Раздел 1. история философии 1 страница

Введение

В процессе гуманитарной подготовки молодых специалистов большую роль играет философское знание. Философия способствует формированию культуры мышления, умению оперировать понятиями, анализировать события, отделять существенное от второстепенного, истинное от ложного, выявлять и осмысливать противоречия окружающей действительности. Учебно - методическое пособие по курсу «Философия», предназначенное для студентов медицинских вузов, разработано в соответствии с требованиями нового Государственного образовательного стандарта по философии и включает в себя: планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу, учебно - методические рекомендации и контрольные вопросы по каждой теме. Пособие отражает специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и призвано дать студентам-медикам определенные знания в области философии.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1. Мировоззрение: понятие, структура, содержание.

2. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия).

3. Философское мировоззрение и его особенности

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003

Введение в философию. Учебник, М, 2004

Краткий философский словарь, М, 2000

Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008

Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004

Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006

Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009

Хрестоматия по философии, М, 2001

Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006

Данная тема представляет собой своеобразную пропедевтику в мир философского знания, поэтому ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ заключается в том, чтобы помочь студенту сформировать основы философской культуры мышления, представляющее осмысленное отношение человека к миру и к самому себе, т.е. мировоззрение.

1. Мировоззрение: понятие, структура, содержание. Мировоззрение – обобщенное представление человека о мире и его месте в нем. Далее необходимо уточнить, что представляет собой структура и содержание мировоззрения. Мировоззрение включает в себя: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения (чувства, настроения, эмоции). Мировосприятие – познавательно-психологическая сторона мировоззрения. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Под содержанием мировоззрения понимается совокупность таких элементов как знание (информационная сторона), ценностные ориентиры (ценностная сторона), убеждения, идеалы, вера.

2. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия).Мировоззрение носит конкретно-исторический характер. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение). Главная функция мифологического мировоззрения – это функция причинного объяснения мира. Мифология объединяла зачатки знаний, религиозных верований, различных видов искусства в единое, нерасчлененное целое. Основные структурные элементы мифологического мировоззрения: знания, вымысел, вера. Анализ каждого из этих элементов позволяет выявить сущность и содержание мифологического мировоззрения, последний этап которого носит название предфилософия.

Характеристика другого типа мировоззрения, религиозного, должна ориентировать человека на усвоение содержания религиозной картины мира, согласно которой мир разделен на два: естественный (земной) и сверхъестественный (небесный). Основу религиозного мировоззрения составляет «вера» в существование сверхъестественных сил и их ведущую роль в жизни людей. Современная религиозная картина мира представлена тремя мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) и рядом мононациональных религий, а также политеистическими верованиями. В заключение данного вопроса необходимо привести характеристики магико-анимистических и мистико-религиозных представлений о болезни.

3. Философское мировоззрение и его особенности. В его понимании существует множество подходов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, философское знание представляет собой комплексный, интегративный вид знания. Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.В чем специфика мифологического мировоззрения?

2.Каковы особенности религиозного мировоззрения?

3.Что общего и в чем отличие мифологического и религиозного мировоззрения?

4.Каковы особенности философского мировоззрения?

5.Какова специфика философского знания?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

1.Философские идеи Древнего Востока (Индия, Китай).

2.Античная философия (Греция, Рим)

3.Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

4.Философские идеи Нового Времени и Просвещения.

5.Философия ХIХ века.

6.Современная западная философия (ХХ в.)

7.Русская философия.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

Введение в философию. Учебник. М., 2004.

Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2000.

История философии ( ред. Яковлев В.П) Ростов н/ Д, 2000.

Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. М., 1979.

Лисицын Ю.П. История медицины, М., 2008

Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008.

Основы философии науки ( ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2006

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2004.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М., 2006.

Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996

Хрестоматия по философии, М, 2001

Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник, М, 2007

Философия (ред. Кохановский В.П), Ростов н/Д, 2009.

Философия медицины (ред. Шевченко Ю.Л), М., 2004.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотреть основные этапы развития философской мысли в истории философии. Параллельно показать особенности формирования медицинских знаний в эти же периоды, а также их взаимосвязь.

1. Философские идеи Древнего Востока (Индия, Китай).Следует иметь в виду, что очагами древневосточной цивилизации в начале первого тысячелетия до н.э. являлись древняя Индия и древний Китай. Специфическими особенностями древневосточной философии являются: религиозный характер; традиционализм, выраженный в культе прошлого, обычаев, языка предков и т.д.; антропоцентризм, наиболее ярко сформулированный в принципе антиперсонализма.

Философия Древней Индии. Первым письменным памятником философской культуры Древней Индии являются Веды. Данный источник позволяет разделить все философские школы древней Индии на ортодоксальные (веданта, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм и др.). Основы философского мировоззрения всей древнеиндийской культуры сосредоточены в четвертой части Вед – «Упанишадах». Начиная с Упанишад, «Брахман» и «Атман» становятся центральными понятиями всей индийской философии (и, прежде всего, веданты). Центральный вопрос в теории познания Упанишад – разделение знания на низшее и высшее. Низшее – это знание эмпирической действительности (оно не истинное, ибо отрывочно и фрагментарно). Высшее – знание духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, йогической практики. Именно это знание дает власть над миром. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти). Упанишады стали, своего рода, фундаментом всех последующих философских воззрений.

В рамках философии Древней Индии впервые сформулирована концепция переселения душ, связанная с понятиями кармы и сансары. Суть философии буддизма сформулирована в четырех благородных истинах: жизнь есть страдание; страдания следуют за желаниями; есть возможность и путь избавления от страданий; суть этого пути - следование учению буддизма. Своеобразие буддизма состоит в том, что он отрицает идею субстанциональности бытия, выраженную в понятиях Брахмана и Атмана. Буддизм основан на том, что все разнообразие бытия связано цепью единой причинно-следственной зависимости.

Философия Древнего Китая.Философия Древнего Китая возникает в VI в. до н. э. Первые философские школы: конфуцианство, школа закона, школа имен, школа «инь-ян», даосизм и др. Основоположником всей китайской философии является Конфуций. Центральными моментами в его философии являются проблема воспитания, проблема взаимоотношений между людьми. Важнейшими понятиями философии Конфуция являются: «жень» - гуманность, «и» - справедливость, «сяо» -сыновняя почтительность, «чжи» - разумность и ,наконец, «ли» -соблюдение правил поведения, ритуалов. Согласно учению Конфуция, без «ли» невозможен общественный порядок. Конфуцианство известно также своим учением о «золотой середине»,которое дает нам представление о предмете и способах достижения знания. Другая известная школа философии древнего Китая - даосизм. Основателем этой школы является мудрец Лао Цзы. В философии даосизма главным является учение о Дао. «Дао» – это «естественный закон самих вещей», это «основа мира», это «правильный путь». Согласно учению Лао Цзы, все в мире находится в движении, изменении и развитии. Как бы ни шло это развитие, справедливость всегда восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. В основе философии даосизма лежат два принципа: недеяние и непротивление. Это главные требования Дао по отношению к человеку. Они распространяются и на индивидуальную, и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.

Многие тезисы мыслителей Древнего Востока вошли в последующие философские системы. Например, суждения древневосточных философов о материальной первооснове природных явлений было унаследовано и развито в античной философии натурфилософскими школами и т. п. В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть краткую характеристику философских основ медицины Древней Индии и Китая.

2. Античная философия (Греция, Рим). Термин «античная философия» означает учение, возникшее в Древней Греции и Древнем Риме, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап философии Древней Греции - зарождение и становление (VI-V в.в. до н.э.) - получил название натурфилософского и представлен следующими школами: милетская школа, элейская школа, философия Гераклита. Первые философские школы были сосредоточены на познании окружающего мира (космоса). Следовательно, космоцентризм связан с познанием природы в целом, поиском первоначала (архэ). На этом же этапе зарождается ключевая философская категория - «субстанция». Милетская школа. Ее основным представителем называют Фалеса. Им была сформулирована философская система, сутью которой является учение о первоначале, которым он считал воду. По Фалесу, все начинается с воды и в нее возвращается. Систему взглядов Фалеса в полной мере можно назвать философской, так как для него значим исключительно рациональный аргумент. Другие философы этой школы - Анаксимандр и Анаксимен, выясняли, каковы признаки первоначала вообще, как возникают из него вещи и в чем суть научной космогонии. Другая школа этого этапа - элейская. Она представлена философами Парменидом, Ксенофаном и Зеноном. Именно Парменид вводит ключевое понятие философии «бытие». Учение о бытии Парменида представляет собой ответ на исходный вопрос греческой философии этого этапа - что есть первоначало. Философия Гераклита. В своем произведении «О природе» он сформулировал основной тезис своего учения: «все течет и ничто не пребывает». Бытие - это равновесие двух потоков, но оно имеет первоначало - огонь. Все произошло из огня и в него возвращается.

Второй этап античной философии (V-IV в.в. до н.э.) получил название «классического» и связан с именами мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, школой атомистов (Левкипп и Демокрит) и др. Видным представителем этого периода является Сократ (470-399 г.г. до н.э.). Его можно назвать основоположником и философской антропологии. Именно Сократ заявлял, что главной проблемой философии должна стать проблема человека, а не космоса. Эта проблема сформулирована у него в виде вопросов: «В чем сущность человека»? «Какова его природа»? Он также создает специфический способ философствования – диалог. Главное место в философии Сократа занимают этические вопросы. Проблема нравственной природы человека у него тесно связана с проблемой знания, отсюда следуют ключевые тезисы его философии: «познай самого себя» и «я знаю, что ничего не знаю». Таким образом, учение о знании у Сократа является не целью, а средством. На первом месте в его философии стоит этика. Суть этики Сократа состоит в следующих положениях: 1) нравственное стремление (стремление к добру) уже существует у каждого человека, добродетель есть знание; 2) добродетели можно обучить при помощи умственного образования, добродетель одна.

Наивысшее развитие греческой философии связано с именами Платона и Аристотеля. Платон (427-347 г.г. до н.э.) является основателем идеалистической традиции. Философия Платона подразделяется на три части: диалектика, физика и этика. Диалектика – учение о бытии, физика – учение о природе, этика – учение о нравственности. В первой части своего учения под названием диалектика, он рассматривает теорию «идей». Именно Платон впервые подразделяет реальный мир на два: идеальный и материальный. Мир идей это - сущность и причина материального мира. Таким образом, идея это - форма определенного класса предметов. Каждая идея, по Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Идеи Платона составляют иерархию идей в идеальном мире, которая завершается верховной идеей. Другим существенным моментом диалектики является гносеология (теория познания), сущность которой - в познании идей. При этом идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. К истинному знанию, по Платону, относится учение о душе, подробно изложенное в диалогах «Тимей» и «Федон», в которых он продолжает мысль Сократа о бессмертии души. Учение о знании, как воспоминании, называют платоновской «теорией воспоминания». Этика Платона основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности, но эта цель - не в достижении личного счастья, а в создании совершенного общества.

Философия Аристотеля (384 - 322 г.г. до н.э.) по праву считается вершиной античной философской мысли. Аристотель является первым систематизатором древнегреческой философии. Ключевым произведением Аристотеля является «Метафизика». Метафизика или первая философия, это, во-первых, учение о высших, то есть самых общих причинах или началах, во-вторых, это теоретическая наука, которая изучает бытие, а не деятельность. Первая философия, по Аристотелю, изучает бытие вообще. А «вторые философии» (например, физика, математика) изучают лишь отдельные стороны бытия. Изучение бытия возможно, по Аристотелю, с помощью логики. Логику он назвал «органической» наукой, так как она есть орудие для изучения бытия. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Метод выведения общего с помощью единичных факторов Аристотель называет индукцией. Метод доказательств из силлогизмов, т.е. из общих выводов, получение производных, частных суждений он назвал дедукцией. Важнейшей частью философии Аристотеля является учение о материи и форме как двух самостоятельных началах каждой вещи. В этом просматривается дуалистичность его воззрений. Важной частью учения Аристотеля является учение о душе человека, на котором основана его этика. Много места в своих работах Аристотель отводит изучению основных философских категорий.

Третий этап,(IV-III в.в. до н.э.), называемый эллинизмом, связан с упадком древнегреческого общества, распадом Греции. В этот период возникли три главных течения древнегреческой философии: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Значительное место в своих учениях они уделяют вопросам этики.

Стоицизм. Школа стоиков основана Зеноном из Китиона в 300 г. до н.э. Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение о строжайшей необходимости, действующей в мире. Для стоиков необходимость (судьба) непреложна. Свобода – в признании и согласии с этой необходимостью.

Эпикуреизм – философское направление, основанное известным древнегреческим мыслителем Эпикуром. Главное в его учении - этика поведения, приводящая к счастью. Речь идет об отдельном индивиде, а не об обществе, которое является лишь средством для достижения благополучия индивида. В отличие от этики стоиков, эпикурейская этика носит гедонистический характер (от греч. гедонэ – удовольствие). Удовольствие – это цель жизни, но под удовольствием понимается не чувственное удовольствие, а состояние духовной стабильности (атараксии), которую может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Скептицизм - философское направление, где сомнение являлось основным принципом. Скептики считали, что жизненный идеал человека – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Представителем скептицизма являлся Пиррон (360 - 270 г.г. до н.э.).

Следует подчеркнуть, что философия Древнего Рима (римский стоицизм, римский эпикуреизм, римский скептицизм и др.) явилась, своего рода, продолжением основных идей эллинистической философии. В заключительной части данного вопроса следует провести анализ философских идей в древнегреческой и древнеримской медицине.

3. Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Главная особенность философии эпохи Средневековья: ее религиозность, что находит свое отражение в принципе теоцентризма, который утверждает, что источником и первопричиной Бытия в целом является Бог.

Традиционно философия эпохи Средневековья подразделяется на два больших этапа. Первый этап (V-Х в.в.) – философия патристики. Его представитель - Аврелий Августин (Блаженный, 354 - 430 г.г.), философские идеи которого изложены в произведениях «Исповедь», «О граде Божием». В последнем произведении философ рассматривает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, основанная на любви к себе, и «град Божий», т.е. духовная общность, основанная на любви к Богу. Августин Блаженный привносит в философию идею монизма, согласно которому существует только одно абсолютное начало – Бог, все остальное - вторично, является его творением. С именем Августина также связано новое понимание человека, сформулированное в принципе персонализма, что лежит в основе современной христианской антропологии. Человек как персона (личность) наделен от Бога свободой воли, в человеке как персоне, есть глубинное, непостижимое начало, что делает его тайной.

Второй этап Средневековой философии - эпоха схоластики (X-XV вв.), представлена Фомой Аквинским (1225 - 1274 г.г.). Его главный религиозно - философский труд - «Сумма теологии». Философия Ф. Аквинского носит название философии томизма. В XIV веке он был канонизирован Римской католической церковью, а в XX веке учение Ф. Аквинского возродилось под названием неотомизма. Основные положения его философии представлены тремя моментами. Во-первых, Ф.Аквинский обосновал принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Из этого следует, что соотношение веры и разума таково, что истины веры превосходят истины разума. Во-вторых, он обосновал 5 способов доказательства бытия Бога. В-третьих, он обосновал первостепенную значимость священного учения. «Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как-то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и при том высшей дисциплины… Священное писание есть такая наука, которая относится ко второму роду; ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства». В духе католического учения Ф. Аквинский решал и социальные проблемы. Государственная власть – от Бога. Церкви должна принадлежать главная роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве лишь приготовление к будущей духовной жизни. В заключительной части необходимо показать особенности схоластической медицины.

Философия эпохи Возрождения. При характеристике данного этапа в развитии философской мысли необходимо подчеркнуть его переходный характер от религиозной эпохи к принципиально иному периоду европейской истории (ХV в.- начало ХVII в.). Новая эпоха, получившая название Ренессанса или Возрождения, осознала себя, как возрождение античной культуры. Ее важнейшая отличительная черта - ориентация на искусство. Характерные черты философии этой эпохи представлены понятиями антропоцентризм и гуманизм. При рассмотрении особенностей антропоцентризма Возрождения, необходимо подчеркнуть, что он основан на идее культа человека-творца. Бог - творец первой природы (натуры), но и человек тоже творец второй природы (культуры). Другая важнейшая черта философии этой эпохи – гуманизм. Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения впервые провозглашают идею природного и социального равенства людей. Характерной чертой этой эпохи является также пантеизм, что означает «Природа – есть Бог». В данном принципе Бог утрачивает свой трансцендентный характер, он сливается с природой, таким образом, обожествляется сама природа. Пантеистического воззрения придерживались выдающиеся гуманисты Возрождения Николай Кузанский, Мишель Монтень и Джордано Бруно. Пантеизм является своеобразной формой перехода от догматического религиозного мировоззрения к научному пониманию природы.

Для более полного понимания философии эпохи Возрождения необходимо обратится к творчеству Н. Кузанского. Например, идея совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума заключает в себе подлинную сущность и природу Бога. Н.Кузанский является автором теории «ученого незнания», сердцевиной которого является учение о совпадении противоположностей. Другим крупнейшим философом - гуманистом был Мишель Монтень (1533 - 1592 г.г.). В его произведении «Опыты» сформулирована этическая доктрина индивидуальности каждого человека. В своей философии гуманизма он подвергает критике противников традиционной аскетической морали. Натуралистическая философия человека Монтеня оказала огромное влияние на дальнейшее развитие европейской этической мысли.

В заключение необходимо подчеркнуть, что Возрождение, в целом, представляет собой период, где осуществляется своеобразный синтез Античности и Средневековья, ориентация на античные образцы и обожествление человека. Данный синтез предопределил в дальнейшем суть и своеобразие современной западной цивилизации.

4. Философские идеи Нового времени и эпохи Просвещения. «Новое время» - это период (ХVII в.), когда происходит ряд важнейших изменений в социально-экономической и духовной жизни Европы. Для него характерны две отличительные черты: 1) падение авторитета церкви и 2) рост авторитета науки.

Философия Нового времени все более опирается на авторитет науки. Именно в этот период формируется принципиально новая научная картина мира, утверждается новый тип мировоззрения. Развитие науки Нового времени приводит и к переориентации самой философии. В философии на первый план выходят проблемы гносеологии. Отсюда рождаются две важнейшие традиции – эмпиризм и рационализм. Эти направления представлены двумя выдающимися мыслителями Ф. Бэконом и Р. Декартом.

Френсис Бэкон (1561 - 1626 г.г.) является основателем эмпиризма, суть которого сформулирована в исходном тезисе его философии: «всякое знание из опыта». Он же считает, что подлинно научным методом познания является индукция, которая опирается, прежде всего, на чувственный опыт. Бэкон подвергает критике рационализм, который опирается, прежде всего, на разум. По мнению Бэкона, разум без данных чувственного опыта пуст. В теории познания Ф. Бэкона вновь остро ставится проблема истинного и ложного в познании. Другой философ этого периода - Рене Декарт (1596 - 1650 г.г.). Отличительной чертой его философии является рационализм. Рационализм как метод мышления основан на вере в неограниченную силу человеческого познания, силу и мощь человеческого разума. Для рационализма не существует принципиально неразрешимых проблем, есть только проблемы еще не решенные. Благодаря рационализму Декарта, возникает новое понимание науки, которая целиком отождествляется с математикой и естественными науками. Рационализм предоставляет право разуму на неограниченное господство. Человек, опираясь на свой разум, может все. В рамках этой философии Декарт обосновал свой знаменитый метод сомнения, который предполагает следующую формулировку истины: «Я мыслю, следовательно, существую». Суть данного тезиса помогает более глубоко обосновать идею рационализма. Из него также следует еще один важный вывод, связанный с поиском критерия истинности получаемых знаний. Поскольку данный тезис апеллирует к разуму, «все вещи, воспринимаемые нами, ясно и отчетливо истинны». В теории познания Декарт сформулировал свой знаменитый метод - «правила для руководства ума», которые сыграли значительную роль в становлении современной науки.

В истории философии также выделяют своеобразный исторический этап, названный философией эпохи Просвещения (XVIII в.). Эпохой Просвещения в европейской истории принято называть время, которое было сориентировано на критику феодального устройства, борьбу против религиозных предрассудков и суеверия, выступающей за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Наиболее мощно Просвещение проявило себя в Англии, Германии, Франции. Французская философия этой эпохи представлена Вольтером (1694 – 1778 г.г.), которым был сформулирован ключевой принцип данной эпохи названный «деизмом». Деизм представляет собой своеобразную форму религиозности, согласно которому Бог, сотворив мир, в дальнейшем не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Таким образом, деизм противостоит теизму, пантеизму и атеизму. Опираясь на принцип деизма, Вольтер сформулировал теорию естественной религии. Естественная религия, по Вольтеру, является общей для всех людей. Вслед за Вольтером термин «естественный» начинает широко употребляться всеми просветителями и противопоставляется термину «сверхъестественный». Формируются теории «естественного права», «естественного человека» и т.д. Другим мыслителем французского Просвещения является Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 г.г.). Центральной темой его размышлений является проблема социального неравенства и путей его преодоления. Главный источник социального зла, по его мнению, заключается в имущественном неравенстве, которое также порождает взаимную зависимость людей. Эта зависимость вызвана разделением труда и цивилизаций. Отсюда следует критика современной ему цивилизации. Идеалом, по Руссо, является естественное состояние общества, в котором человек самодостаточен. К этому идеальному обществу прийти нельзя, но вернуться можно. В рамках данной теории сформулирована идея «естественного человека», которая состоит в том, что человек по своей природе, изначально существо идеальное. Все искажения в человеческую природу привносятся усилиями общества, цивилизации. Отсюда, цель воспитания – это сохранение изначальной совершенной природы человека.

Таким образом, все просветители касаются проблемы наилучшего общественного устройства и наибольшего общественного благосостояния, в своих трудах они формируют понятия и принципы, которые будут иметь огромное значение для будущего гражданского общества. В заключительной части вопроса необходимо дать краткую характеристику медицины данного периода. Своеобразие ее в том, что философские идеи среди медиков проявляли себя в виде т.н. «ятрошкол» («ятромеханики», «ятрофизики», «ятрохимии» и др.).

Наши рекомендации