Проблемные ситуации в науке
Вопрос о том, с чего начинается научное исследование, был предметом многочисленных споров и дискуссий (например, эмпириков и рационалистов). В прошлом, да и отчасти и сейчас широко распространено мнение, что исследование начинается с наблюдения фактов, и только потом создаются гипотезы и теории для их объяснения. Против него в западной философии науки решительно выступал К. Поппер, который доказывал, что для наблюдения нужно избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему. Проблема выступает связующим звеном между наблюдением и теоретическими построениями, создаваемыми для их объяснения. Современная философия науки описывает движение научно-познавательного процесса как гносеологическую цепочку: проблема – гипотеза – теория, которая скрепляет развивающееся научное знание.
Проблема (от греч. problema – задача, трудность, преграда) – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но, то, что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два этапа процесса познания – её постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих факторов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения. Как считает К. Поппер наука начинается не с наблюдения, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблема возникает, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, т.е. проблемной ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которой формируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе соответствуют свои характерные формы проблемных ситуаций. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы.
Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. В современной философии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым условиям:
−должна соответствовать установленным в науке законам;
−должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого она выдвинута; иначе говоря, она должна объяснять все имеющиеся достоверные факты;
−гипотеза не должна содержать в себе противоречий, если только они не являются отражением объективных противоречий, не только допустимых, но и необходимых гипотезе (например, гипотеза Луи де
Бройля о корпускулярно-волновой двойственности, дуализме элементарных частиц; это и корпускулы и волны одновременно);
−гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного;
−гипотеза должна допускать возможности ее подтверждения или опровержения и т.д.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:
−попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается следующий шаг;
−выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления;
−оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного;
−развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки;
−опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, либо опровергается, «сходит с научной сцены».
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна, теория постиндустриального общества Д. Белла и др. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающую сущность изучаемого объекта, во всей его целостности и конкретности. К числу основных функций теории можно отнести следующие:
−синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую целостную систему;
−объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития и т.п.;
−методологическая функция – на базе теорий формируются многообразные методы, способы и приемы исследуемой деятельности;
−предсказательная - функция предвидения, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями;
−практическая функция – конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению действительности.
Любая теория имеет следующие основные особенности:
◊Теория – это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система.
◊Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть определенной степени зрелости. А именно – когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
◊Для теории обязательным является обоснование, доказательство, входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теорий.
◊Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.
◊Структура научных теорий содержательно определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов.
◊Теория – это не только готовое, ставшее знания, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.