Основные характеристики личности
Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.
Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом.). Даже потребность в пище . человека социализирована: «...голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки).
Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.[5, с. 230-233]
Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.
Важный мотив поведения — убеждения. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.
Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны — здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»).[5, с. 280-287]