Культурологический сциентизм
Культурологический сциентизм возникает внутри позитивизма. Эта форма сциентизма рассматривает развитие науки в полной изоляции от культуры, а все формы духовной деятельности подчиняет науке. Выделяют умеренную, радикальную и скрытую формы культурологического сциентизма.
Умеренный сциентизм зародился в XIX в. в рамках первого позитивизма.
В частности, основоположник позитивизма О. Конт заявлял, что все формы духовной деятельности являются служанкой науки. Философия как метафизика могла оказать положительное воздействие на развитие представлений о мире лишь в период детства науки. В настоящее время философские теории должны быть заменены чисто научными теориями, построенными на непосредственном наблюдении и опыте. Как писал Э. Мах, нужно, прежде всего, удалить из естествознания «старую, отслужившую свою службу» философию, которой «большинство естествоиспытателей придерживается еще в настоящее время».
Первые позитивисты (О. Конт, Э. Мах, П. Дюгем) утверждали, что подлинным знанием являются лишь факты и эмпирические закономерности. Научные теории дают лишь систематизацию фактов и эмпирических закономерностей, которые имеют тенденцию становиться все более совершенными. Наука не беспредпосылочна. Она прочно опирается на здравый смысл. Ученый, стремящийся достичь успеха в науке, не нуждается ни в какой философии.
Радикальный позитивизм представлен деятельностью «Венского кружка». Он был создан в 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил М. Шлик. В «Венский кружок» входили молодые ученые, поставившие задачу реформировать науку и философию: О. Нейрат, Р. Карнап, сам М. Шлик и др. Деятельность «Венского кружка» началась с изучения «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, опубликованного в 1921 г. Именно Л. Витгенштейн наиболее четко обосновал утверждение, что постановка проблем традиционной философии «основывается на неправильном понимании логики нашего языка».
Философы, говорят неопозитивисты, претендуют на особое знание о мире. Но откуда они его могут получить? Все, что человек знает о действительности, он получает на основании определенных контактов с миром, которые в науке становятся предметом специального систематического изучения. У философа нет и не может быть никаких особых способов постижения действительности. Что, например, может сказать философ о поведении микрообъектов? Все, что можно сказать здесь разумного, дает нам физика.
Таким образом, философия как особая наука не имеет права на существование. Высказывания философии о мире – это псевдовысказывания, она рассуждает о мнимых объектах и о несуществующих свойствах, ее выводы не могут иметь какого-либо значения, она бессодержательна и бессмысленна.
Следовательно, единственно допустимое решение метафизических проблем заключается, по мнению логических позитивистов, в их элиминации. Поняв это, люди перестанут тратить время на их обсуждение и сосредоточат свои усилия на разрешении реальных проблем познания и освоения окружающего мира.
Новый взгляд на сущность философии был выдвинут Б. Расселом, а затем разработан его учеником и другом Л. Витгенштейном. В «Логико-философском трактате», изданном в 1921 г., Л. Витгенштейн высказал все основные положения будущей доктрины логического позитивизма.
- «вся философия есть «критика языка»;
- «цель философии – логическое прояснение мыслей»;
- «философия не теория, а деятельность»;
- «философская работа состоит из разъяснений;
- «результаты философии – не некоторое количество «философских предложений», но прояснение предложений».
Л. Витгенштейн создает простую модель реальности, служащую зеркальным отражением структуры языка пропозициональной логики. Он онтологизирует структуру языка пропозициональной логики и отождествляет ее со структурой реального мира. Действительность представляет из себя комбинацию элементов одного уровня – фактов, поэтому наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их разнообразные сочетания. Следовательно, все, что претендует на выход за пределы этого одномерного мира фактов, на поиск фундаментальных оснований мира, не является научным и должно быть изгнано из науки.
По мнению, Л. Витгенштейна, философские проблемы – это сплошная путаница. «Помогите мне распутать философские путаницы», - обратился как-то раз Л. Витгенштейн к юному тогда еще К. Попперу. «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность»[7]. Поэтому необходимо элиминировать из научного обихода бессмысленные понятия и предложения, устранить псевдопроблемы, не допустить проникновения в науку различных модификаций метафизического (философского) мышления.
И, наконец, изоляционизм рассматривает науку в полной изоляции от культуры.
Каковы аргументы против культурологического сциентизма? Необходимо искать основу единства для всех видов человеческой деятельности в процессе освоения человеком мира в целом, в попытке различения субъекта научной и вненаучной деятельности.
Субъект вненаучной деятельности может и должен пониматься достаточно широко. Основные функции данного субъекта – оценивание, деятельность, коммуникация. Основные функции субъекта научной деятельности – познание окружающей действительности. Однако при этом необходимо заметить, что субъективная познавательная деятельность, связанная с познанием природы и общества, все же отличается одна от другой.
Выделение субъекта познания во многом идет от И.Канта, который при этом упрощает понимание субъекта научного познания. Необходимо преодолеть разорванность бытия в сознании человека, расколотость самого субъекта познания, необходимо формирование холистского (целостного) мировоззрения. Поэтому необходимо осуществить «герменевтическую прививку» разуму.