Тематика контрольных работ по дисциплине
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Традиционная форма проведения зачета предусматривает ответ студента на вопросы билета. Каждый билет содержит два вопроса. Кроме того, испытуемый должен быть готов ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к ответу отводится не более 30 минут. При ответе студенту необходимо показать глубокие и прочные знания по курсу, умение оперировать понятиями, анализировать источники, аргументировать свои выводы, применять полученные знания для анализа современных проблем.
На зачете кроме утверждённой программы курса не разрешается пользоваться какими-либо другими носителями информации. В случае нарушения этого требования студенту выставляется оценка «не зачтено».
По итогам проведения зачета выставляются «зачтено», «не зачтено».
Наиболее успешные студенты могут получить итоговую оценку по изучению дисциплины на основании необходимого количества баллов в рамках балльно-рейтинговой системы. Общее количество баллов рассчитывается на основании технологической карты учебной дисциплины.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Мировоззрение: сущность, формы, уровни. Мировоззрение и философия.
2. Предмет философии, ее структура.
3. Социальные функции философии, ее роль в жизни общества.
4. Философия и наука. Философия и другие сферы духовной деятельности людей.
5. Философские направления, течения, школы.
6. Принципы классификации философских направлений.
7. Основные характеристики и формы материализма.
8. Основные формы идеализма.
9. Средства и методы познания в философии. Диалектика и метафизика.
10. Буддистская, христианская и исламская картины мира.
11. Раннегреческая философия. Фалес. Анаксимандр, Гераклит.
12. Материалистическая философия Демокрита.
13. Сократ и сократические школы.
14. Онтология Платона.
15. Гносеология Платона. Учение о душе.
16. Человек и общество в философии Платона.
17. Объективный идеализм Аристотеля. Его теория познания.
18. Учение о душе и этика Аристотеля.
19. Учение Аристотеля о государстве.
20. Эллинистическая философия: эпикурейцы, скептики, неоплатоники и стоики.
21. Общая характеристика средневековой философии. Ее отношение к античному философскому наследию. Апологетика, патристика, схоластика.
22. Философские воззрения Филона Александрийского и Августина Аврелия.
23. «Универсальное» во взглядах реалистов, номиналистов, концептуалистов.
24. Бог и разум во взглядах Фомы Аквинского.
25. Философская мысль эпохи Возрождения. Основные идеи и представители.
26. Социально-политические учения эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла).
27. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Г.Галилей).
28. Философия Нового времени. Основные идеи и принципы.
29. Декарт- основоположник рационализма.
30. Метафизический материализм Ф. Бэкона.
31. Субъективный идеализм и скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма.
32. Французский материализм 18 в. о природе, обществе, человеке.
33. Немецкая классическая философия:
34. Философская система И. Канта.
35. Философская система Гегеля.
36. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
37. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
38. Философские взгляды М.В.Ломоносова.
39. Русская философия XIX- нач. XX в.; особенности и характерные черты. Западники и славянофилы.
40. Философские идеи в русской литературе XIX века ( Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).
41. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).
42. Философия русского космизма.
43. Философские воззрения А. Шопенгауэра.
44. Проблема человека в философии С. Кьеркегора.
45. Философские проблемы Ф. Ницше.
46. Позитивизм и неопозитивизм.
47. Философия экзистенционализма.
48. Философские проблемы психологии личности во фрейдизме и неофрейдизме.
49. Бытие: понятие, формы и уровни .
50. Сущность и явление - как онтологические категории.
51. Частное и целое.
52. Содержание и форма.
53. Единичное и общее.
54. Онтологические категории - возможность и действительность. Виды возможностей.
55. Бытие и материя. Основные этапы формирования представлений о материи в истории философии. Общие свойства материи.
56. Движение - как способ существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения, его основные свойства.
57. Пространство и время как формы существования материи, их основные свойства.
58. Понятие развития в философии. Соотношение движения и развития.
59. Диалектико-материалистическая картина мира.
60. Самоорганизация и системность материальных объектов.
61. Понятия количество, качество, мера в философии. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
62. Соотношение эволюции и революции. Скачок.
63. Закон единства и борьбы противоположностей. Классификация противоречий.
64. Закон отрицания отрицания.
65. Причина и следствие. Типы причин. Детерминизм и индетерминизм.
66. Необходимость и случайность.
67. Происхождение и сущность сознания. Понятие идеального.
68. Познание как предмет философского анализа.
69. Отражение как всеобщее свойство материи, его формы и уровни.
70. Структура человеческой психики.
71. Сознание как субъективно отраженное бытие.
72. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм.
73. Рациональное познание. Рационализм и иррационализм.
74. Общая характеристика категории закон. Законы природы, общества и познания.
75. Практика и ее роль в познании.
76. Истина в процессе познания. Истина и заблуждение.
77. Общество как система.
78. Проблемы взаимодействия общества и природы.
79. Человек в Западной и Восточной философских традициях.
80. Судьба и жизненный путь человека. Свобода и необходимость, свобода и ответственность личности.
81. Личность: общая характеристика и типология.
82. Представления о культуре в истории философской мысли.
83. Культура как форма самореализации человека. Массовая и элитарная культура.
84. Культура и цивилизация. Единство и многообразие культур.
85. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
86. Философия и религия. Исторические формы религии. Религия в современном мире.
87. Философия права. Сущность права.
88. Формы существования права.
89. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
90. Соотношение права и морали, права и справедливости, права и закона, права и силы, права и власти.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Методические указания по выполнению контрольных работ
В процессе заочного обучения особая роль отводится выполнению студентами контрольных работ, являющихся обязательной составной частью учебного плана.
Назначение контрольных работ – углубить и закрепить полученные на лекциях и практических занятиях знания, научить студентов самостоятельно их пополнять и систематизировать. Контрольные работы являются средством проверки уровня самостоятельной подготовки студентов. Они призваны показать умение обучающихся работать с источниками, специальной литературой, анализировать изученный материал и излагать его в письменной форме.
Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в межсессионный период и представляются в университет в установленные сроки для проверки. Контрольные работы оцениваются отметкой «зачтено», а при неудовлетворительном выполнении – «не зачтено».
Незачтённая контрольная работа возвращается студенту с рецензией для дальнейшего изучения учебного материала. В необходимых случаях дается новый вариант.
Работа, выполненная небрежно, возвращается студенту без проверки с указанием причин.
Студенты допускаются к сдаче зачёта по дисциплине только после получения зачёта по контрольной работе. Студенты, не получившие зачёт по контрольной работе и не допущенные к сдаче зачёта по дисциплине, имеют право в конце учебно-экзаменационной сессии повторно выполнить не зачтённую ранее контрольную работу и в случае зачёта сдавать по дисциплине зачёт.
Выполнение контрольной работы включает в себя несколько этапов.
Выбор темы. Тема контрольной работы по истории политических и правовых ученийвыбирается по последней цифре номера зачетной книжки в соответствии с разработанной тематикой. Например: если номер зачётной книжки студента заканчивается цифрой 7, то он может выполнять контрольную работу по темам 7, 17, 27, 37 и т.д. Допускается самостоятельный выбор студентом понравившейся ему темы. Студент может также сам предложить тему и, согласовав её с преподавателем, выполнить контрольную работу по предложенной проблематике.
Изучение источников и литературы. Перед написанием контрольной работы следует изучить рекомендованный перечень источников и литературы, который может быть расширен и дополнен самим студентом. Первоначально целесообразно ознакомиться с учебной и справочной литературой, лишь после этого приступать к изучению научных статей, монографий, источников, других документов и материалов.
Составление плана работы. После того как весь материал собран и систематизирован, составляется план работы. Он должен включать в себя введение, основную часть (состоящую из разделов, соответствующих основным вопросам проблемы) и заключение.
Написание работы. Во введении надо определить актуальность, степень изученности избранной темы, дать историографический обзор (то есть краткий критический анализ использованных источников и литературы), определить цели и задачи исследования.
В основной части студент должен изложить те проблемы, которые прямо относятся к теме. Частные и смежные вопросы затрагиваются лишь в той степени, какая необходима для её раскрытия. Эта часть делится на разделы, соответствующие основным вопросам рассматриваемой проблемы. При раскрытии основных вопросов следует сохранять логическую последовательность и связь между вопросами, при этом изложение каждого из них должно заканчиваться частным выводом.
В заключении формулируются общие выводы и отмечается, что нового и полезного дало студенту изучение изложенной в контрольной работе темы.
Работа может иметь приложения. В качестве приложения возможно использование иллюстраций, схем, графиков, иных материалов.
Оформление работы. Правильно оформленная работа должна иметь:
1. Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется наименование университета, несколько ниже – название кафедры, учебной дисциплины, темы. Далее указывается фамилия и инициалы студента, курс, номер группы. (Приложение № 1).
2. План работы, содержащий основные разделы или вопросы. (Приложение № 2).
3. Список литературы. В нём должна быть указана не только учебная литература, но также изученные студентом источники, монографии, статьи и т.п. (Приложение № 3).
4. Ссылки на источники и литературу. В контрольных работах практикуются подстрочные сноски, располагаемые внизу страницы, под текстом. В них указывается фамилия и инициалы автора, полное и точное название книги, место и год издания, страница (Приложение № 4).
Оптимальный объем контрольной работы 10-12 страниц печатного текста (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5, поля не менее: 20 – левое, 10 – правое, 20 – верхнее, 20 – нижнее).
Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, иметь поля для замечаний рецензента и нумерацию страниц. В конце работы ставится дата завершения контрольной и подпись студента.
Выполненная контрольная работа сдается студентом в деканат для регистрации, после чего методистом деканата передается для последующей проверки и написания рецензии ведущему преподавателю.
Тематика контрольных работ
91. Мировоззрение: сущность, формы, уровни. Мировоззрение и философия.
92. Предмет философии, ее структура.
93. Социальные функции философии, ее роль в жизни общества.
94. Философия и наука. Философия и другие сферы духовной деятельности людей.
95. Философские направления, течения, школы.
96. Принципы классификации философских направлений.
97. Основные характеристики и формы материализма.
98. Основные формы идеализма.
99. Средства и методы познания в философии. Диалектика и метафизика.
100. Буддистская, христианская и исламская картины мира.
101. Раннегреческая философия. Фалес. Анаксимандр, Гераклит.
102. Материалистическая философия Демокрита.
103. Сократ и сократические школы.
104. Онтология Платона.
105. Гносеология Платона. Учение о душе.
106. Человек и общество в философии Платона.
107. Объективный идеализм Аристотеля. Его теория познания.
108. Учение о душе и этика Аристотеля.
109. Учение Аристотеля о государстве.
110. Эллинистическая философия: эпикурейцы, скептики, неоплатоники и стоики.
111. Общая характеристика средневековой философии. Ее отношение к античному философскому наследию. Апологетика, патристика, схоластика.
112. Философские воззрения Филона Александрийского и Августина Аврелия.
113. «Универсальное» во взглядах реалистов, номиналистов, концептуалистов.
114. Бог и разум во взглядах Фомы Аквинского.
115. Философская мысль эпохи Возрождения. Основные идеи и представители.
116. Социально-политические учения эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла).
117. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Г.Галилей).
118. Философия Нового времени. Основные идеи и принципы.
119. Декарт- основоположник рационализма.
120. Метафизический материализм Ф. Бэкона.
121. Субъективный идеализм и скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма.
122. Французский материализм 18 в. о природе, обществе, человеке.
123. Немецкая классическая философия:
124. Философская система И. Канта.
125. Философская система Гегеля.
126. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
127. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
128. Философские взгляды М.В.Ломоносова.
129. Русская философия XIX- нач. XX в.; особенности и характерные черты. Западники и славянофилы.
130. Философские идеи в русской литературе XIX века ( Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).
131. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).
132. Философия русского космизма.
133. Философские воззрения А. Шопенгауэра.
134. Проблема человека в философии С. Кьеркегора.
135. Философские проблемы Ф. Ницше.
136. Позитивизм и неопозитивизм.
137. Философия экзистенционализма.
138. Философские проблемы психологии личности во фрейдизме и неофрейдизме.
139. Бытие: понятие, формы и уровни .
140. Сущность и явление - как онтологические категории.
141. Частное и целое.
142. Содержание и форма.
143. Единичное и общее.
144. Онтологические категории - возможность и действительность. Виды возможностей.
145. Бытие и материя. Основные этапы формирования представлений о материи в истории философии. Общие свойства материи.
146. Движение - как способ существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения, его основные свойства.
147. Пространство и время как формы существования материи, их основные свойства.
148. Понятие развития в философии. Соотношение движения и развития.
149. Диалектико-материалистическая картина мира.
150. Самоорганизация и системность материальных объектов.
151. Понятия количество, качество, мера в философии. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
152. Соотношение эволюции и революции. Скачок.
153. Закон единства и борьбы противоположностей. Классификация противоречий.
154. Закон отрицания отрицания.
155. Причина и следствие. Типы причин. Детерминизм и индетерминизм.
156. Необходимость и случайность.
157. Происхождение и сущность сознания. Понятие идеального.
158. Познание как предмет философского анализа.
159. Отражение как всеобщее свойство материи, его формы и уровни.
160. Структура человеческой психики.
161. Сознание как субъективно отраженное бытие.
162. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм.
163. Рациональное познание. Рационализм и иррационализм.
164. Общая характеристика категории закон. Законы природы, общества и познания.
165. Практика и ее роль в познании.
166. Истина в процессе познания. Истина и заблуждение.
167. Общество как система.
168. Проблемы взаимодействия общества и природы.
169. Человек в Западной и Восточной философских традициях.
170. Судьба и жизненный путь человека. Свобода и необходимость, свобода и ответственность личности.
171. Личность: общая характеристика и типология.
172. Представления о культуре в истории философской мысли.
173. Культура как форма самореализации человека. Массовая и элитарная культура.
174. Культура и цивилизация. Единство и многообразие культур.
175. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
176. Философия и религия. Исторические формы религии. Религия в современном мире.
177. Философия права. Сущность права.
178. Формы существования права.
179. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
180. Соотношение права и морали, права и справедливости, права и закона, права и силы, права и власти.