Глава i

Разделение всего человеческого знания на историю, поэзию и философию всоответствии с тремя интеллектуальными способностями: памятью, воображением,рассудком; это же разделение относится и к теологии Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себезнание. История соответствует памяти, поэзия -- воображению, философия --рассудку. Под поэзией мы понимаем здесь своего рода вымышленную историю, иливымыслы, ибо стихотворная форма является в сущности элементом стиля иотносится тем самым к искусству речи, о чем мы будем говорить в другомместе. История, собственно говоря, имеет дело с индивидуумами, которыерассматриваются в определенных условиях места и времени. Ибо, хотяестественная история на первый взгляд занимается видами, это происходит лишьблагодаря существующему во многих отношениях сходству между всемипредметами, входящими в один вид, так что если известен один, то известны ивсе. Если же где-нибудь встречаются предметы, являющиеся единственными всвоем роде, например солнце и луна, или значительно отклоняющиеся от вида,например чудовища (монстры), то мы имеем такое же право рассказывать о них вестественной истории, с каким мы повествуем в гражданской истории овыдающихся личностях. Все это имеет отношение к памяти. Поэзия -- в том смысле, как было сказано выше -- тоже говорит обединичных предметах, но созданных с помощью воображения, похожих на те,которые являются предметами подлинной истории; однако при этом довольночасто возможны преувеличение и произвольное изображение того, что никогда быне могло произойти в действительности. Точно так же обстоит дело и вживописи. Ибо все это дело воображения. Философия имеет дело не с индивидуумами и не с чувственнымивпечатлениями от предметов, но с абстрактными понятиями, выведенными из них,соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самойдействительности занимается эта наука. Это полностью относится к областирассудка. Что это именно так, можно легко убедиться, обращаясь к источникаммыслительного процесса. Ощущение, служащее как бы воротами интеллекта,возникает от воздействия только единичного. Образы или впечатления отединичных предметов, воспринятые органами чувств, закрепляются в памяти, приэтом первоначально они запечатлеваются в ней как бы нетронутыми, в том самомвиде, в каком они явились чувственному восприятию. И только потомчеловеческая душа перерабатывает и пережевывает их, а затем либопересматривает, либо воспроизводит их в своеобразной игре, либо, соединяя иразделяя их, приводит в порядок. Таким образом, совершенно ясно, чтоистория, поэзия и философия вытекают из этих трех источников -- памяти,воображения и рассудка -- и что не может быть ни каких-либо иных, нибольшего числа форм деления науки. Дело в том, что историю и опытное знание(experientia) мы рассматриваем как единое понятие, точно так же какфилософию и науку. Мы считаем, что и теология не нуждается в каком-то ином типе деления.Конечно, существует различие между информацией, получаемой через откровение,и информацией, идущей от чувственных восприятий, как по самому существу, таки по способу ее передачи, но дух человеческий един и его способности и частиодни и те же. Это похоже на то, как разные жидкости разными путями вливаютсяв один и тот же сосуд. Поэтому и теология складывается из священной истории,из притч (парабол), являющихся своего рода религиозной поэзией, и изпоучений и догматов -- некоей вечной философии. Что же касается той частитеологии, которая остается и после такого деления (я имею в видупророчества), то это по существу род истории, ибо божественная история имеетто преимущество перед человеческой, что сообщение о каких-то событиях вравной мере может как следовать за ними, так и предшествовать им.

Наши рекомендации