Лоренца Валла 1507-1557. «О наслаждении как об истинном благе»
Философские идеи Возрождения.
В эпоху Возрождения (13-16) вв в Европе формируется новое мировоззрение, благодаря творчеству выдающихся философов.
Николай Кузанский 1401-1464.
Джордано Бруно 1548-1600
Николо Макиавелли 1467-1527
Эразм Роттердамский 1466-1536
Томас Мор 1478-1535
Пико де ля Мирандола. 1462-1494
Они меняют духовный облик времени. Это начала периода, который называют Новым временем.
Отличительные черты этого периода:
1. Падение авторитета церкви и рост авторитета науки. Отсюда другие особенности времени: светская культура постепенно вытесняет всеобщую власть культуры церковной. Церковная власть постепенно уступает власть государствау, как органу управления - (Власть королей – демократия – тирания).
2. Изменяются экономические условия развития европейских государств: великие географические открытия, развитие торговли, ремёсел, науки, расцвет городской культуры, технические изобретения.
3. Мировоззрение Возрождения не однородно по своему содержанию: одни мыслители находятся под влиянием авторитета средневековья, другие под влиянием авторитета античности. И то и другое уживается в эту эпоху. От античного мировоззрения принимается эстетическое понимание бытия и человека, от средневекового сознания – его возвышенная духовность.
3. Повышение уровня образованности в Европе в целом.
Начиная с 14-го века деятели культуры были убеждены, что они переживают новый век, «модерный век» (Вазари). Возрождение не было народным движением. Это было движение немногочисленной группы учёных и художников, которым покровительствовали папы-гуманисты и щедрые патроны такие, как Медичи.
Политические условия Возрождения благоприятствовали индивидуальному развитию, но были неустойчивы. Неустойчивость и индивидуализм – характерные черты эпохи.
Основные направления философии Возрождения:
Гуманистическое — Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.
Данте Алигьери 1265-1320. «Божественная комедия». В его творчестве впервые прозвучали мотивы нового мировоззрения. Божественное и человеческое существуют вместе. (Человек сам в себе носит свой ад и свой рай). Восхваляет человека. Верит в счастливое будущее, его изначально добрую природу.
Франческо Петрарка 1304-1374 гг. «Письмо к потомкам» «О презрении к миру». Он моралист и индивидуалист. Человеческая жизнь дается один раз и она уникальна. Человек должен жить не для бога, а для себя самого. Чел. не должен приносить себя в жертву богу, а наслаждаться жизнью и лююбить. Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.
Лоренца Валла 1507-1557. «О наслаждении как об истинном благе».
Ниспровергал церковные авторитеты. В центр мироздания ставил человека. Отвергал аскетизм и самоотрешение. Верил в возможности человека и его разум. Призывал к активному действию, борьбе. Был сторонником равенства мужчин и женщин. Высшим благом считал наслаждение, как удовлетворение материальных и мораьных запросов человека.
2. Неоплатоническое.
Николай Кузанский 1401-1464 гг. ключевая фигура философии Возрождения. Священник и богослов. Пантеистические идеи - Бог и его творение совпадают. Бог это бытие и возможность становления бытия. Бог появляется через единичное, индивидуум. Человек это богочеловек, он есть творческое начало. Бог –это предельное понятие. К Богу можно бесконечно приближаться, но нельзя достичь. Вселенная бесконечна. Познание бесконечно. Невозможно достичь абсолютного плного знания.
Джованни Пико делла Мирандола. 1462-1494. Правитель республики Мирандола. Активный участник Платоновской Академии. Стремится создать новую философскую систему и найти «золотую середину», синтезировав все великие философские и религиозные идеи. Написал книгу «Философские, каббалистические и теологические выводы». «Речь о достоинстве человека» (Вступление). Особое место человека в мироздании состоит в том, что человек несёт в себе целый мир. Это микрокосм. Он соединяет в себе земное, животное, божественное начала. Человек обладает свободной волей. Человек сам творит себя и сам выбирает между добром и злом. Он может возвыситься до Бога и пасть до степени животного. Необходимо признать за человеком полную свободу выбора.
3. Натурфилософское направление
Николай Коперник 1473-1543. Выдвинул принципиально новую картину мира в результате астрономических исследований. Земля не является центром вселенной. Земля вращается вокруг солнца. Космос бесконечен. Процессы, происходящие в космосе носят природный (физический) характер и лишены священного смысла.
Джордано Бруно1548-1600 гг. развивает идеи Н.Кузанского и Коперника. «О бесконечности Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя». Священник, доктор философии, преподавал в европейских университетах. Он пантеист – «пан –всё», теос – бог. Учение, отождествляющее Бога с мировым целым.«Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах».Диалектик, натуралист и материалист. Нет бога как изолированного, он всюду и нигде. Источник движения в мире в самом мире. Материя – есть самодвижущееся бытие. Небо как что-то достижимое отсутствует. Пространство бесконечно. Логика Бруно – бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров, населённых живыми и разумными существами. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд). Солнце является центром по отношению к земле, но не центром вселенной. Все небесные тела обладают способностью движения.
Галилео Галилей 1564-1642. Подтвердил правильность идей Коперника и Бруно.
Изобрел телескоп, исследовал небесные тела. Доказал, что они движутся не только по траектории, но и вокруг своей оси. Обнаружил пятна на Солнце и ландшафты на Луне. Исследовал динамику падения тел. Выдвинул метод научного исследования: наблюдение, выдвижение гипотез, их расчет на практике, экспериментальная (опытная) проверка выдвинутой гипотезы.
4. Политическая философия
Никколо Макиавелли 1467-1527. «Князь» («Государь») - героем этого сочинения является Чезаре Борджа. Его путь к власти – это сплошные преступления. Братоубийство, хитрость, коварство, обман, вероломство.
Цель произведения – показать на основании опыта истории как завоёвывается власть, как она удерживается и как теряется.
В мире есть ряд политических благ – наиболее важные: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Лучшая конституция та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом.
О средствах: сила , пропаганда и то, что считается народом добродетелью.
«Люди склонны ко злу».
«Цель оправдывает любые средства».
Движущие мотивы поступков людей — эгоизм и личная выгода.
«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость»
«Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу».
Томас Мор.1478-1536. Профессиональный политик. Считается основателем утопического социализма. «Утопия». (1518 год) - идеи по устройству общества и государства будущего. В Утопии:
Нет частной собственности. Есть всеобщая трудовая повинность. Все что произведено поступает в общество (общественные склады), а потом распределяется между всеми.
Рабочий день 6 часов. Наиболее одаренные освобождаются для занятий науками. Грязую работу выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Первичная ячейка - «трудовая семья» - трудовой коллектив. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога.
Томазо Кампанелла 1568-1639 «Город солнца». Те же идеи и дополнительно. Во главе города Солнца пожизненный правитель «Метафизик». Детей с рождения забирают для воспитания в специальных школах. Жизнь регламентирована. Жители все делают вместе — работают, учатся, отдыхают, едят.
Философия Реформации. Цель — реформа (протест) против католической церкви, установление более справедливых отношений между богом,человеком и церковью. Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер.
Основные идеи:
1. Запрет индульгенций (отпущение грехов за деньги). Упрощение бряда. Отрицание католической церкви как посредника между Богом и человеком. (Лютер)
2. Смысл жизни человека в труде, а профессия не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Путь к спасению — добросовестное отношению к своему делу. Успех в работе — признак богоизбранности. (Кальвин)
3. Необходимо реформировать не только церковь, но и общество в целом. Главное зло — частный интерес. Власть и собственность должны принадлежать народу — ремесленникам и пахарям. (Мюнцер).
Итоги Реформации: Победа протестантизма в Европе — Германия, Швейцария, Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия.
Сохранение католицизма — Испания, Франция, Италия, Хорватия, Польша, Чехия.
Выводы:
Основные принципы философии Возрождения:
1. Антропоцентризм
2. Постулирование творческой сущности человека
3. Личностно-материальное понимание человека.
4. Гуманизм
5. Эстетическое понимание действительности доминирует над моральными
представлениями.
6. Геометрически структурное понимание мира.