Цивилизационные процессы Нового времени
Изменения в организации обыденной, светской жизни человека Нового времени направлены в сторону усиления комфорта и рациональности.
Так, в области денежной системы следует отметить опыт англичан. В 1670 г. был основан Английский банк (Bank of England). Взгляды Джона Локка и сэра Исаака Ньютона были положены в основу реорганизации английских денег в 1696 г. Появляются бумажные деньги; старейшая сохранившаяся банкнота датируется 1699 г.
Формируется новый тип почтовых пересылок: в 1680 г. английский купец Уильям Докура основывает в Лондоне Penny Post – почту, перевозящую письмо за 1 пенни.
Начинается революция в промышленности, сельском хозяйстве. Лидер здесь – Англия. В начале ХVIII столетия – в 1709 г. Абрахам Дарби строит коксовую печь, а в 1712 г. Томас Ньюмен – первую паровую машину с использованием поршня. Томас Кук начинает проводить ежегодные ассамблеи по применению новых методов ведения сельского хозяйства.
Новые открытия в военном деле: изобретение лондонцем Джеймсом Паклом первого автоматического ружья (1718). К новшествам бытовой культуры следует отнести создание шведом Мартином Тривалдом первой системы центрального отопления с помощью горячей воды (1716).
К новостям научной жизни, о чем отчасти было сказано выше, относится изобретение сэра И. Ньютона отражательного телескопа (1668); изобретение немцем Габриелем Даниелем Фаренгейтом ртутного термометра с особой шкалой («шкала Фаренгейта», 1716).
Новости культурной жизни: создание итальянцем БартоломеоКристофи первого пианино (1709); открытие в Берлине первой абонементной библиотеки (1704).
Даже далеко не полный перечень достижений культуры эпохи Нового времени позволяет сделать вывод о том, что жизнь европейцев становится все более цивилизованной.
Эпоха Просвещения
Просвещение - это широкое социокультурное движение, возникшее в Англии в ХVII веке и распространившееся особенно во Франции, а затем и на всем Европейском континенте до начала ХIХ в. с целью освобождения человечества от невежества при помощи разума. В ХVIII столетии общество значительно отдалилось от христианских ценностей, что выразилось в процессе обмирщения культуры.
Мыслители и культурные деятели Просвещения – «просветители» были убеждены, что развитие Разума, то есть прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы.
В ХVIII значительно усилился процесс секуляризациикультуры (отчуждения от церковных, религиозных ценностей), чем отличается современная цивилизация. Результатом этого процесса стали деизм и атеизм.
Деизм – это религиозно – философская доктрина, которая признает Бога как Высшее Существо, сотворившее целесообразную «машину» природы и давшее ей законы и движение. Однако деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога (Божий Промысел) в развитие мира. Деизм осуждал религии, но сохранял естественную религиозность.
Атеизм – буквально «безбожие» - отрицал существование Бога и религии, считая любую идею Бога результатом страха или корысти людей.
Особым достижением Просвещения была педагогика – наука о воспитании и основах дидактики (искусстве преподавания).
Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант усматривал суть Просвещения в использовании человеческого разума для осуществления социального прогресса; Г. Гегель утверждал необходимость пересмотреть и изменить существующий способ правления, идеологии, права, религии, искусства в целях совершенствования социального и государственного устройства.
«Просвещение, - писал Кант, - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной воле».
Далее И. Кант раскрывает смысл сказанного так: «Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».
Французские просветители ХVIII века (Вольтер, Ж. Кондорсе, А. Тюрго, и другие) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека, понимая историю общества как путь от варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию.
Основными чертами идейно-культурного движения Просвещения являются: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. Большинство просветителей (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Шиллер, М.В. Ломоносов, Д. Фонвизин и другие) воспринимали культуру и искусство как социального явления в их целостности и возможности прогрессивных и регрессивных тенденций развития.
Просвещение отличается активностью, критическим отношением к действительности в сочетании с позитивной программой переустройства общества на основе Разума, что отражается в философичности и дидактизме (учительстве) просветительской культуры. Критике подвергались все институты общества. В вопросах религии просветители исповедовали взгляды от деизма до атеизма. В оценке Церкви просветители использовали жесткий и экстремистский лозунг Вольтера «Раздавите гадину!»
Крупнейшим событием эпохи следует считать выход во Франции первого тома «Энциклопедии». Полное название этого труда - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Издание основного состава «Энциклопедии» (17 томов текста и 11 томов гравюр-иллюстраций) было завершено к 1772 году; к 1780 г. «Энциклопедия» состояла уже из 35 томов. В ней содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке, искусстве, которые сложились к ХVIII в.
Начинается новый этап Просвещения: от разрозненных попыток утвердить просветительские идеи – к объединению сил просветителей; от деизма Вольтера – к атеизму Дидро; от идеи «просвещенной монархии» и увлечения английским государственным устройством – к разработке революционного изменения французского общественного строя, ликвидации всех черт феодализма, к утверждению идеи республики и принципа равенства – таков путь французского Просвещения, отразившего общеевропейские тенденции в наиболее яркой форме.