Тема № 2.2. Современная западная философия

Вопросы:

1. Основные направления философии иррационализм и взгляды их представителей:

1.1. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей);

1.2. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

1.3. Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг);

2. Сциентизм (рационализм) и его разновидности:

2.1. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос);

2.2. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, Р. Рорти.);

3. Специфика понимания сущности процесса познания в феноменологии (Э. Гуссерль) и герменевтике (Г.-Г. Гадамер).

Методические рекомендации:

тема предполагает изучение особенностей и основных течений современной западной философии. Следует повторить, чем современная неклассическая философия к. ХIХ–ХХ вв. отличается от «классического» этапа развития, предпосылки ее возникновения. Необходимо выявить принципиальную разницу между рационализмом и иррационализмом как определяющими тенденциями новой философии.

Так, анализ первого вопроса необходимо начать с рассмотрения «философии жизни», открывшей традицию иррационализма в западной философии. Родоначальниками его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, творчество которых показывает глубокое изменение ценностей в восприятии человека и ориентиров его поведения.

Далее обучающиеся должны выделить определяющие принципы экзистенциализма (существование предшествует сущности; сущность человека раскрывается им самим на основе приобретенного опыта) и раскрыть специфику постановки проблем существования человека, отчуждения, свободы, выбора, ответственности, стыда, страха, смерти и т. д.

В основе философии психоанализа лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается философами как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» влечения и страхи, комплексы и архетипы, подавление которых порождает неврозы, психические и поведенческие расстройства у человека. Как «толковать» образы бессознательного и научиться управлять своими естественными стремлениями не нарушая культурных, правовых норм? Несомненно, ответы на эти вопросы имеют большое значение для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Во втором вопросе, рассматривая основные разновидности сциентизма (рационализма), следует проанализировать данное направление как способ преодоления кризиса «классической» философии при помощи ее же методов. Изучая этапы становления позитивизма, такие как «первый» позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер), эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус ), неопозитивизм и постпозитивизм (Т. Куна, Л. Витгенштейна), обучающимся необходимо раскрыть специфику взглядов его основных представителей. Особого внимания заслуживает проблема соотношения научного и философского знания.

В последнем вопросе раскройте суть герменевтики и феноменологии, как важнейших философских течений второй половины ХХ века, их взгляд на понимание процесса познания.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите культурные и социальные предпосылки перехода от классической к неклассической философии.

2. Как понимаются представителями «философии жизни» категории «воля» и «жизнь»?

3. Какое из направлений считает, что «существование» человека должно предшествовать его «сущности»?

4. Какая из частей психики, по мнению З. Фрейда, является определяющим фактором жизнедеятельности человека?

5. В чем специфика постановки и решения религиозных проблем в философии 19 – 20 вв.

6. На основании чего позитивизм отрицает значение философского знания?

7. Как определяют сущность предмета философии представители прагматизма?

8. Что является основой герменевтики как особого философского метода?

Темы докладов:

1. Сциентизм и антисциентизм – два направления современной западной философии.

2. А. Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма.

3. “Философия воли” Ф. Ницше.

4. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра.

5. Бессознательное и психоанализ.

6. Э. Фромм о путях гуманизации современного общества.

Основные понятия темы:

воля, «жизнь», экзистенция, бессознательное, сциентизм, позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, прагматизм, герменевтика, интерпретация, феноменология.

Учебная литература:

1. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

5. Философия: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 161 с.

Дополнительная литература:

1. Водолагин А. В. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) // Вопросы философии. 2010. № 4.

2. Жаворонков А. Г. «Воля власти» и наследие Ф. Ницше // Вопросы философии. 2009. № 12.

3. Козырева А.С. Интенсивность аффективной силы между воспоминанием и повторением в феноменологии Э. Гуссерля // Вопросы философии. 2012. № 6.

4. Лахути Д. Г. Милль, Пирс и Поппер о логике научного открытия // Вопросы философии. 2012. № 3.

5. Ойзерман Т. И. К характеристике философии Фридриха Ницше // Вопросы философии. 2011. № 4.

6. Пирожкова В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии. 2009. № 6.

7. Филонов Г.Н. Герменевтический ресурс рефлексии в современном образовании // Вопросы философии. 2012. № 11.

8. Фокина Н. И. Современная западная философия (вторая половина XIX - XX в.): учебное пособие М.: Проспект, 2009. 336 с.

9. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2008. 576 с.

10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники по философским дисциплинам.

Наши рекомендации