму нельзя будет различить.

Это можно сравнить в принципами маскировки, которые используют хамелеоны и другие дикие животные. Опытный охотник может слиться с окружающей средой, какой бы бесцветной она ни была, потому что он выработал четкое осознание того, что заставляет его выделяться из окружающей среды, и минимизирует эти эффекты за счет правильного выбора места, правильных движений и правильной позы тела.*

* В некоторых изданиях (см. изданную «Софией» в 2002 г. книгу Рамамурти Мишры «Психология йоги») между сутрами 3.21 и 3.22 стоит еще одна: «По этому же принципу обретают способность вызывать исчезновение звука, касания, запаха и вкуса». — Прим. ред.

3.22

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

сопакрамам нирупакрамам ча карма тат-самйамад

апаранта-джнанам ариштебхйо ей

Наши действия зависят от цели, с которой они предприняты, от состояния ума дей­ствующего, от степени нашей чистоты в момент действия и от обстоятельств.

Результаты действия проявляются сразу или в будущем. Саньяма на этот вопрос может дать способность предсказывать ход будущих событий и даже свою смерть.

3.23

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

маитрпадишу башни

Благодаря саньяме можно исследовать такие разные качества, как дружелюбие, сострадание, удовлетворение.

С помощью этого можно узнать, как усилить то или иное качество.

Таким же образом можно развить определенные физические и психические способности.

3.24

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

балету хасти-баладпни

Например,

Саньяма на физическую силу слона может дать нам силу слона.

Конечно, это не означает, что мы можем стать такими же сильными, как слон, но мы можем стать сильнее, чем были (пропорционально возможностям человеческого тела).

3.25

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

праврттйалока-нйасат сукшма -вйавахита -

випракршта –джнанам

Направляя ум на саму жизненную силу и удерживая на ней внимание посредством саньямы, мы получаем способность видеть очень тонкие вещи и понимать, что препятствует глубокому наблюдению.

При отсутствии таких тонких способностей наши возможности наблюдать весьма ог­раничены.

3.26

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

бхувана -джнанам сурйе самйамат

Саньяма может быть направлена на космос. Здесь приводится несколько примеров:

Саньяма на солнце дает обширные знания о планетарной системе и о космическом пространстве.

3.27

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

чандре т ара -вйуха –джнанам

Саньяма на луну дает подробное знание о положении звезд в разное время.

Наблюдение за разными фазами луны, ее затмениями и траекторией движения проводит нас по всему небу и, таким образом, охватывает все видимые звезды и созвездия.

3.28

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

дхруве тад-гати-джнанам

Нам на Земле кажется, что все вращается вокруг Полярной звезды, поэтому

Саньяма на Полярную звезду дает знание об относительных перемещениях звезд.

3.29

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

набхи-чакре кайа-вйухс

Гджнанам Объектами саньямы могут быть даже части тела.

Саньяма на пупок дает знание о разных органах тела и их расположении.

Пупок считается местом, в котором сконцентрированы некоторые телесные силы. Он находится в центре живота, и вокруг него расположены многие жизненно важные органы. К тому же он является каналом, через который тело получало все жизненно необходимое, когда находилось в материнской утробе.

3.30

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

кантха-купе кшут-пипаса-ниврттих

Если в качестве объекта исследования в саньяме используется горло, можно понять природу жажды и голода. Это дает нам возможность контролировать их крайние проявления.

Горло, как и пупок, является жизненно важной областью. Здесь ощущаются потреб­ность в той или иной пище, голод и жажда.

3.31

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

курма-набйам стхаирйам

Саньяма на области груди и исследование ощущений, возникающих там при разных физических и психических состояниях, позволяет нам сохранять уравновешенность и спокойствие даже в очень стрессовых ситуациях.

Многие проявления стресса и возбуждения ощущаются в области груди. Состояние нашего ума может сказаться на позах: например, постоянная сутулость может быть проявлением неуверенности в себе.

3.32

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

мурдха-джйотиши сиддха-даршанам

Саньяма на источник высшего разума в человеке развивает сверхъестественные способности.

Это позволяет нам получать помощь божественных сил и развивать более глубокое видение. Вследствие этого:

3.33

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

пратибхад ва сарвам

Можно постичь все. Каждый раз возникает непосредственное и спонтанное понимание.

3.34

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

хрдайе читта-сашит

Сердце считается местом, где находится ум.

Санъяма на сердце обязательно раскроет свойства ума.

Это возможно только тогда, когда мы абсолютно спокойны. Если вода в озере взвол­нована, невозможно увидеть ее цвет.

3.35

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

саттва-пурушайор атйантасамкпрнайох пратйайавишешо бхогах

парартхат ватсвартха-самйамат пуруша-джнанам

Подверженный изменениям ум и неизменный Воспринимающий находятся рядом, но они существуют отдельно друг от друга и имеют разные характеристики. Когда ум направлен вовне и взаимодействует с объектами механически, это вызывает удовольствие или страдание. Но в то время, когда человек начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, ум отделяется от внешних объектов, и появляется понимание самого Воспринимающего.

Под влиянием внешних стимулов ум превращается в инструмент механического действия, что может привести к неприятным последствиям. Это происходит вопреки действию центральной силы Воспринимающего. Каким бы хорошим ни был глаз, объект будет расплывчатым, если смотреть через мутное стекло. С помощью саньямы и практики йоги на основе сутры 2 А мы можем заглянуть в механику умственной дея­тельности. Постепенно наш ум поднимется на уровень, на котором он способен отделиться от внешних объектов. В этот момент тишины возникает понимание самого источника восприятия.

3.36

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

татах пратибха-шравана-еданадаршасвада-вартта джайанте

Каковы последствия этого момента?

После этого человек начинает приобретать особые способности восприятия.

3.37

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

те самадхавупасарга вйуттхане сиддхайах

Но ум подобен обоюдоострому мечу. Особые способности, приобретенные посред­ством саньямы, могут создать иллюзию свободы, а это несовместимо с высшим состоянием, в котором нет заблуждений.

Сверхъестественное знание и способности, приобретаемые посредством саньямы, имеют ценность для человека, который может вернуться в состояние рассеянности. Но для того, чья цель — не меньше, чем постоянное состояние Йоги, результаты саньямы сами по себе являются препятствиями.

Побочные приобретения на пути йоги не следует путать с конечной целью. Каким бы приятным ни был опыт во время путешествия, он не может заменить конечной цели. Представьте, что на пути к снежным пикам вы останавливаетесь на берегу озера и, залюбовавшись прекрасными лебедями, навсегда забываете о том, к чему первоначально стремились.

Предупредив об ограничениях саньямы, Патанджали продолжает говорить о ее возможностях.

3.38

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

бандха -карана -шаптхилйат прачара-сашеданач ча читтасйа

пара –шарправешах

Ум является хранилищем опыта, а опыт у всех людей разный. Кроме того, функционирование ума ограничено тем, что он принадлежит только одному человеку. Таким образом, ум превращается в изолированную крепость, противостоящую всему, что пытается в нее войти.

Исследование причин, по которым ум так жестко привязан к одному индивидууму, и изучение способов уменьшить эту жесткость дает личности огромные возможности для выхода за пределы себя.

Ум должен иметь возможность видеть последствия прошлых действий, которые ме­шают ясному восприятию. Систематические занятия пранаямой и другими дисциплинами позволяют расширить сферу умственной деятельности настолько, что­бы влиять на других. Учитель, который хочет преобразить глупого или растерянного ученика, должен обладать этой способностью.

3.39

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

удана-джайадж джала -панка -кантакадишвасанга уткрантиш ча

Физические страдания тесно связаны с умом. Ребенок, увлеченный игрой, может не замечать голода. Но потом он начнет громко плакать, чтобы его покормили. Физи­ческие проявления таких ощущений, как боль, связаны с умом посредством текущих по телу жизненных сил. Эти силы можно направлять с помощью определенных тех­ник (например, пранаямы), а особые разновидности техники позволяют добиваться тех или иных эффектов.

Благодаря овладению силами, которые передают ощущения от тела к уму, можно обрести контроль над внешними факторами. Сюда входят, например, способности переносить любую температуру воды или воздействие острых шипов, ходить по нетвердым поверхностям или даже чувствовать себя легким, как воздушный шарик.

Все эти воздействия — холод, жара, острые шипы — относительны. Лето в Арктике может казаться зимой для того, кто привык жить в тропиках, а жителю Арктики тропическая зима может показаться нестерпимо жаркой. Индийскому крестьянину так же удобно идти по рисовому полю, как жителю Нью-Йорка по тротуару.

3.40

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

самана -джайадж джваланам

Жизненные силы (прана) имеют разные функции и разные сферы применения. На­пример, самана отвечает за пищеварение. Этот вид энергии расположен в области пупка.

Овладев саманой, можно вызывать ощущение интенсивного нагрева.

Процесс пищеварения происходит, когда желудочные соки перерабатывают попадаю­щую в живот пищу. При стимулировании саманы возникает ощущение интенсивного нагрева. Для этого рекомендуется пранаяма с акцентом на задержке дыхания после вдоха. Существуют и другие техники.

3.41

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

шротракашайох самбандха-самйамад дивйамшротрам

Мы знаем, что звук распространяется в пространстве.

Саньяма на взаимосвязь между слухом и пространством развивает сверхъестественный слух.

3.42

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

кайакашайох самбандха-самйамал лагху-тула-саматтеш

чакаша –гаманам

Человека издавна интересовала взаимосвязь между физическими объектами и про­странством. Почему птицы могут летать, а камень падает?

С помощью саньямы на взаимоотношения между телом и пространством и посредством исследования свойств таких объектов, которые могут летать (например, пушинки), можно обрести знание о перемещении по воздуху.

Это, опять же, не означает, что наше физическое тело может научиться летать, но мы можем понять, что такое полет. Свойства хлопкового семени тоже не позволяют ему летать, но когда то же самое семя превращается в хлопковый пух, оно легко может полететь.

3.43

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

бахир акалпитата врттир маха-видеха татах

пракашаварана –кшайах

Ум оказывает воздействие на наше восприятие посредством памяти, воображения и разных свойств (например, тяжести). Но тот же самый ум может быть приведен в такое состояние, в котором он не будет искажать восприятие объекта. Тогда мы будем воспринимать объект правильно. В дальнейшем можно полностью отстранить ум от процесса вос­приятия объекта, каким бы привлекательным и соблазнительным тот ни был.

В результате изучения этих явлений и создания условий, в которых ум не искажает восприятие, появляется паранормальная способность заглядывать в умы других людей. Кроме того, рассеиваются облака, мешающие правильному восприятию.

Продвижение к этому может происходить только поэтапно. Мешающие правильно­му восприятию облака — это препятствия, описанные в сутре 2.3.

3.44

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

стхула -сва -рупа -сукитанвайартхаваттва -самйамад

бхута-джайах

Саньяма на происхождение материи во всех ее формах, видах и проявлениях может привести к подчинению себе элементов.

Материя состоит из элементов, образующих разные, но взаимосвязанные формы. Каждый элемент существует сам по себе. Из их сочетаний возникают тело и все прочие объекты, наделенные разными характеристиками. Элементы формируют саму основу объектов, которые мы воспринимаем, и незнание их природы приводит к тому, что нам приходится сталкиваться с проблемами.

3.45

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

тато нимади-прадур-бхавах кайа-сампат тад-дхарманабхигхаташ ча

Итак,

После, того, как вы подчините себе элементы, они больше не будут вас беспокоить. При этом тело достигает совершенства, и становятся доступными сверхъестественные способности.

Эти способности включают умение делать тело очень тяжелым или очень легким и т.д.

3.46

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

рупа -лаваша -бала -ваджра -самхананатвани капа –сампат

Под совершенством тела понимаются приятные черты, привлекательность, крепкое тело и необычная физическая сила.

3.47

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

грахана -сварупа -асмитанвайартхаваттва -самйамад индрийа –джайах

Овладение чувствами достигается при помощи саньямы, направленной на способность чувств воспринимать соответствующие объекты, на то, как происходит постижение этих объектов и отождествление индивидуума с объектом, на то, как объект, чувства, ум и Воспринимающий связаны между собой и к каким результатам приводит такое восприятие.

Для того чтобы осуществилось наблюдение, чувства, объект и ум должны быть связа-ны между собой. Восприятие объекта возможно благодаря силе Воспринимающего, а также силе ума и чувств. Кроме того, есть еще три общие характеристики (тяжесть, активность и чистота), которые в разном соотношении проявляются в уме, чувствах и объекте и которые как помогают, так и мешают восприятию.

3.48

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

тато мано-джавитвам викарана-бхавах прадхана-джайаш ча

Тогда реакция чувств будет такой же быстрой, как реакция ума. Восприятие обострится, и индивидуум получит возможность влиять на характеристики элементов.

Благодаря санъяме можно по собственному желанию контролировать изменения, которые происходят с элементами. И мы получаем знание, необходимое для того, чтобы управлять этими изменениями, — как химик, который может разложить морскую воду на составляющие ее химические элементы.

3.49

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

саттва -пурушанйата -кхйати -матрасйа сарва-бхавадхиштхатртвам сарва-джнатртвам ча

При ясном понимании различия между Воспринимающим и умом познается все многообразие состояний ума и их зависимость от различных факторов. После этого ум становится совершенным инструментом безупречного восприятия всего, что нужно познать.

3.50

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

тад -ваирагагйад апи доша-бпджа-кшайе каивалйам

Сверхъестественные способности, которые можно обрести посредством саньямы, не являются конечной целью. На самом деле,

Свобода — конечная цель йоги — может быть обретена только тогда, когда стремление овладеть сверхъестественным знанием будет отвергнуто и препятствия будут полностью искоренены.

3.57

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

стханйупанимантране сайга -смайакаранам пунар аништа –прасангат

Не надо поддаваться соблазну добиться высокого статуса за счет знания, обретенного посредством санъямы. Иначе это приведет вас к тем же неприятным последствиям, к каким приводят все препятствия, мешающие йоге,

В число этих препятствий входит смешение ценностей. Когда уважению к большим познаниям придается больше значения, чем вечной свободе от болезненных послед­ствий наших действий, падение неотвратимо.

3.52

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

кшана -тат -крамайох самйамад вивекаджам джнанам

Саньяма на время и его течение приносит абсолютную ясность понимания.

Ясность понимания — это способность отчетливо видеть различие между объектами и беспрепятственно воспринимать любой объект во всей его полноте. Время относи­тельно, его основа — сравнение одного момента с другим. Единица времени по сути является символом изменения. А изменение — это замещение одной характеристики другой. Именно эта связь между временем и изменениями является объектом иссле­дования в данном случае.

3.53

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

джати-лакшана-дешаир анйатанаваччхедат тулйайос татах

пратип-аттих

Ясность понимания дает возможность различать объекты, даже когда различие не очевидно. Кажущееся сходство не должно препятствовать точному восприятию выбранного объекта.

3.54

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

таракам сарва-вишайам сарватха-вишайам акрамам

чети вивекаджам. Джнанам

Далее,

Такая ясность понимания относится к любому объекту, любой ситуации и любому моменту. Она не является результатом логических рассуждений. Она возникает мгновенно, спонтанно, и является полной.

3-55

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

саттва-пурушайох шуддхи-самйе каивалйам

Что такое свобода?

Свобода — это состояние, в котором ум полностью отождествляется с Воспринимающим.

И ничего более. После этого ум ничего не искажает и не имеет своих собственных черт.

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

КАЙВАЛЬПАДА

В этой последней главе «Йога-сутр», которая называется «Кайвальяпада», Патанд-жали описывает способности человека, обладающего в высшей степени чистым умом. Изначально ум является слугой, а не хозяином. Если позволить уму играть роль хозя­ина, то, каковы бы ни были достижения человека, в конечном итоге у него обязательно появятся проблемы и он не сможет обрести покой.

4.1

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

джанмаушадхи -мантра -тапах -самадхиджах сиддхайах.

Обрести исключительные умственные способности можно благодаря наследственности, использованию лекарственных растений согласно предписаниям Вед, повторению заклинаний, суровому аскетизму, а также состоянию, в котором ум сосредоточен на объекте и ни на что не отвлекается [самадхи].

Некоторые люди обладают необычными способностями с рождения. Веды описывают различные ритуалы, с помощью которых можно изменить личность, определенным образом принимая растительные препараты. К позитивным изменениям может также привести пение мантр (если пройти правильное обучение у компетентного учителя). Древние тексты повествуют о великих достижениях людей, прошедших через суро­вый аскетизм. И наконец, существует еще одна возможность — постепенно изменять состояние своего ума, переходя от рассеянности к постоянной концентрации. Об этом много говорится в третьей главе и в других местах. В сутрах 4.6-8 рассматривается вопрос, какой из этих методов предпочтительнее.

4.2

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

джатйантара -паринамах пракртйапурат

В чем состоят изменения, приводящие к появлению исключительных и даже сверхъе­стественных способностей?

По своей сути переход от одного набора характеристик к другому — это настройка основных свойств материи.

Все, что мы воспринимаем, в том числе ум, характеризуется тремя основными свой­ствами: чистотой, активностью и тяжестью. Различные комбинации этих качеств вызывают в разное время появление разных характеристик. Любая возможная харак­теристика является одной из таких комбинаций. Есть и такая комбинация, которая приводит к появлению сверхъестественных способностей, о которых говорит Патанджали в сутре 4.1.

4.3

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

нимиттам апрайоджакам пракртинам варана-бхедас ту татах

кшетрикават

Как можно осуществить изменение характеристик субстанции ума? С помощью глу­боких знаний.

Но такие знания только устраняют препятствия, мешающие, определенным переменам. Их роль подобна роли крестьянина, который открывает шлюзы, чтобы вода могла поступать на нужные участки полей.

Это глубокое знание — способность понимать роль основных качеств в образовании различных характеристик. Например, крестьянин, который знает свое поле и пони­мает, что требуется посеянным на нем культурам, отрегулирует поступление воды таким образом, чтобы получить наилучший урожай. С другой стороны, если за сель­ское хозяйство возьмется невежественный новичок, у него ничего не получится, даже при наличии хорошей почвы, воды, климата и оборудования.

4.4

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

нирмана -читтанйасмита –матрат

Что может тот, кто обладает сверхъестественными способностями?

Человек с исключительными ментальными способностями может влиять на ментальное состояние других существ.

4.5

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

правртти-бхеде прайоджакам читтам эком анекешам

Является ли это влияние одинаковым для всех или есть какие-то различия?

Это влияние также зависит и от состояния того, на кого оно оказывается.

Насколько человек восприимчив? Каковы его способности? Чего ему не хватает? Все это предопределяет результат воздействия одного человека на другого. Один и тот же дождь принесет облегчение крестьянину, страдавшему от засухи, заста­вит волноваться мать, которая не может укрыть свое дитя, и никак не повлияет на открытый океан.

4.6

руководство по чтению санскрита 4 страница - student2.ru

татра дхйанаджам анашайам

Наши рекомендации