Билет №21 Психоанализ о человеке и его природе (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Билет №22 Экзистенциализм о сущности и существовании человека.Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепенно стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире. Философия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами. Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Экзистенциализм - это онтология, учение о бытии, о существовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Природа дана человеку изначально. Экзистенция - это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире. Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным - это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних". Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали новый способ философствования, который усвоен новейшей философией.
Билет №23 Основные концепции бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, ключом, основанием для дальнейшего анализа. В связи с этим в истории философии сложилось несколько концепций, признающих то или иное количество субстанций (первооснов), лежащих в основе мира. Рассмотрим три классические концепции: монизм, дуализм, плюрализм. Монистическая концепция. Согласно этой концепции мир имеет одну субстанцию, одну первооснову. Все остальное в мире определяется как подчиненное субстанции, являясь ее модусом, атрибутом, проявлением. Однако различные философы и философские школы определяют единое начало по-разному. У объективных идеалистов за субстанцию признается абсолютный дух, абсолютная идея. У материалистов "действительное единство мира заключается в материальности. Единство мира в материальности подтверждается спектральным' анализом, периодическим законом Д. И. Менделеева, анализом состава метеоритов, современными космическими исследованиями. Дуалистическая концепция. В соответствии с этой концепцией в мире существует две субстанции, две первоосновы, равновеликие, равнозначные, равнодействующие. В представлении разных философов и различных философий эти субстанции отличаются друг от друга, Так, у классического дуалиста Р. Декарта это мышление и протяженность. В китайской философии двумя противоречивыми, дополняющими и предполагающими началами являются ИНЬ и ЯН (женское и мужское начало). В религиозных философиях также обычно присутствуют два начала: это добро и зло, возвышенное и низменное, божественное и сатанинское. Ценность дуалистической философии заключается в том, что она подчеркивает противоречивость мира. Плюрализм. Концепция предполагает наличие в мире многих субстанций, вокруг которых формируются различные, многообразные миры. Эти миры при "отсутствии доброй воли" могут быть совершенно "непонятными", недоступными друг другу. Необязательно ходить далеко, тем более летать на далекую планету, чтобы увидеть другие миры: мир насекомых и мир растений, мир животных и мир людей, мир католиков и мир протестантов, мир краснокожих и мир белых американцев, мир женщин и мир мужчин, мир чукчей и мир чеченцев и т. д.
Билет №24 Пространство и время, движение и развитие как проблемы философского исследования. Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1) симетрично, т е нет не обратимых процессов, 2) пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), 3) пространство изотропно, т е нет привилегированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: 1) циклическое время (календари); 2) время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); 3) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Наряду с пространством и временем, способом существования материи являются движение и развитие. Движение есть абстрактная сторона развития. Движение - изменение вообще. Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
Билет № 25 Проблема происхождения и природы сознания в философии и науке.Человек владеет прекрасным даром — разумом. Наше сознание является способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Споры шли о сущности, возможности и о путях познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие, например Э. Дюбуа-Реймон, утверждал, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего, вытащить себя за волосы из болота или из окна увидеть самого себя идущим по улице. Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа — это выдумка идеалистов и богословов. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь относительного примитивного сознания. У современного человека сложно организованный мозг и подлинно человеческое сознание. Все мы знаем, что сознание ребенка развивается в единстве с формированием его мозга. Когда же нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной мере нарушается и сознание. Если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками, нередко происходит полная деградация личности. Биологическая наследственность вручает ребенку возможность к формированию способности мыслить по-человечески, которая не просто проявляется в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Ребенок учится быть человеком в общении с людьми. Сознание не является нашим природным достоянием. Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели.
Билет №26 Предмет социальной философии. Особенности общественного бытия. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Проблема социальной философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека. Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества. К числу важнейших социальных формирований относится общественное сознание людей. Его значение настолько велико, что основной вопрос философии по отношению к обществу формулируется как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Структура общественного сознания определяется общественным бытием, в нем же следует искать источник развития и критерий истинности общественного сознания. Структура общественного сознания сложна по составу, но в нем выделяют два уровня: обыденное сознание, ядром которого является так называемая общественная психология и теоретическое сознание, в основе которого лежит общественная идеология. Оба уровня общественного сознания взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга, но в то же время имеют отличия. Обыденное сознание анонимно, его формирует весь народ, между тем как теоретическое сознание - разрабатывается учеными, специалистами в соответствующих областях знаний. ОС возникает стихийно, а ТС создается сознательно. ОС не систематизировано, ТС, наоборот. В процессе отражения общественного бытия в общественном сознании формируется представление о таких ценностях, как добро и зло, истина и ложь, прекрасное и безобразное, а также формулируются правила поведения в обществе. Все эти представления в значительной мере меняются вместе с изменением общественного бытия.
Билет №27 Общество и власть. Государство в политической системе, политические режимы. В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству. В разросшемся обществе, основу которого составляла экономическая дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое; следовательно, необходим был орган, реализующий управление обществом, выработку способов и форм взаимоотношения между различными народностями, решение вопросов, связанных с войной и миром, т.е. функции власти. Для реализации этих функций требовались определенные органы — административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие собой государство. К основным признакам государства относят наличие публичной власти — особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Государство — это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа. Власть — это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Фундамент власти — насилие, понимаемое как подчинение одних воле других. Эта власть проявляется в свободных выборах, когда народ голосует за того или иного претендента, например на пост главы государства, в участии народа в референдумах при решении государственно-значимых проблем. Другим ручьем в потоке "реки свободы" является идея либерализма. Либерализм — это свобода в широком смысле слова. Монархия — это такое государственное устройство, при котором управление государством находится в руках одного человека и по наследству остается в одной семье. Олигархия — политическое и экономическое господство, правление небольшой группы рабовладельцев, крепостников. Тоталитарный режим базировался на таких принципах: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам и интуиции; монолитная партия как носитель этой идеологии и одновременно мощная машина власти над всеми сферами жизни общества и личности. Крайней формой тоталитаризма является фашизм.
Билет №28. Гуманизм как проблема философии и культуры. Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитой личности. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классической философии. Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнаружилась с утверждением капитализма — строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми.
Билет №29 Отчуждение человека, его сущность и формы проявления.В первом приближении отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви. Главные концепции отчуждения. В концепции общественного договора говорилось о том, что в условиях частной собственности человек отчуждает в пользу государства свои естественные права. Но это отчуждение создает возможность порабощения человека государством. Отчуждение, как отмечают исследователи этого явления, - это процесс превращения результатов и продуктов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним. Вследствие этого деятельность лишается творческого содержания. Отчуждению подвергается не только рабочий. Характерная черта нашего времени - участие большого числа ученых, конструкторов, дизайнеров и людей других специальных профессий в монополизированном промышленном производстве. Эти люди также отчуждаются от продуктов своего творчества. Отчуждение затрагивает художественную творческую интеллигенцию. Бессодержательность многих произведений литературы, киноискусства, музыки и т.д. часто соотносят с "низким вкусом" масс. А ведь фактически эти "произведения" - результат отчуждения их создателей. Предприниматель тоже в известном смысле подвержен отчуждению. Он отчужден от работников. Они нужны ему для работы на его предприятии, и он относится к ним в некотором смысле как к придаткам машин. Но есть и другая сторона медали. Практика XX в. показала, что к отчуждению приводит и безграничное господство общественной собственности. Общественное - значит не мое, и я к нему отношусь соответствующим образом. Чтобы преодолеть корни отчуждения нужно уничтожить экономическую эксплуатацию, демократизировать всю общественную жизнь, гуманизировать человеческие отношения.
Билет №30 Природа ценностей и роль разума в выборе человека. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Ценность — это значимый для человека конструкт, на основе которого он интерпретирует содержание поступков людей. В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеют вера, воля, сомнение и идеал. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ насилия, вседозволенность. Смысл жизни человека выражается его ценностями. Смысл человеческого бытия — это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ. Смысл жизни состоит в том, чтобы быть добрым, или, выражаясь точнее, быть ответственным.
Билет №31 Структура общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание.Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека. Поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, экономическое и т.д.