Переход количественных изменений в качественные

Сказанное выше позволяет сформулировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметныеколичественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения.

Закону перехода количественных изменений в качественные подчиняется и развитие общественной жизни.

Самым простым примером этого может служить кооперация людей. Объединение того или иного количества людей в одно целое усиливает их, создается новая, возведенная в степень сила. Причем эта сила превосходит силу отдельных людей. Этот эффект называется синергетизмом.

Переход количества в качество в мышлении. Закон перехода количественных изменений в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого мышления, законом познания вообще.

В нашем мышлении, сознаем мы это или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить понимание того или иного вопроса.

В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко сразу понять: необходимо его обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными.

Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания.

ОТРИЦА́НИЕ, философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание — условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Спираль в контексте "отрицания отрицания"

Разумеется, не все элементы диалектики (а она имеет сложное строение) одинаково значимы для образа и спирали. Непосредственна лишь связь спирали с законом отрицания отрицания. Среди законов диалектики этот закон занимает особое, синтезирующее место. Так, закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник и движущую силу, т.е. конечную причину развития. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот выявляет механизм процесса развития, узловую линию его мер. Между законом отрицания отрицания и спиралеобразным развитием существует взаимооднозначное соответствие* (* Безусловно спорна с позиции марксистской классики, но весьма и нетривиально показательна для диалектической концепции развития следующая точка зрения: "...отнюдь не закон отрицания отрицания обусловливает спиралевидную форму развития. Он сам является частным случаем этой спиралевидное™, представляющей собой всеобщий закон развития"

В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.

В категориях диалектики конкретизируются ее основные законы и принципы. Они суть также формы проявления элементов диалектического метода. В то же время они представляют собой наиболее подвижную, доступную непрерывному изменению, обогащению, развитию сторону, часть диалектики, выступая как «исторические и преходящие продукты». Этим определяется место категорий в системе элементов диалектического метода, их методологическая функция.
В современной диалектике к базовым категориям относят :
- Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
- Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
- Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
- Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
- Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
- Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Значение слова "ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ ВСЕОБЩЕЕ":

ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ ВСЕОБЩЕЕ — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто.

Наши рекомендации