Швейцар о человеческом бытии в условиях техногенной цивилизации. (Благоволение перед жизнью)
Благоговение перед жизнью (нем. Ehrfurcht vor dem Leben) — принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира.
Суть данного принципа — «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой»[1]. Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.[2]
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Альберт Швейцер |
Этот принцип был сформулирован Швейцером во время его путешествия по африканской реке Огове и впервые изложен в 1915 году в книге «Культура и этика», а впоследствии постоянно упоминался и в других работах философа: «Проблема этического в развитии человеческого мышления», «Гуманность», «Учение о Благоговении перед жизнью». Благоговение перед жизнью —- больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является её единственным принципом, так как задаёт программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций.[2]
Когда одной-единственной бомбой убивают сто тысяч человек —
моя обязанность доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь.
Слова, сказанные Альбертом Швейцером
своей помощнице Матильде Коттман 6 августа 1945 года
Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного.
У книзі "Культура й етика", у розділі "Благоговіння перед життям", А. Швейцер зазначав, що етика, яка не розглядає взаємини людини й інших живих істот, неповноцінна. На його думку, людина буде моральною лише тоді, коли будь-яке життя буде цінним.
Понятие технократизма в философии противопоставляется понятиям гуманизма и гуманитаризма.
В этих условиях человек не может выйти за рамки ограниченности, частичности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. Технократическое понимание человека отражено в идеале его всесторонности, рассматриваемой как механическое соединение всех положительных сторон. Но в этом случае реальная целостность остается за пределами познания, а в наличии имеется лишь множество черт, механически сведенных воедино. Лишь саморазвивающаяся и субстанциональная система может заключать в себе богатство целостности, и только по отношению к ней осуществим комплексный подход и всесторонний анализ. Человек при таком подходе рассматривается в противоречивом единстве системы «человек - условия его существования». Он - элемент системы, винтик, который не обладает собственной ценностью. Любое отсечение, отбрасывание одной из сторон ведет к неадекватности мышления и деятельности личности. Примером может служить многолетнее культивирование лишь материалистической философии, тогда как целостность подразумевает свободное ориентирование, свободное существование в многомерном полисимфоническом пространстве.
Технократизация сознания привела не к возвышению, а к упадку науки и техники, к неспособности вывести ее на качественно новый уровень, для достижения более прогрессивных идей. Это произошло, потому что технократическое мышление в глубине своей сущности противоположно творчеству, которое «питается» духом. Без творчества же мертвеют и самые новейшие научно-технические средства, теряя внутренний субстанциональный источник развития. Импульс «воли к власти» затмевает собой импульс «воли к культуре». Это и есть условия, при которых культура впадает в кризис, и теряет творческую способность.
Без метафизически ориентированного гуманизма, пронизанного Духом и познания трансцендентного ее смысла - история мертва, а науки об истории человечества - становятся мертвенной каталогизацией систем знаний, которые невозможно применить. Без познания же Бога, человек - становится ограниченным приложением к этой мертвенной безжизненной систематизации псевдонаучных знаний и в своем познании сущности Бытия он становится бессильным управлять этой историей, становясь лицом к лицу с Божественным Провидением и Замыслом Божиим.
В результате, только культура, ядром которой является религия, будучи выражением и материализацией целостности человека, может стать антиподом технократизма и может противостоять односторонности, частичности, искаженности и обеднению человеческого бытия. Итог исканий - это конституирование целостного мира и условий жизни человека в культурно-творческом пространстве его Бытия.
20. Бытие и обладание в философии Фромма