Абсолютная необходимось дикши
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
13 января 2003 г., Гавайи, США
[В середине января 2003 года Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж провел одну неделю на Гаваях в городе Хило, где на его лекции собралось около двухсот пятидесяти слушателей. Темой лекций была гуру-таттва и последовательное развитие преданности Шри Кришне. Тем временем, как это уже не раз было, какие-то люди раздавали листовки, содержание которых, ожидалось, оттолкнет преданных от лекций Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа. На этот раз в листовке сопоставляли необходимость в первом и втором посвящении (харинама и дикша) и пытались всеми способами доказать, что мнение Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа в этом вопросе расходится с мнением Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа. Согласиться с авторами листовки означало бы исключить Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Махараджа из ученической преемствености его предшествующих ачарьев. Когда Шрила Махарадж узнал обо всем, он прочел помещенную ниже лекцию, в которой ясно показал, что три упомянутых выше ачарьи едины во мнении — все они подчеркивают большую важность получения дикша-мантр.]
Шрила Нараяна Махарадж: В своих лекциях я объяснял, что такое бхакти, и как, начиная с самой маленькой частицы бхакти, шраддхи, мы постепенно обретаем его. Мы говорили на многие темы, одна из них была посвящена необходимости гуру-падашрайи. Тогда и возник вопрос, который я хочу разъяснить. Вопрос этот очень важный — слушайте очень внимательно. Сначала Шрипад Падманабха Махарадж объяснит суть вопроса, а я потом на него отвечу.
Шрипад Падманабха Махарадж: Вопрос затрагивает связь между посвящением в гаятри-мантры (дикшей) и посвящением в харинаму. Идея авторов листовки в том, что обусловленной душе вполне достаточно харинамы, а посвящение в гаятри-мантру по настоящему не нужно. В доказательство они привели цитаты из работ Шрилы Бхактиведанта Свами Прабхупады и Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа. Я зачитаю эти цитаты, а Шрила Махарадж разьяснит их.
Во-первых, цитируется беседа Шрилы Прабхупады в 1973 году в Париже, где он говорит: «(Преданный) повторяет Харе-Кришна маха-мантру. По мере практики он все больше очищается. Потом второе посвящение — гаятри-мантра. Первого посвящения, согласно Дживе Госвами, достаточно. Повторение Харе Кришна мантры — самодостаточно. И все же, для большего их очищения, дается второе посвящение, гаятри». Это первая цитата.
Далее приводится отрывок из книги «Шри Гуру и Его Милость» Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, где он говорит: «Мы получаем мантру только для того, чтобы помочь нама-бхаджану, поклонению Святому Имени. В противном случае в ней бы не было необходимости. Таково суждение. Святое Имя само может дать человеку все — оно совершенно. Гаятри-мантра помогает нам устранить апарадхи (оскорбления) и абхасу, или размытые представления. Гаятри-мантра дается нам, чтобы помочь только в этом».
Двумя этими цитатами авторы листовки попытались обосновать свое утверждение, что обусловленным душам нет особой необходимости получать гаятри-мантру, посвящение в дикшу — это не столь важно, поскольку достаточно харинамы. Они также подводили к мысли о том, что мнение Шрилы Прабхупады и Шрилы Шридхара Махараджа в чем-то противоречит мнению Шрилы Бхактиведанта Нараяны Махараджа. Для этого они привели два его утверждения. Я зачитаю их.
Первое из его книги «За пределы Вайкунтхи»:
«Будет ли наша садхана совершенной без гопала-мантры и кама-гаятри, благодаря только нама-санкиртане? Нет, потому что совершая только нама-санкиртану мы не сможем повторять шуддха-наму, чистое имя Кришны».
Вторая цитата — из лекции Шрилы Бхактиведанта Нараяны Махараджа по «Шри Бхаджана Рахасье»: «В Святом Имени есть все, но не думайте, что мы сможем осознать это все, повторяя одну только кришна-наму. Мы должны повторять и харинаму и гаятри-мантру. Чтобы понять и осознать то, что скрыто в мантре Харе Кришна, мы также должны повторять мантры гаятри».
А сейчас Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж милостиво изложит философское обобщение затронутых моментов, благодаря которому мы сможем понять важность посвящений в гаятри-мантру и харинаму, и их взаимосвязь.
Шрила Нараяна Махарадж: Вопрос, я думаю, понятен. Теперь внимательно слушайте ответ, тогда вы сможете все понять и обобщить все утверждения. Представление о не существенной важности принятия дикши косвенно указывает на следующий стих:
дикша-пурашчарйа-видхи апекша на каре
джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре
«Нет необходимости получать посвящение или исполнять то, что ему предшествует. Нужно просто повторять Святое Имя. Это освободит даже человека низшего происхождения (чандала)». (Ч.-ч., Мадхья, 15.108)
Святое Имя самодостаточно, очень могущественно и может исполнить все желания. Оно может дать даже враджа-прему. Зачем тогда получать посвящение?
В листовке приводились мои утверждения, а также утверждения прапуджья-чараны Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа и Шрилы Бхактиведанта Свами Махараджа, поэтому я хочу их обобщить.
Это верно, что дикша и пурашчарья (посвящение и очистительные действия до него) не нужны абсолютно при всех обстоятельствах, но мы также должны знать подлинный смысл этого стиха. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада написал книгу правил и предписаний в служении Божествам, она называется «Арчана Дипика». В ней он объяснил, что харинама — это бхагавата-сварупа, истинная форма Кришны и Радхи. По этой причине в «Шри Шикшаштакам» провозглашается: «парам виджаяте шри кришна-санкиртанам». Благодаря повторению и памятованию имен Кришны можно обрести все совершенства, такие, как враджа-прему и даже радха-дасью (стать служанкой Шримати Радхики). Но преданный на начальной стадии, даже повторяя Святое Имя, полон апарадх, а также анартх, таких как лайа (сонливость), викшепа (рассеянность), апратипатти (безразличие к духовному), и так далее. Можно быть уверенным, что такой человек не может произнести чистое Имя. Его повторение будет нама-апарадхой. Возможность повторять чистое Имя появляется только после дикша-самскары.
Шрила Джива Госвами объясняет термин дикша в своей «Бхакти-сандарбхе»:
дивйам джнанам йато дадйат
курйат папасйа санкшайам
тасмат дикшети са прокта
дешикаис таттва-ковидаих
«Знатоки богооткровенных писаний называют дикшей процесс, благодаря которому человек пробуждает свое трансцендентное знание и избавляется от всех последствий грехов» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья, 15.108).
Гаятри-мантра наделяет всеми видами дивья-гьяны, трансцендентного знания, куда входит знание кришна-таттвы и джива-таттвы, а также устанавливает взаимоотношения с Кришной. Но если человек полон анартх и повторяет только наму, эти отношения не придут. Все наши ачарьи говорят, что для того, чтобы очистить нас от греха, и избавить от оскорблений (анартха-нивртти), что даст нам возможность повторять чистое Имя, мы должны пройти дикша-видхана (процесс посвящения). Слог «ди» значит дивья-гьяна, или осознание наших взаимоотношений с Кришной, а «кша» — очищение от всех грехов, апарадх, и других загрязнений. Для этого необходима дикша-видхана. Без дикша-самскары, не могут проявиться наши отношения с Кришной (самбандха-гьяна), и мы не можем повторять шуддха-наму. Вот почему важно получить дикшу.
В «Шри Хари-бхакти-виласе» (2.12) Шрила Санатана Госвами писал:
йатха канчанатам йат
камсйам раса-видханатах
татха дикша-видханена
двиджатвам джайате нринам
«Как бронза смешиваясь со ртутью становится золотом, так и через процесс дикши, человек становится брахманом».
В алхимическом процессе бронза превращается в золото с помощью элемента ртуть. Подобно этому, только благодаря элементу дикша, и не иначе, наше повторение Святого Имени станет чистым.
Если нет необходимости в принятии дикша-мантры, тогда почему Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада получил второе посвящение от Шрилы Гоуракишоры даса Бабаджи Махараджа, и почему он давал посвящение дикша всем своим ученикам?
Парама-пуджьяпада Шрила Шридхар Госвами Махарадж также получил дикшу от него. Почему, если в этом нет необходимости, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал посвящение дикша, и почему его ученики принимали ее?
Более того, кама-гаятри и гопала-мантру Брахма получил от Самого Кришны. Затем Брахма дал дикша-мантру Шри Нараде Риши, а Нарада — своим многочисленным ученикам. Нарада дал Дхруве Махарадже не только харинаму, через мантру «ом намо бхагавате васудевая» он также дал ему дикшу. Шри Ишвара Пурипад дал Шри Чайтанье Махапрабху сначала харинаму, а затем, чтобы сделать Его повторение намы чистым, дал гопала-мантру. Гопала-мантра трансцендентна и вечна, она устанавливает взаимоотношения с Кришной Гопиджана-валлабхой. Мы должны помнить обо всем этом.
Все ачарьи в нашей гуру-парампаре получили дикша-мантры. И пусть тот, кто говорит, что обусловленным душам достаточно харинамы, назовет хотя бы одного ачарью в нашей гуру-парампаре, который бы не получил дикшу. Второе посвящение получили Шрила Гоуракишора дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шесть Госвами, а также Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Если дикша не важна, тогда зачем они получили ее?
Вы должны понять, как это важно. Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Ачарья, Шри Гададхара Пандит, Шри Ишвара Пури и Шри Мадхавендра Пури — все получили дикшу.
Почему тогда не должны получать ее мы? Почему она не важна? Если она не важна, тогда почему Шри Санатана Госвами писал о ней в своей «Шри Хари-бхакти-виласе»? Почему о ней писал Шри Гопала-Бхатта Госвами? Разве он сказал, что она бесполезна? — Те, кто говорят, что дикша не важна, не найдут ответа на эти вопросы и за сотни, и за миллионы лет.
Шри Чайтанья Махапрабху — Господь всех владык, Он — сочетание Радхи и Кришны, но даже Он пошел в Гайю и получил там посвящение. Он сказал об этом на собрании санньяси в Каши. Они спросили Его: «Ты очень молодой и достойный санньяси. Почему Ты не слушаешь Веданту? Почему поешь, танцуешь и катаешься по земле? Санньяси не подобает танцевать и вести себя так».
Шри Чайтанья Махапрабху рассказал им о наказе Своего гуру, Шри Ишвары Пурипады. Махапрабху сказал:
«гуру мора муркха декхи — Мой Гуру Махарадж сказал мне, что я глуп и необразован и потому не достоин изучать Веданту. Вместо этого я должен всегда повторять Харе Кришна и помнить этот стих:
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй ева настй ева
настй ева гатир анйатха
«В эту эпоху Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути для осознания себя, кроме повторения Святого Имени, повторения Святого Имени, повторения Святого Имени Господа Хари». (Ч-ч., Ади, 17.21)
Шри Чайтанья Махапрабху получил от Своего гурудева не только харинаму. Через гопала-мантру Он также получил второе посвящение. В нашей парампаре вместе с харинамой дается гопала-мантра. Делается это для того, чтобы сделать наше повторение чистым и установить наши отношения с Кришной, который милостиво принял форму Своего Святого Имени. До прихода Махапрабху и в Его времена давалась только гопала-мантра. Спустя некоторое время после Его явленных игр, в наш мир явились Шрила Дхьяначандра Госвами и Шрила Гопала-Гуру Госвами. Они дали правила, которым мы следуем сейчас. Они дали брахма-гаятри, гуру-мантру, гуру-гаятри, гоура-мантру, гоура-гаятри, кришна-мантру (гопала-мантру) и кама-гаятри. Этому следуют в нашей сампрадайе со времен Шрилы Гопала-Гуру Госвами, ученика Вакрешвары Пандиты, который был спутником Шри Чайтаньи Махарабху.
Чайтанья Махапрабху повторил слова Своего гурудева (Ч.-ч., Ади, 7.72): «кришна-мантра джапа сада – еи мантра-сара — всегда повторяй Святое Имя Кришны. Это суть всех мантр, ведических гимнов».
кришна-мантра хаите хабе самсара-мочана
кришна-нама хаите пабе кришнера чарана
«Благодаря повторению кришна-мантры можно обрести освобождение от материального бытия. Но повторяя Святое Имя Кришны, человек обретет лотосные стопы Господа». Ч.-ч., Ади, 7.73)
Тот, кто повторяет Святое Имени без оскорблений не нуждается в посвящении. Но это должно быть чистое Имя. Как оно становится чистым? — Только благодаря дикше, и не иначе. Это означает не то, что не чисто само Святое Имя, а лишь то, что не чистый преданный не может повторять чистое Имя. Он может только издавать звуки, которые похожи на Имя. Он совершает либо оскорбления Имени (нама-апарадху), либо то, что он повторяет — тень Имени (нама-абхас).
Шри Чайтанья Махапрабху повторял чистое Имя, поэтому Он сказал Своему гурудеву:
киба мантра дила, госани, киба тара бала
джапите джапите мантра карила пагала
«Дорогой господин, что за мантру ты Мне дал? Я сошел с ума, повторяя маха-мантру». (Ч.-ч., Ади, 7.81)
Чайтанья Махапрабху сказал собравшимся санньяси: «Вы спрашиваете, почему Я танцую и пою, и катаюсь по земле. Вот причина: когда Мой гурудев дал мне посвящение, он дал мне и харинаму, и гопала-мантру». Махапрабху сказал: «джапите джапите мантра». Он бы не употребил слово мантра, если бы получил только харинаму, маха-мантру. Это слово относится, главным образом, к гопала-мантре и кама-гаятри. Сначала Махапрабху получил харинаму, а потом гопала-мантру. «Джапите джапите мантра карила пагала — и это сделало Меня безумным». Иными словами: «Безумным Меня сделали кришна-нама и мантра или маха-мантра и гопала-мантра».
Благодаря могуществу мантры, в сердца тех, кто всегда погружен в памятование и медитацию на гопала-мантру и кама-гаятри, немедленно войдет рати (бхава-бхакти). Об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 4.192):
дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи-кале кришна таре каре атма-сама
«Преданным, который при посвящении полностью отдает себя служению Господу, Кришна дорожит как Самим Собой».
Первое посвящение всегда называется посвящением в харинаму, а второе — дикшей. Атма самарпана — во время дикши ученик вручает всего себя стопам гурудева. Сеи-кале — в это время Кришна дает такому ученику прибежище у Своих лотосных стоп и он становится атма-сама, очень дорогим и близким Кришне.
Правила вайшнавов требуют, чтобы человек получил посвящение в брахманы. В «Хари-бхакти-виласе» (2.6) приводится цитата из «Вишну-ямалы», в которой Господь Шанкара говорит своей супруге Парвати:
адикшитасйа вамору критам сарвам нирартхакам
пашу-йоним авапноти дикша-вирахито джанах
«О Вамару, прекрасная Парвати, если человек не получил дикши, любая его деятельность в преданном служении, будь то садхана, бхаджан или пуджа, будет тщетной. Без должного посвящения такой человек вынужден будет множество раз рождаться в телах животных».
В «Падьявали» (29), книге, составленной Шрилой Рупой Госвами, говорится, что нама, лишь коснувшись языка, может дать все, включая кришна-прему.
акриштих крита-четасам
суманасам уччатанам чамхасам
ачандалам амука-лока-сулабхо
вашйаш ча мукти-шрийах
но дикшам на ча сат-крийам
на ча пурашчарйам манаг икшате
мантро’йам расана-сприг ева
пхалати шри-кришна-наматмаках
«Святое Имя Господа Кришны привлекает святых, освобожденных личностей. Оно уничтожает все последствия греха и столь могущественно, что, за исключением немых, повторять его могут все, даже низшие из людей — чандалы. Святое Имя Кришны распоряжается даром освобождения, и оно тождественно Кришне. Стоит только человеку начать повторять Святое Имя, как плоды повторения немедленно приходят к нему. Повторение Святого Имени не зависит от посвящения, совершения благочестивой деятельности или следования принципам пурушчарьи, которые принято соблюдать до посвящения. Святое Имя не ждет ни одного из этих действий. Оно самодостаточно» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья, 15.110).
Возможно ли все это, если человек не повторяет чисто? Вопрос был в этом. Возможно ли это без дикши? В «Хари-бхакти-виласе» (17.4, 5, 7) говорится:
вина йена на сиддхах сйан
мантро варша-шатаир апи
критена йена лабхате
садхако ванчитам пхалам
пурашчарана-сампанно
мантро хи пхала-дхайаках
атах пурашкрийам курйат
мантра-вит сиддхи-канкшайа
пурашкрийа хи мантранам
прадханам вирйам учйате
вирйа-хино йатха дехи
сарва-кармасу на кшамах
пурашчарана-хино хи
татха мантрах пракиртитах
«Даже сотни лет повторения мантры не приведут человека к совершенству, если он не исполняет действий пурашчарьи. Тот же, кто прошел пурашчарья-видхи, легко обретет успех. Чтобы посвящение было совершенным, человек должен сначала пройти пурашчарью. Следование этому процессу дает жизненную силу, посредством которой человек достигает успеха в повторении мантры. Без жизненной силы невозможно что-либо сделать; подобно этому, без жизненной силы пурашчарья-видхи в мантре не будет совершенства» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья, 15.108).
Чтобы еще более прояснить вопрос, Шрила Джива Госвами, в своей «Бхакти-сандарбхе» (283-284), ссылается на стих и говорит о важности служения Божествам и посвящении дикша:
авасйакат авашйакатвам насти, тад винапи шаранапаттйадинам экатаренапи пурушартха-сиддхер абхихитатват, татхапи шри-нарадади-вартманусарадбхих шри-бхагавата, саха самбандха-вишешам дикша-видханена шри-гуру-чарана-сампадитам чикиршадбхих критайам дикшайам арчанам авашйам крийетаива йадйапи сварупато насти, татхапи прайах свабхавато дехади-самбандхена кадарйа-шиланам викшипта-читтанам джананам тат-тат-санкочи-каранайа шримад-риши-прабхритибхир атрарчана-марге квачит квачит качит качин марйада стхапитасти.
«Согласно «Шримад-Бхагаватам», поклонение Божествам не является обязательным, также не обязательно следовать определенным предписаниям «Панчаратры» и других писаний. «Бхагаватам» говорит, что человек может достичь успеха в жизни не прибегая к поклонению Божествам, нужно лишь совершить любое преданное служение, как, например, вручить себя лотосным стопам Господа и принять Его защиту. Но важно то, что вайшнавы следуют Шри Нараде и его последователям и получают у истинного духовного учителя посвящение, чтобы его милостью обрести личные отношения с Господом. Получение посвящения в этой традиции обязывает преданных начать поклоняться Божествам.
Хотя поклонение Божествам не является необходимым, большинству людей, желающих заниматься преданным служением, это требуется, поскольку они находятся на материальном уровне. По их внешнему и внутреннему состоянию мы поймем, что в поведении они не чисты, а в умах беспокойны. Чтобы помочь нам избавиться от материальной обусловленности, великий мудрец Нарада и мудрецы разных времен давали различные наставления и правила в поклонении Божествам» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья 15.108).
Просто касаясь языка Святое Имя, кришна-нама, дарует все совершенства, включая кришна-дасью и радха-дасью. Но также важно знать, сохранить в сердце и помнить ясный комментарий к этому стиху (Падьявали, 29) Шрилы Дживы Госвами, который он написал в своей «Бхакти-сандарбхе»:
двиджанам анупетанам свакармадхйайанадишу
йатхадхикаро настиха сйач чопанайанад ану
татхатрадикшитанам ту мантра-деварчанадишу
надхикаро’стй атах курйад атманам шива-самстутам
«Даже если человек родился в семье брахмана, но не получил посвящения и священного шнура, он не может совершать ведические ритуалы. Даже родившись в брахманической семье, человек станет брахманом только после посвящения и церемонии вручения священного шнура. Без посвящения в брахманы, человек не может должным образом поклоняться Святому Имени» (из комм. к Ч.-ч., Мадхья 15.108)(см. прим.)
Просто коснувшись языка кришна-нама может дать все, но материальный язык обусловленной души не может коснуться трансцендентного Святого Имени.
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
«Невозможно материальными чувствами постичь трансцендентные Святое Имя Господа, Его облик, деяния и развлечения. Но когда человек преданно служит Господу, вовлекая свой язык, Господь открывается ему». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234)
Шри Нарада Муни, и предыдущие ачарьи, такие, как Брахма, Санака, Санандана, Санатана, и Санат Кумар — все получили дикшу. Человек получает дикшу и потом совершает садхана-бхаджан и служит своим иштадевам, Радхе и Кришне. Шрила Джива Госвами писал, что без дикши не будет взаимоотношений с Кришной — ни дасьи, ни сакхьи, ни ватсальи или мадхурьи. Без дикши это не возможно. В нашей сампрадайе, самбандха-гьяна приходит только через повторение слов гопала-мантры — «гопиджана-валлабхая». Другого пути нет.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил тот же стих. Он писал, что, возможно, человек оставил все виды садханы и благочестивой деятельности, помнит и повторяет Святые Имена Бхагавана, понял, быть может, что его иштадева — Кришна, но он никогда не достигнет Его, потому что не получил посвящения от гуру-вайшнава не считая это важным. Единственное хорошее, что получит такой человек, это то, что он не пойдет в ад. И до тех пор, пока он не получит должного посвящения, ни в одной из жизней он не достигнет лотосных стоп Кришны. В следующей жизни, благодаря тому, что он совершал бхаджан, человек родится в семье глубоко религиозных людей, обретет садху-сангу, гуру-падашраю, а затем получит дикшу. Тогда он далеко продвинется в бхакти. Иного пути нет.
Шрила Рагхунатха даса Госвами в первом стихе своей «Шри Манах-шикши» говорит:
гурау гоштхе гошталайишу суджане бхусура-гане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитарам
айе свантар бхраташ чатубхир абхийаче дхрита-падах
«О дорогой брат — мой беспутный ум! Припадая к твоим стопам, я прошу тебя смиренно и ласково: пожалуйста, отбрось гордыню и быстро пробуди в себе возвышенную, не имеющую равных любовную привязанность (рати) к Шри Гуру, Враджа-дхаме, жителям Враджи, вайшнавам, брахманам, своим дикша-мантрам, Святому Имени, а также прибежищу у стоп Кишора-Кишори — Шри Радхи и Кришны, вечно-юной Божественной Четы Враджи».
Почему Шрила Рагхунатха Даса Госвами упомянул мантру, если посвящение дикша не важно? Почему он не ограничился словом шри намни? Что такое сва-мантра? Между мантрой и харинамой есть разница, поэтому он сказал своему уму: «Ты должен развить возвышенную и не имеющую равных привязанность к обеим. Прими прибежище намы и мантры, тогда жизнь твоя будет успешной». Итак, речь идет о двух, а не об одном. Шрила Рагхунатха писал: «Сада дамбхам хитва куру ратим апурвам — О ум, оставь гордыню и постарайся развить возвышенную и не имеющую равных привязанность к обеим». Его гуру дал ему мантру, и это является дикшей.
Постарайтесь теперь понять все это.