Психологические аспекты учения о душе в философии Платона
Предпосылки: атомизм не мог объяснить общих понятий =>душа не материальна и первична
Платон - идеалист, рационалист.
Сочинения Платона: «Государство», «Федон» (читали на семинарах), «Законы» «Тимей», «Федр», «Пир», «Софист», «Парменид», «Менон». «Филеб».
Онтология:
Мир идей (оттуда берутся общие понятия)
Мир вещей (где живем мы)
Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях.
Идеи— это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны и незримы, существуют самостоятельно независимо от чувственных вещей.
Душа — это эйдос (синоним термина идея), начало, посредствующее между миром идей и миром вещей, это неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения.
В отличие от идей, материя — это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т. е. всем при соединении с определенной идеей. Чувственный мир(материальные вещи) возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия. Идея выступает как цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.
Существует два вида души:
1. Мировая душа – душа космоса, создана демиургом, руководит всем, что вокруг нас; она бессмертна. Ее функция - внесения порядка тому, что на земле.
2. Индивидуальная душа – часть мировой души, появляется в теле вместе с рождением, становится частью этого мира.
Структура души:Колесница с двумя конями и извозчиком
1) Черный конь - вожделеющее начало, тело, плоть и его желания (мотивационно-потребностная сфера)
2) Белый конь - разумное начало, рассудок (когнитивная сфера)
3) Извозчик - яростный дух, управляющий черным и белым конями. (воля) Функция - гармонизировать отношения между разумом и потребностями.
Здоровое состояние всей души возможно только тогда, когда разумная часть господствует, яростная проводит в жизнь приказы разумной, а вожделеющая кротко повинуется, не смея и мечтать о своей толике власти. В этом случае, по Платону, в душе реализуется справедливость, поскольку каждая из частей делает то, что ей установлено от природы.
Доказательства бессмертия души:
Аргумент первый: циклическое
Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Сократ: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?». Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.
Аргумент второй: анамнезис - знание как припоминание
Из опыта нельзя вывести общие понятия (доказательство - мы не можем понять, что два предмета равны, пока у нас нет самого понятия равенства, т е без общих понятий мы не можем воспринимать предметы материального мира, значит предметы материального мира не дают нам представления об истине без общих понятий), следовательно человек приходит в мир с этими понятиями, чтобы их вспомнить надо задавать себе правильные вопросы. Таким образом, души, по Платону, до соединения с телом человека созерцают вечные идеи. Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, и, благодаря этому, идеи становятся доступны человеку. Таким образом, знание возможно лишь как воспоминание. Это конкретизация сократовского метода майовтики.
Аргумент третий: теория души как эйдоса(причина существования) тела
Метафора лиры
Душа (музыка), тело (лира).
Душа(музыка) есть всегда, но только в лире (в теле) мы можем видеть ее проявление. Но сломав лиру (убив тело), мы не убили музыку (душу), ибо она существует в других телах (гитаре, пианине). Таким образом, убив тело (лиру), мы не убиваем душу(музыку) , но теряем возможность слышать музыку.
Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души
Противоположности исключают друг друга. Душа-идея жизни, противоположность смерти=> душа не совместима со смертью. Душа источник жизни тела, когда оно умирает, душа лишь отходит от него.
Доказательства бессмертия души(кратко):
- взаимопереход противоположностей: жизнь из смерти, смерть из жизни.
- анамнезис – знание как припоминание (может припомнить, значит знала до этого)
- Самотождество идеи души: души подобны идеям, а значит – бессмертны (термин «равенство» самотождестенен себе, неизменно => душа неизменна, а предметы да => душа бессмертна)
- теория души как идеи жизни: душа как идея жизни не совместима со смертью. Душа источник жизни тела, когда оно умирает, душа лишь отходит от него.
Платоновский миф о Пещере: его содержание, его смысл.(о познании, критике эмпиризма, идеализме)
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Заслуги для психологии:
Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении (процесс мышления-это процесс припоминания), он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Рассматривает ее как отпечаток перстня на воске, считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Однако считал память и ощущения пассивными процессами, противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ.
Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления, также впервые представил душу как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций.
Основные понятия:
критика эмпиризма, рационализм, активность познания, анамнезис (знание как припоминание), строение, души, элементаризм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
«Федр»(про мир идей, анамнезис и души)
Колесницы разных душ следуют за колесницами богов и пытаются узреть занебесное место, в котором пребывает истинно-сущее. Это, однако, удается далеко не всем. В отличие от богов, которые спокойно созерцают это место, не испытывая никаких помех со стороны своих коней, души всех остальных существ не могут так же совершенно созерцать истину, ибо плохой конь постоянно мешает возничему и благородному белому коню. Поэтому лишь самые лучшие души могут слегка узреть нечто из истинного, другие же сталкиваются между собой и падают вниз, теряя свое оперение. Души, которые постоянны в своем созерцании истины, быстро освобождаются от бытия в мире. Те, кто меньше в этом преуспел, вынуждены по неизменному закону Адрастеи перерождаться в человеческих и животных телах. А те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. Быть человеком, по Платону, значит знать истину. Каждая человеческая душа знает истину, узрев ее в занебесной области, но при этом каждой человеческой душе нужно вновь обрести оперение, чтобы воспарить за небесные пределы, ибо судьба человека в том и заключается, что душа то воспаряет горе и зрит само сущее, то ниспадает долу и должна вновь и вновь пытаться подняться к богам и божественному. Платон рисует лестницу перерождений человека, когда больше всего видевшая душа вселяется в тело философа, а самое низкое положение занимает душа тирана. При этом всегда можно благодаря справедливой жизни подняться в следующем перерождении на следующую ступеньку совершенства.
Платоновский миф о Пещере: его содержание, его смысл.(о познании, критике эмпиризма, идеализме)
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Цитата:
-Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
– Конечно, он так подумает.
– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
– Да, это так.