Соотношение знания и познания
Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знании, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.
Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица^ существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины -теории познания, гносеологии.
На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт ловседневкой жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы ia общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.
Внутри мифологии зародилась художественно-эбразная форма познания, которая в дальнейшем, получила наибольшее развитие в искусстве.
Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.
Важнейшей формой познания является научное чознание. Наука - это форма духовной деятельности пюдей, направленная на производство знаний о при-хще, обществе и самом познании. Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.
Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотелем была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали
Диалектику, исследовались проблемы истины и за-луждения.
Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный методы, заложены основы математической логики, сформулирован ряд диалектических идей.
Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику.как систему категорий, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического метода мышления.
Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В Соловьев занимался вопросами различий между философской и формальной, логикой, о формах знания и истине.
В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменевтики, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диа-лектико-материал/стическая гносеология