Повесть Купр Олеся и пр-ма ест чел
Раннее тв-во Вересаева.
В. В. Вересаеву принадлежит видное место среди писателей-реалистов 90—900-х годов, чье творчество формировалось под непосредственным влиянием революционного движения.
Мировоззрение Вересаева, формировавшееся в мрачные годы победоносцевской реакции, оптимистично, однако, по своему звучанию. Его жизнеутверждающий оптимизм находил реальную опору в пролетарском революционном движении, получившем широкий размах в 90-х годах. В произведениях Вересаева проходят образы борцов за свободу, воплощающих его собственные сокровенные мысли, чувства, идейные искания, его незыблемую веру в прекрасное будущее человечества.
Викентий Викентьевич Смидович (псевдоним — Вересаев) родился в Туле в семье врача. Еще будучи студентом историко-филологического отделения Петербургского университета, В проявил острый интерес к социальным проблемам. Чтение революционной литературы, контакт с прогрессивно настроенной студенческой средой, репрессии против студенчества приводят будущего писателя к мысли, что «основное зло всей нашей жизни — самодержавие». На молодого Вересаева оказали влияние идеи революционного народничества. Вера в народ, сознание своей вины перед ним стали его доминирующими чувствами. В этот период он разделяет народнические убеждения о своеобразном пути развития России, которая якобы должна миновать капиталистические формы жизни. Однако народническая вера Вересаева оказалась кратковременной, постепенно он все больше убеждался в бесплодности борьбы народников.
Первые литературные опыты Вересаева относятся еще ко времени его пребывания в гимназии. В 1885 году он печатает лирическое стихотворение «Раздумье», не отличавшееся художественными достоинствами. Следующая творческая попытка относится к 1887 году — это рассказ «Загадка». В 1889 году был опубликован его рассказ «Порыв», в котором писатель касается вопроса взаимосвязи между гражданским долгом и личными интересами.
В 1892 году студент-медик Смидович проходил практику врача на руднике, где была эпидемия холеры. На основе собранного материала им позднее были созданы очерки о Донбассе «Подземное царство» (часть материала вошла в повесть «Без дороги»). Показав своих героев-интеллигентов на фоне отупляющей провинциальной обстановки, В раскрыл процесс перерождения былых поборников освобождения народа, ставших заурядными обывателями. Переезжает в Петербург. Рассказ «Загадка» (1887) Вересаев считал первым своим произведением. Этот небольшой этюд явился программным документом дальнейшей литературной деятельности писателя; его можно рассматривать как результат той борьбы, которую вел с самим собой писатель, как его символ веры.
В 1895 году в народническом журнале «Русское богатство» была напечатана повесть Ве «Без дороги». Это произведение является вехой на литературном пути В, оно — своеобразный итог идейных поисков. Основная мысль этого произведения - прежние пути были изжиты и оказались не ведущими к цели, новых путей не было. В дальнейшем Вересаев окончательно порывает с народничеством; лозунг «счастье в жертве» постепенно заменяется лозунгом «счастье в борьбе». В повести «Без дороги» изображен тот идейный тупик, в который зашло народничество; переживаемый им глубокий кризис олицетворен автором в образе земского врача Чеканова. Человек эпохи 80-х годов, принципиальный и честный, он испытывает острую неудовлетворенность от своего безверия, пессимизма, оторванности от живой жизни и даже подумывает о самоубийстве. Он глубоко разочаровался в проповедях либеральных народников, стремясь к деятельности, полезной народу. При известии о вспышке эпидемии холеры, он, больной туберкулезом, едет в глухую провинцию.
В повести с большой силой изображены картины самоотверженной борьбы Чеканова с разразившимся бедствием. И, тем не менее, Чеканов не смог найти пути к сердцу народа. Устами доктора Чеканова сам автор говорит о «до ужаса глубокой пропасти», которая существовала между народом и интеллигенцией. В повести изображаются мрачные картины невежества, бескультурья и тяжких условий жизни простого народа. На фоне всеобщего огрубения, ожесточения нравов особенно выигрышно выделяется в повести простой русский человек, санитар Степан Бондарев, самоотверженно разделяющий с Чекановым все труды и опасности на эпидемическом фронте и воплощающий лучшие человеческие черты, присущие народу. Заключительные слова произведения содержат авторскую мысль о том, что «нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу». В повести «Без дороги» уже вполне определяется художественная манера Вересаева. Основными чертами ее являются внешняя сдержанность, даже холодность, которая подчеркивает напряженность, горячую эмоциональность подтекста, и публицистичность, когда Вересаев воссоздает имевшие место события. Повесть «Без дороги» привлекла к себе пристальное внимание критиков и читающей публики и получила широкое распространение. Ко времени ее опубликования внутриполитическое положение в царской России значительно изменилось. Реакция 80-х годов сменилась периодом подъема и укрепления революционных сил.
Творческая работа Вересаева в литературе длилась около шестидесяти лет, вплоть до его смерти в 1945 году. За эти годы в России произошли события всемирно-исторического значения. Вересаев пережил три революции и четыре войны: русско-японскую, гражданскую и две войны с Германией. Он отнюдь не был свободен от противоречий и колебаний. Однако кристальная честность, твердое сознание своего долга перед Родиной и народом способствовали тому, что он ни разу не свернул с пути писателя-гражданина, что вся его жизнь была полна неустанными исканиями правды. Сквозь всю свою долгую жизнь писатель пронес веру в прекрасное будущее человека нового, свободного общества.
Вересаев был в числе тех писателей, которые безоговорочно приняли и приветствовали Октябрьскую революцию. Он активно участвовал в строительстве новой, социалистической культуры. За годы Советской власти им был написан ряд художественных произведений как о дореволюционной России, так и о советской действительности (романы «В тупике», «Сестры», «Невыдуманные рассказы о прошлом» и др.). Вересаев много работал и в области советского литературоведения; большой интерес представляют его книги «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни».
В 1943 году за плодотворную деятельность в области художественной литературы В. В. Вересаеву была присуждена Государственная премия I степени.
Повесть Купр Олеся и пр-ма ест чел
Повесть Куприна «Олеся» не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, благородства, истинно женской мудрости! Местные девушки, привыкшие сохранять на своем лице рабски-покорное и запуганное выражение, на фоне лесной «ведьмы» теряют всю свою прелесть и какое бы то ни было очарование. К Олесе невозможно остаться равнодушным, и не удивляет, что главный герой влюбляется в эту прекрасную девушку.
Любовь становится для Олеси смыслом жизни. Она отдается этому поглотившему ее чувству со всей своей страстью, до поры дремавшей в ее душе. И все же Олеся удивительно точно определила собственную роль в жизни Ивана Тимофеевича. Девушка понимает, что у их отношений нет будущего. В дальнейшем любимый может стыдиться необразованной, простой девушки, показавшейся ему сказочной красавицей на фоне леса. Истинная любовь всегда заставляет человека идти на жертвы. Именно это и случилось с Олесей. Она прекрасно знает, как к ней относятся местные жители, злобные и жестокие в своей религиозной фанатичности. Юная девушка и ее бабушка в их сознании тесно связаны с чем-то нечистым, колдовским. И поэтому местные жители уверены, что «ведьме» не место в их обществе.
Деревенские жители не потерпели присутствия «ведьмы» в Божьем храме. Но сделала это Олеся не по своей прихоти, она всего лишь хотела выполнить просьбу своего любимого. Величие души Олеси в том, что она, не задумываясь, жертвует собой, своим благополучием и счастьем. Девушка отказывается от своего счастья во имя другого человека. Может ли оценить Иван Тимофеевич всю глубину нравственного урока, который преподносит ему возлюбленная?
Читателю хочется верить, что чувства, которые Иван Тимофеевич испытывает к Олесе, искренни. Но все-таки любовь не занимает всех его помыслов. Ради Олеси он не отказался бы от привычной жизни, ничем не пожертвовал бы ради нее. Он снисходительно воспринимает ее рассказы о колдовстве, о необыкновенных способностях, которые передаются из поколения в поколение. Но верит ли он в это? Или его привлекает необычность ситуации, сам факт общения с удивительной девушкой, совершенно не похожей ни на избалованных светских дам, ни на приземленных и неинтересных деревенских жительниц?
Олеся ни в чем не винит своего возлюбленного, несмотря на то что отношения с ним и стали первопричиной всех ее бедствий. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира. Ненависть крестьян к Олесе кажется читателю жестокой несправедливостью судьбы. Но на самом деле люди столь глупы и ограниченны в своем неведении, что воспринимают все непонятное как преступление против своего образа жизни и устоявшихся взглядов.
Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени провел со своей возлюбленной, но ее образ останется с ним до конца жизни. Потому что эта простая девушка научила его многому — любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.