Тестовые задания для самопроверки

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

На правах рукописи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

ШАХТЫ 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ТЕМА 1. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.. 4

ТЕМА 2. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.. 8

ТЕМА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 14

ТЕМА 4. САМОРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ, МОНИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ.. 24

ТЕМА 5. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 29

ТЕМА 6. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. 38

ТЕМА 7. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. МОРАЛЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВО. 43

ТЕМА 8. ВЕРА И ЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ. 50

ТЕМА 9. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЛИЧНОСТЬ И МАССЫ, СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ. 56

ВВЕДЕНИЕ

Задачей курса «Философия» является изучение на широком фоне историко-философского материала исходных, фундаментальных проблем бытия человека, его места в мире, отношения к миру в рамках различных школ и направлений, предполагающих разнообразие точек зрения и подходов их осмысления.

Изучение курса философии во всех его формах, в том числе и самостоятельной, должно способствовать приобщению студентов к общечеловеческим ценностям, определению собственной мировоззренческой позиции, овладению основами логики и методологии научного познания, уяснению сознательно-нравственных стимулов профессиональной деятельности, повышению общего уровня философской культуры.

Дополняя любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулируя активное участие в решении судеб своей страны, находящейся на переломном этапе развития.

Самостоятельная работа по философии имеет свою специфику. Это находит выражение уже в самом принципе подбора основных тем (дидактических единиц) обязательного минимума профессиональной образовательной программы для социально-гуманитарных специальностей. Также специфика обусловлена тем, что в гуманитарной сфере философия занимает ведущее место, как предмет, который конструирует мировоззрение современного молодого человека.

В ходе самостоятельной работы студенты сталкиваются с некоторыми трудностями. В первую очередь студенты должны освоить специфическую философскую проблематику, категориальный аппарат, без которого невозможно успешно изучать философию. Самостоятельно анализировать явления, процессы и различные философские категории и понятия, вскрывать в них главное и существенное. Поэтому самостоятельная работа по дисциплине «Философии» занимает много времени и требует большого внимания, целенаправленной кропотливой работы

Выполняя самостоятельную работу по данной дисциплине, студент должен самостоятельно узнать о философии как форме культуры, сущности философских категорий в контексте различных подходов и направлений, уметь аргументировано анализировать их особенности, выработать собственную мировоззренческую позицию, показывать навыки самостоятельного анализа актуальных философских проблем.

ТЕМА 1. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Вопросы по теме

1. Специфика философских проблем

2. Философия как теоретическое мировоззрение

3. Составляющие структуры философского знания

Пояснения к вопросу № 1.

Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвариантность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставлены в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем, соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксиологические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пересекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и содействуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Человека волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому философия антропоцентрична.

Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справедливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования эстетики.

Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.

Пояснения к вопросу № 2.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Мир, в котором живет человек, чрезвычайно сложен и противоречив как по содержанию, так и по тем связям, которые обеспечивают его единство как изменчивого, наполненного взаимоисключающими друг друга противоположностями. Человеку любой исторической эпохи необходимо понять смысл и цели своей деятельности, научиться видеть жизненные перспективы.

Философия сделала открытие: «Бытие человека – бытие в мире ценностей». Это означает то, что каждый человек живет так, что в своей деятельности реализует систему своих ценностей. При этом он руководствуется определенным представлением о мире. Его программа жизни имеет под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к реальности в соответствии с их целями, с тем или иным пониманием смысла жизни. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира должны быть как-то уравновешены и приведены в согласие. Философия и есть ценностное понимание мира, высшее единство истины, добра и красоты. При этом она теоретически обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшей по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии.

В системе духовной культуры философия берет на себя роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется культура определенного исторического типа общества. Вот почему определенная философская картина мира представляет собою диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного (идеала), – при этом авторы конкретной философской системы как правило выступают от имени всех членов общества. Здесь отражается специфическая роль философии в обществе: выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего, смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм является характернейшим признаком философского знания. Как философский мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира.

В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека (от Протагора – «человек есть мера всех вещей», Сократа – «человек мыслящий есть мера всех вещей» и Демокрита – «человек как микрокосм» до Вернадского В.И. – «человечество как геологическая сила», ставшее сознательным соучастником мировой эволюции.

Пояснения к вопросу № 3.

Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой философской мысли.

Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхождение и устройство мира природы, общества, культуры и человека. Онтология выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий. Понятие «бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.

Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается?» и «Как возможно познание?». Гносеология изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами гносеологии являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Философская антропология – одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. Философская антропология принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии философская антропология сформировалась в конце XIX – начале XX в. Основной задачей философской антропологии является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.

Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности.

Социальная философия – философская дисциплина, изучающая происхождение, развитие и устройство общества. Социальная философия рассматривает предельные основания общественной жизни в их конкретно-историческом и культурном контексте. Особое значение в социальной философии придается изучению отношений личности с различными социальными учреждениями (например, личность и власть). Социальная философия выступает в роли методологии социального и гуманитарного познания. Ее методологические возможности реализуются в изучении особенностей социального и гуманитарного познания, прояснения характера приемов социальной аргументации, поисков ответа на вопрос о природе социального факта, социального объяснения, социального описания и социальной теории.

Контрольные вопросы для СРС

1. Какие проблемы называются философскими?

2. Охарактеризуйте место и роль философии в культуре.

3. Раскройте связь философии и мировоззрения.

4. Определите основные составляющие структуры философского знания.

5. Дайте характеристику основных разделов философии.

Тестовые задания для самопроверки

1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

а) философия – часть мировоззрения;

б) философия есть мировоззрение;

в) мировоззрение – часть философии;

г) философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения.

Ответ: г.

2. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) что такое истина?

б) в чем смысл жизни человека?

в) что такое экономика?

г) каковы свойства твердого тела?

Ответ: а, б.

3. Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным?

Философия – это…

а) система научных знаний о мире и человеке;

б) идеология;

в) искусство познания истины;

г) рационально-теоретическая форма мировоззрения

Ответ: г.

4. Признак, необязательный для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) эмпирическая проверяемость;

г) логическая непротиворечивость.

Ответ: в.

5. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

Ответ: в.

Наши рекомендации