Общее кол-во часов на семинары: 18 ч.

В экзаменационные билеты войдут тексты: В.И.Вернадского, П. Фейерабенда, О. Конта, Э. Маха, Р. Карнапа, К. Поппера, О. Шпенглера, П.Флоренского, Т. Куна, Р. Мертона, Дж. Бернала, А. Койре, И. Пригожина (в соавторстве со Стенгерс И.)

Темы:

Тема № 1. Философское осмысление науки: многообразие подходов (6 ч.)

1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие оценки науки. В.И. Вернадский: сциентистская трактовка науки как высшей культурной ценности, признание планетарной миссии науки в условиях Земли. П. Фейерабенд: антисциентистское представление о негативном воздействии науки как социокультурной силы.

2. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция:

О. Конт о позитивной стадии в развитии человечества, о критериях позитивности и позитивной философии. Э. Махо психологии научного исследования, соотношении физического и психического, об элементах мира и принципе экономии мышления. Р. Карнап о бессмысленности метафизики и принципе верификации.

3. Постпозитивизм и его критика логического позитивизма. К. Поппер: критика верификации и принцип фальсификации; проблема демаркации науки и псевдонауки; логика науки в противовес психологии науки; проблемы индукции и особенности научного метода.

Список рекомендуемой литературы:

Вернадский, Фейерабенд, Карнап, Поппер – (взять данные тексты из учебного пособия по Истории и философии науки (под ред. Бряник, Томюк))

Конт О.Дух позитивной философии. СПб., 1910. Ч. 1–3. С.11–76.

Мах Э.Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования. М.: Лаборатория знаний, 2003. Предисловие. С. 30-34. Гл.1. Философское и естественнонаучное мышление. С. 35-52.

Тема №2. Социокультурное бытие науки (4 ч.)

1. О. Шпенглер о культурно-исторической обусловленности и изменчивости форм и стилей познания. Понятие «природа» как функция культуры, отрицание общечеловеческого характера естествознания.

2. П. Флоренский о культурно-национальной обусловленности стилей мышления в науке – об английском, французском и немецком стилях мышления.

3. Т. Кун как один из создателей современной социологии науки; концепт «парадигма - научное сообщество»; факторы развития науки и природа научной революции.

4. Р. Мертон: социальный порядок и наука; институциональный статус науки;

«этос науки» и регулятивные нормы жизни научного сообщества.

Список рекомендуемой литературы:

Т. Кун и Р.Мертон (взять данные тексты из учебного пособия по Истории и философии науки (под ред. Бряник, Томюк))

Шпенглер О.Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993. Гл. 6. Фаустовское и аполлоновское познание природы: 1, 2. С.495-503.

Флоренский П.А. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. Ч. 1: Гл. 4. Мысль и язык, § 1.Наука как символическое описание. С. 109–125.

Тема №3. История науки: философский анализ науки современного типа (6 ч.)

1. Классическая наука Нового времени: социокультурный контекст становления и развития новоевропейской науки. Эпистемологические особенности классической науки: эксперимент как основание новой науки; критерии научности; картина мира классической науки: отличительные черты механистического мировоззрения; связь новоевропейской науки с техникой.

Список рекомендуемой литературы (к 1-ому вопросу)

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУ11-ХУ111 вв.) Формирование научных программ нового времени. М., 1987. Гл.5. п.2. Роль эксперимента в научной программе Ньютона. Эксперимент мысленный и реальный.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Часть 1У. Рождение современной науки. Гл.7. Научная революция. Часть У. Наука и промышленность. Гл. 8. Предпосылки и последствия промышленной революции.

Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. Гипотеза и эксперимент у Ньютона. С. 175-204.

История и философия науки: Учебное пособие. Под общ. Ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк; Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2014. – 288 с. Часть 1. Раздел 1, 1.4. С.30-37.

2. Неклассическая наука: толкование и временные границы; эпистемологические особенности неклассической науки: особенности эксперимента и знания неклассической науки; картина мира неклассической науки; социальное бытие неклассической науки; связь неклассической науки с техникой.

Список рекомендуемой литературы (ко 2-ому вопросу)

Бряник Н.В. Философский анализ неклассической науки (монография) Germany, Saarbrücken, Palmarium Academic Publishing. 2014.

ссылка на книгу изд-ва Палмариум

https://www.ljubljuknigi.ru/store/ru/book/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/isbn/978-3-659-98910-0

Фрагменты указанной выше монографии можно найти в следующих публикациях:

Бряник Н.В. Понятие неклассической науки: толкование и временные рамки// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения. Российской академии наук. 2011. Вып.11. С. 187-200.

Бряник Н.В. Особенности эксперимента «неклассической науки»// Эпистемология и философия науки. Институт философии Российской Академии наук, М, 2012. Т.ХХХ1, №1. С. 108-125

Бряник Н.В. Особенности знания неклассической науки// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения. Российской академии наук. 2012. Вып.12.

Бряник Н.В. Философский смысл картины мира неклассической науки// Вопросы философии, 2013, №1. С. 93-104

Бряник Н.В. Социальный статус и этические проблемы неклассической науки// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013, №13.

Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

3. Постнеклассическая наука: толкование и время становления; особенности эксперимента постнеклассической науки; основные принципы картины мира постнеклассической науки; постнеклассическая наука и мир высоких технологий.

Список рекомендуемой литературы (к 3-му вопросу)

Степин В. С. История и философия науки. М., 2011. Гл. 7. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при­родой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. Введение. Вызов науке. С. 40-69.

Бряник Н.В. Философский смысл картины мира постнеклассической науки//Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. №4 2014. С. 5-19. http://yearbook.uran.ru/images/brzannik144.pdf

Наши рекомендации