Лекция 6. Парменид. Зенон. Анаксагор. Демокрит

12.02.97

Анализ развития греческой философии, ее перехода в классическую стадию требует остановиться на философии Элейской школы. Она наложила отпечаток на развитие философии после Милетской школы. Она поставила проблему бытия и небытия в ее философском звучании, т. е. на уровне абстрактной мысли.

Эту идею можно показать через философию Парменида, основателя Элейской школы (VI-V вв. до н. э.). Парменид, как и его предшественники, рассматривал вопрос о характере космоса. Он утверждал, что космос — это масса, заполняющая мир, причем она неделима, неподвижна, подобна совершенному шару, она не возникает и не уничтожается. Парменид построил цепочку рассуждений:

1. То, что есть, то есть.

2. То, чего нет, не существует.

3. Следовательно, возникновение, т. е. появление того, чего не было, и уничтожение, т. е. исчезновение того, что есть, не существует.

4. Следовательно, время и пространство не существуют.

5. То, что есть, заполнено.

6. Сущее не имеет частей, оно — единое целое.

7. Сущее едино, ибо кроме него ничего нет.

8. Следовательно, сущее завершено (конечно) и совершенно.

9. Движение не существует, так как сущему некуда сдвинуться.

Парменид, в отличие от предшественников, пытается доказывать свои положения. В этих рассуждениях проводится идея различения внешнего (неистинного, кажущегося) и внутреннего (подлинного). Таким образом, Парменид разделяет две картины мира: мир кажущийся и мир подлинный.

Развитие этих идей можно найти у его последователей, например, у Зенона Элейского.

Зенон попытался доказать отсутствие движения. Для этого он сформулировал апории (неразрешимые логические противоположности). Например, апория "Ахиллес и черепаха" (т. к. расстояние делимо до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху). В другой апории летящая стрела никогда не сдвинется с места, опять-таки, потому что расстояние делится до бесконечности.

Его апории демонстрируют, что в силу словесного характера нашего мышления можно прийти и к таким выводам.

Философия Элейской школы противостоит философии Милетской школы и философии Гераклита, так как она не допускает возможности движения внутри сущего.

Ряд философов, усвоив эти идеи, стал искать пути выхода из возникшей ситуации, отыскивая движение в рамках сущего. С этой точки зрения интересно мнение Анаксагора, который сделал попытку обосновать движение ссылкой на происхождение бытия, которым обладают вещи, из самого же бытия, которое ничтожно мало по своим размерам. Эти ничтожно малые начала всех вещей вошли в историю философии под названием "гомеомерии". Гомеомерии рассматриваются как семена вещей.

Существуют две главные характеристики гомеомерии:

— ничтожно малый размер;

— наличие в каждой из них всех характеристик вещей.

Гомеомерии не имеют начала и неуничтожимы. Возникновение вещей объясняется соединением и разделением частиц. Различия между вещами объясняются преобладанием той или иной стороны, которая сводится к структуре или типу упорядоченности, заключенному в каждой гомеомерии. Следовательно, Анаксагор следует традиции Элейской школы — ничто не возникает из несуществующего, но вначале все вещи были бесконечны по малости, затем из этой бесконечности выделяются отдельные вещи. Главная идея — природой управляет некий мировой ум — "нус". Этот ум, в отличие от логоса, — чистый мировой разум, не смешанный с вещами, существующий вне вещей, сам по себе, отдельно от вещей.

Впервые у Анаксагора появляется идея самостоятельного абсолютного духа.

Итак, стараниями философов Элейской школы были сформулированы идеи:

— единого общего основания всего сущего — космоса;

— единого объективного закона, управляющего космосом;

— независимого от вещей всеобщего ума.

Философские размышления над вопросами бытия и небытия — это фундамент, на который опираются наиболее значимые идеи греческой философии V-IV вв. до н. э.

В классической греческой философии важным является учение Демокрита. Демокрит (460-371 гг. до н. э.) родился в городе Абдеры, в семье богатого купца. Состояние спустил в путешествиях. Он является крупнейшим представителем школы "античная философская атомистика". Его имя соединено с именами его учителя Левкиппа и продолжателей Эпикура и римского философа Тита Лукреция.

Исходный пункт воззрений Демокрита — отказ от Элейской традиции отрицания небытия. Демокрит утверждал, что реально существуют бытие и небытие, и поэтому движение реально существует. Демокрит является одним из родоначальников современного подхода к действительности — он утверждает невозможность отрицания опыта.

Раз в опыте нам дано движение, значит оно реально существует. Наша задача — найти его закономерности. Отталкиваясь от этих положений, Демокрит формулирует идею, согласно которой следует различать, что весь космос имеет реальное начало и реально существуют причины вещей. Такими началами Демокрит считал полное и пустое. Полное — бытие, пустота — небытие. Существование всех вещей возможно благодаря наличию этих двух начал. Конкретизируя эти понятия, Демокрит определяет полное, как некие неделимые, неразложимые мельчайшие частицы, не обладающие качеством. Демокрит называл их "душипсихеи", а мы — "атомы" (неделимые). Эти атомы плавают в пустоте, бесчисленны по разнообразию своих величин, они носятся по Вселенной, кружась в вихре, и из них рождается все сложное — четыре основные стихии: огонь, вода, воздух, земля, из которых рождаются более сложные вещи.

Таким образом, у Демокрита все возникает из бытия (атомов), и ничто не возникает из небытия, но условием возникновения является наличие небытия (пустоты).

Анализируя ход мыслей Демокрита, Аристотель сказал, что Демокрит пришел к идее атома, опираясь на опыт, согласно которому невозможно до бесконечности делить предмет, ибо он исчезнет. Должен быть предел делимости. Ахиллес догонит черепаху. Благодаря введению небытия, возможно движение, можно обосновать материальное происхождение всех вещей из атомов. Атомы, по Демокриту, — это всевозможные маленькие тела, не имеющие качества, пустота — это вечность, в которой носятся эти тела, сталкиваясь, расходясь, образуя различные соединения, следовательно, возникает не только множество вещей, но и бесконечное множество миров. Будучи бескачественными, атомы отличаются друг от друга — одни круглые, другие угловатые с крючками, третьи — шероховатые. Из них образовались небо и земля, причем образование произошло естественным путем. Цицерон говорил, что по Демокриту, вещи образуются в результате случайного сочетания атомов. Но Демокрит случайностей не допускал. Он считал, что случайность — выдумка людей, которые ничего не поняли. Вещи возникают в силу определенного характера атомного вихря и именно этот вихрь является судьбой "ананка". Поэтому возможны повторения пройденного. Через 10000 лет все повторяется. В силу отсутствия у атомов качества различие вещей возникает из-за особенностей структуры соединения атомов.

Демокрит положил начало проблеме качественного скачка — почему из бескачественных частиц возникают качественные вещи. Из-за строя, поворота, положения атомов. Атомы неизменны. Развивая эту идею, Демокрит нарисовал своеобразную картину эволюции, охватывающей Космос, Землю, человека и т. д. Они возникают естественным путем в ходе развития — небо и земля были едины, потом разделились. Другим фундаментальным положением философии Демокрита является утверждение о всеобщей причинной зависимости. Никакая вещь не возникает без причины, все возникает на каком-то основании и в силу необходимости. Первопричина — атомный вихрь.

Из атомов состоит и душа. Она имеет две части:

— разумную (в груди);

— неразумную (рассеянную по всему телу).

Главная часть находится в мозгу. Отсюда возникают фундаментальные идеи теории познания Демокрита. Ощущения и мысли — суть изменения тела, что полностью соответствует действительности. Они возникают из-за того, что извне к нам притекают образы, эти образы передают нам состояния (внешние, внутренние), стремления и т. д. тех тел, из которых эти образы (идолы) исходят. Отсюда фундаментальное положение теории познания Демокрита — в действительности мы не воспринимаем того, что нет ничего истинного, но воспринимаем лишь то, что зависит от состояния нашего тела, ибо истина лежит на дне морском.

Демокрит подчеркивал, что чувственно воспринимаемые явления дают только мнение, индивидуальное понимание, но не дают ничего истинного, так как истина не воспринимается нашими чувствами, ибо истина — это атомы и пустота. Во мнении существуют горькое, сладкое, цвет — это результат воздействия на наше тело образов. Демокрит является одним из родоначальников философской линии, согласно которой наши знания связаны с опытом, а истина может быть достигнута в результате разумного осмысления этого опыта (что соответствует современному научному подходу), но не ограничивается опытом.

В итоге Демокрит говорит о двух видах познания:

— истинном;

— темном (данном чувствами).

Когда темное не в состоянии раскрыть истину, то вступает в действие светлое (истинное). Исходя из материальной основы всего сущего, Демокрит не отрицал существование богов. Он не имел единой точки зрения на эту проблему. То он полагал, что боги — это образы, находящиеся во Вселенной, то, что боги — это умственные начала, то, что это живые образы, которые обнимают всю Вселенную.

Демокрит много времени уделял человеческим проблемам: нравственным, политическим, историческим. Он включал человека в свою эволюцию — сначала люди жили в одиночку, потом в силу опыта начали объединяться. Основой развития человека является нужда, которая толкает к изобретениям. Государство — единственно возможное для человека образование. Демокрит — сторонник демократии. "Лучше бедность при демократии, чем мнимое богатство при царях". В условиях демократии лучше всего достигается основная цель человеческого существования — безмятежное состояние души, душа не боится ничего, даже загробной жизни. Нужно добиваться не богатства, а мудрости, через которую приходит безмятежное состояние души.

Наши рекомендации