Гуссерль Э.
Отцы церкви» -(III-VIII вв.) – заложили, основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: патристика
Абсолютная истина –это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Абстрагирование –мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
Августин Аврелий - учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.
Агностицизм– направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно.
Агностицизм –направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно.
Агностицизм – направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно.
Агностицизм –учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
Аксиология – изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Аксиология –учение о природе ценностей.
Аксиома –утверждение, принимаемое истинным без доказательств.
Акциденция –философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Анаксимен –за первооснову всех вещей принимал воздух.
Анализ –метод исследования.
Антиклерикализм -движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.
Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
Антропология -совокупностьнаучных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
Антропоморфизм -очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных.
Антропоцентризм -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антропоцентризм -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Апория –термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа).
Аргумент –утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение другого утверждения (заключения).
Аристотель – «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась».
Аскетизм –ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических целей.
Аспекты сознания:
-гносеологический-
- этический-
- социальный-
Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой.
Бердяев Н. А. – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Биологизаторство –человек существо биологическое и социальное, преобладание биологического приводит к биологизаторству.
Благодеяние –совершение блага.
Благоразумие –качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
Бруно Дж. –неоплатонизм.
Булгаков С.Н. –русский философ, теолог, священник Православной Церкви.
Бытие – существование, реальность.
Бэкон Ф. -«Знание — сила»
Верификация –установление соответствия принятой и переданной информации с помощью логических методов.
Вещь в себе –философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.
Виды бессознательных процессов:
- озарение – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения.
- интуиция – чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
- сновидение – субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих).
Виды познания:
- обыденно-практическое – этот вид познавательной деятельности основывается на опыте который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью.
- мифологическое – особенности своеобразие мифического мировосприятия. природа с точки зрения мифа арена усилий действие борющихся сил.
- научное –
- философское – как и в науке в философии используется строгий язык понятий. Однако истина философского познания имеет этическую составляющую. Истинное справедливое.
Виды познания:
- интуитивное – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства;
- рациональное – познание посредством мышления;
- чувственное – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Возможность –направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.
Волюнтаризм -направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Волюнтаризм -направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Волюнтаризм –направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета.
Восприятие –чувственный образ целостной картины предмета.
Время –фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.
Вывод –умозаключение.
Гадамер Х.Г.–основатель «философской герменевтики».
Гегель Г. –немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Гедонизм -этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
Герменевтика –теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.
Гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности материи.
Гипотеза –предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.
Гносеологический оптимизм –направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.
Гносеологический пессимизм –обращает наше внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы.
Гносеология -раздел философи, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, в его целостности, а не отдельные, частные его формы.
Государство -это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.
Градуалистская концепция развития– идея сводимости высших форм развития к низшим (Спенсер)
Гуманизм -мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Гуманизм -мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Гуманизм –мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения
Гуссерль Э. –основатель феноменологии.
Движение –философская категория, отражающая любые изменения в мире.
Дедукция –от общего к частному.
Деизм -форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.); в основе веры лежит признание Бога как творца и первопричины сотворения мира, однако после этого акта движение мироздания совершается без Его участия; ни чудеса, ни послание Его сына на землю не имеет отношения к миру.
Действительность –объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности.
Декарт Р. –признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.
Детерминизм –философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Географический детерминизм - концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
Дж. Локк–Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии.
Диалектика –метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.