Хроника жизни и творчества
1821, 28 ноября (10 декабря). Родился в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии Украины.
1832 – 1837. Годы учения в Ярославской гимназии.
1838. Приезд в Петербург, неудачная попытка поступления в университет.
1840. Издание первого сборника стихотворений «Мечты и звуки», тираж которого был почти полностью уничтожен поэтом после разгромной рецензии В.Г.Белинского, обвинившего молодого поэта в подражательстве и отдалении от жизни.
1842. Знакомство с Белинским.
1847 – 1866. Работа в журнале «Современник» в качестве главного редактора.
1856. Сборник стихотворений, введением к которому стало стихотворение «Поэт и гражданин».
1857. Программный сборник стихотворений Некрасова.
1862. Раскол в журнале «Современник».
1863. Поэма «Мороз, Красный нос» и стихотворение «Орина, мать солдатская». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
1868. Начало издания журнала «Отечественные записки», пришедшего на смену закрытому «Современнику».
1871 -1872. Поэма «Русские женщины».
1877. Сборник «Последние песни».
1877/78. Смерть Некрасова.
Личность Н.А.Некрасова. «Последние песни».
Н.А.Некрасов – не только народный заступник, борец за свободу народа, но и, прежде всего, выдающийся поэт и мужественный человек. В свои предсмертные дни и часы он был похож на умирающего Базарова, а последние стихотворения поражают взволнованностью, обнажённой искренностью и неожиданным для народного певца мотивом покаяния.
За смертельно больным поэтом (у него был рак прямой кишки, нетерпимые боли) днём и ночью самоотверженно ухаживали две замечательные женщины: сестра Некрасова А.Буткевич и Зина (Фёкла Анисимовна Викторова – 1851 – 1915), обвенчавшаяся с поэтом незадолго до его смерти – в апреле 1877 г. Ещё в 1874 году на книге своих стихов Некрасов делал надпись: «Милому и единственному другу моему Зине». А.Ф.Кони писал о Зине: «От неё веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к Некрасову».
Сама молодая женщина рассказывала о последних днях мужа так: «Столько пришлось перенести тогда, что в пять-шесть месяцев на несколько лет серьёзней и старше стала. Боже! Как он страдал, какие ни с чем не сравненные муки испытывал. Сиделка была при нём, студент-медик неотлучно дежурил, да не умели они его перевязывать, не причиняя боли. «Уберите от меня этих палачей!» - не своим голосом кричал муж, едва прикасались они к нему. Всё самой приходилось делать…»
В последних стихах Некрасова выражена целая гамма разнообразных сильных чувств. Здесь есть боль и отчаяние от невыносимых страданий:
Нет! Не поможет мне аптека,
Ни мудрость опытных врачей:
Зачем же мучить человека?
О небо! смерть пошли скорей!
(Вступление к песням 1876-1877гг.)
Здесь и обыкновенное нежное чувство к молодой жене:
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! усни!
(«Зине» - 4 декабря 1876г.)
Здесь и мужественные самопризнания в не выполненном до конца долге:
Я дворянскому нашему роду
Блеска лирой своей не стяжал;
Я настолько же чуждым народу
Умираю, как жить начинал.
(«Скоро стану добычею тленья…»).
Здесь же – горечь потерь вместе с чувством собственной вины:
Песни вещие их не допеты,
Пали жертвой насилья, измен
В цвете лет; на меня их портреты
Укоризненно смотрят со стен.
Здесь и горькое сожаление, связанное с осознанием бессилия собственного поэтического слова:
Но… молчи, во гневе справедливом!
Ни людей, ни века не кляни:
Волю дав лирическим порывам,
Изойдёшь слезами в наши дни…
(«Дни идут…»)
Наконец, здесь и укор родине, забывающей заступиться перед западом за лучших своих сынов:
Камень в сердце русское бросая,
Так о нас весь запад говорит.
Заступись, страна моя родная!
Дай отпор!.. Но родина молчит…
(«Приговор»)
Но самое поразительное в «Последних песнях» - это признание поэта в том, что «широкие лапти народные» к его могиле «не проторили пути». В этих стихах – не только мужество приговорённого к смерти, но и верность своим устремлениям, и больная совесть честного человека. Действительно, так умирал тургеневский Базаров: «Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен… Да и кто нужен?»