Общественное и индивидуальное сознание

До сих пор шла речь о сознании в его прежде всего
общегносеологическом понимании как специфического
свойства высокоорганизованной материи. С этой позиции
оно предстает как социальная форма отражения, интегри-
рующая в себе все его последовательно возникающие в про-
цессе эволюции природы и общества черты: вторичность и
изоморфность в отношении отражаемого (физическое отра-
жение); информационность (физиологическое отражение);
субъективность (психика); идеальность (сознание челове-

ка). Поскольку же человек - существо социальное, то
проблема сознания приобретает еще одно важное измере-
ние - идеологичность.

Сознание индивида и общественное сознание
(группы, класса, нации, человечества в целом) образуют
противоречивое единство. В индивидуальном сознании от-
ражается личностное бытие человека, в общественном -
социальное бытие людей. Сознание индивида формируется
is многообразных общественных отношениях, в его дея-
тельности, в непосредственных усилиях самой личности.
Специфическим качеством и высшим выражением созна-
ния у человека как члена общества является его самосоз-
нание. Оно есть осознание человеком своей собственнцй
практической и духовной деятельности, осмысление сво-
их поступков и отношения к другим людям. Самосозна-
ние развивается в процессе утверждения человека как
личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не вы-
деляет себя как особое "Я", не противопоставляет себя
внешнему миру. Осознание себя - результат многообраз-
ной деятельности человека и общения с другими людьми.
Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовер-
шенствовании, ответственности в социальных действиях
и самокритичности. Самосознание человека приобретает
еще большую значимость при сочетании с его собствен-
ной волей. Воля - это способность сознания направлять
поведение человека. Она определяет целеустремленность
действий человека. Сильная воля - качество, которое,
как и другие особенности человеческой психики, зави-
сит во многом от самой личности, сознательно себя тво-
рящей.

Уникален духовный мир и сознание личности. Но
каждый человек тысячами различных нитей связан с со-
циальными общностями разного уровня. Тем самым ин-
дивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо
личностное и частное восприятие действительности, но
и испытывает общее с другими людьми отношение к
ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обна-
руживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе
не исчерпывается им. В групповом (общественном) созна-
нии возникает новое качество отражения. Для индивида
оно выступает как пестрая совокупность чувств и мыс-
лей, функционирующих в обществе. Многие из них ему

близки, и он воспринимает их как собственные, иные
кажутся неприемлемыми и не всегда понятными
(специализированное сознание). Воздействующее на ин-
дивида общественное сознание может проявляться в раз-
ных его состояниях: социальное чувство, общественное
настроение, общественное мнение, традиции, идеалы,
нормы, теории и др. В том случае, когда интересы какой-
либо группы людей (нации, политической партии, воен-
ного клана, религиозного объединения и т.д.) получают
четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем
дело с идеологией.

Под идеологией понимается совокупность теоретиче-
ски оформленных воззрений, обеспечивающих конкрет-
ному социальному субъекту обоснование своих целей в
сохранении или изменении наличных общественных от-
ношений. Идеология - это сознание, цементирующее
массовые действия и канализирующее их в определенном

направлении.

Идеологию, как правило, вырабатывают теорети-
ки (идеологи), обладающие временем и способностями
для специальных занятий духовной деятельностью и
обоснования потребностей и интересов соответствую-
щей общности людей. В обществе с противоположны-
ми классовыми социальными устремлениями неизбеж-
но возникают взаимоотрицающие друг друга идеологии
(милитаристская и пацифистская, расистская и гумани-
стическая, социалистическая и буржуазная, национа-
листическая и интернациональная, тоталитаристская и
демократическая, религиозная и атеистическая). Идео-
логия оказывается ложным сознанием, "превращенной
формой мышления", если образующие ее идеи возво-
дятся в ранг непререкаемых догм и абстрактных ис-
тин, не допускающих ни малейшей терпимости
(толерантности) по отношению к любой иной системе

взглядов.

В нынешних условиях не так давно часто прихо-
дилось слышать о необходимости "деидеологизации"
общественного сознания. Верно здесь было лишь то,
что требовались коренные изменения в духовных со-
циальных ориентациях массовых дейстн:"! (отказ от
неадекватных реальности теоретических постулатов
классической концепции социализма, акцентирование

приоритета общечеловеческих ценностей и т.д.). Но
эти изменения в содержании общественного сознания
не должны истолковываться как вообще вытеснение
идеологии из его сферы. Ныне происходит по сути дела
коренная "переидеологизация" сознания (его десоциа-
лизация, деатеизация, плюрализация). Вовсе не слу-
чайно суверенные республики (в том числе Россия и
Беларусь) озабочены сейчас выработкой собственной
государственной идеи, идеологии.

Если идеология - социально-ориентированный
теоретический компонент общественного сознания, то
общественная психология является тем его образовани-
ем, которое воспроизводится непосредственно и сти-
хийно в жизни людей как их чувственно-практическое
отражение и переживание социального бытия. Сферу
общественной психологии составляют как динамично
меняющиеся духовные процессы (общественные на-
строения и мнения), так и сравнительно консервативные
феномены сознания (обычаи, традиции, черты нацио-
нального характера). В практике повседневной жизни
людей (в сфере обыденного сознания) элементы идео-
логии и общественной психологии предстают в их не-
дифференцированном единстве как регуляторы много-
аспектной социальной деятельности.

Наряду с общественной психологией и идеологией,
которые можно понимать как разные уровни обществен-
ного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы
общественного сознания различаются по объекту отраже-
ния и социальным функциям. Так, политическое соз-
нание касается сферы классовых, национальных, меж-
государственных отношений. Оно объединяет людей в
борьбе за коренные интересы соответствующей им общ-
ности (класса, партии, государства и пр.). Правосозна-
ние выражает волю общества (класса) по обеспечению
приемлемых для него норм социальной жизни. Нравст-
венное-сознание регулирует поведение человека в отно-
шениях с другими людьми. Свои важные функции выпол-
няют и другие формы общественного сознания - эстетика,
религия, наука, философия.

Многообразие взаимодействующих друг с другом
феноменов сознания, его различных структур, уровней и
состояний образует специфическое качество человеческой

жизни - пространство социальных субъективных реалий,
мир ее духовности.

Мир духовности

В недавнем прошлом понятия "дух", "душа",
"духовность" вспоминались в философской литературе
прежде всего в связи с рассмотрением различных рели-
гиозно-идеалистических учений. В них этой проблема-
тике всегда придавалось первостепенное значение. По
многовековой традиции различают такие эпифеномены
сознания, как "дух" и "душа". У Платона и Аристотеля,
например, дух предстает как перводвигатель космоса и
формообразующее начало. Библейско-христианское уче-
ние истолковывает дух как личностный Абсолют и
личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и че-
ловека. У Гегеля дух есть абсолютное, необходимое
развитие вечной идеи. Он различал "субъективный дух"
(феномен индивидуального сознания), "объективный
дух" (трансформации идеи в социальных реалиях граж-
данской и политической истории человечества) и
"абсолютный дух" (метаморфозы мирового разума в
общественном сознании - искусстве, религии, филосо-
фии). Для H.A. Бердяева само бытие есть жизнь духа,
предшествующая всякой науке, всякому познанию, вся-
кому мышлению; дух есть субъект, жизнь, свобода,
огонь, творческая деятельность; Бог есть дух, он реально
присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой
духовной жизни и в человеческом творчестве.

При всей мистификации сознания (духа) в подоб-
ных религиозно-идеалистических воззрениях верно фик-
сируется его существенная черта - быть определяющим
побуждением человека к активности и преобразователь-
ной деятельности.

Что же касается "души", то представления о ней
возникли еще во времена господства анимизма. Древние
люди трактовали душу как особую силу, обитающую в
теле человека и животного, покидающую его во время
сна или в случае смерти. Широко были распространены
идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндий-
ской мифологии). Аристотелю душа виделась как актив-
ная целесообразная сила ("форма") живого тела, неотде-

лимая от него. В религии душа человека понимается как
созданное Богом неповторимое бессмертное духовное
начало. Для Р. Декарта душа есть самосознание челове-
ка, его внутренний мир, а Г. Лейбниц ее рассматривает
как замкнутую в себе субстанциальную монаду. Гегель
истолковывал душу как "непосредственный" или "при-
родный дух", как первичную форму субъективного духа.
В русской религиозной философии получила призна-
ние интерпретация души как "Софии", как вселенской
идеальной реальности, собранной воедино любовью
Бога и озаренной красотой святого духа. "В отношении
к твари, - писал П.А. Флоренский, - София есть ангел-
хранитель твари, идеальная личность мира. Образую-
щий разум в отношении к твари, она - образуемое содер-
жание Бога-разума, "психическое содержание" его..."
(55. С.326). Это акцентирование "психического" (или
природного, по Гегелю) компонента разума представляет-
ся весьма существенным для раскрытия вопроса, что
такое душа.

В отличие от идеализма, наделяющего "дух" и
"душу" сверхприродными качествами (абсолютности,
вечности, бессмертности, космического творения и т.д.),
материалистическая философия всегда стремилась объ-
яснить духовный мир личности естественными причи-
нами. Вместе с тем это не должно означать неприятия
самого различения "духа" и "души" как особых аспектов
сознания. Понятия духа и души имеют не только значе-
ние, приданное им в религиозно-философских учениях,
но они обладают и вполне научным рациональным
смыслом.

Дух как выражение прежде всего ценностных
структур сознания есть высшее средоточие интеллекту-
альных сил, воли и эмоций человека в его социальных
действиях. Душа же - это нравственно-психологическая
сторона сознания человека, характеризующая сопережи-
вание им межличностных отношений и человеческих
действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее,
душа выражает их во внутренних чувствах. В своем син-
тезе дух и душа как взаимодополняющие друг друга со-
ставляющие сознания человека и образуют феномен его
духовности.

В зависимости от доминанты внутренней жизни
людей могут быть выделены различные типы духовности:
эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эс-
тетического удовольствия), моральный (акцентирование
идеи добра и чувства справедливости), сциентистский
(установка на идею знания и чувство реальности), рели-
гиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), фило-
софско-гуманистический (признание идеи человека как
высшей ценности и чувство целостного мировосприятия).
Несмотря на ценностные различия отмеченных типов
духовности, всем им свойственны высокие качества любви
к ближнему, милосердия, доброты, ответственности перед
другими людьми, верности идеям и идеалам, сострадания,
терпимости, чувства собственного достоинства, долга, со-
вести, чести, свободы, искренности, жалости и др. Без
такого рода эмоций и идей невозможен социум, совмест-
ная человеческая жизнь.

Напротив, проявлениями бездуховности будут ци-
. низм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нрав-
ственная непросветленность эмоций, рабская зависимость
человека от низменных вожделений и примитивных вле-
чений, общественная неразвитость чувствований, нетер-
пимость к инакомыслию, агрессивность поведения, нена-
висть, злобность, жестокость и т.п.

О содержании и ценностных аспектах обществен-
ного сознания в последующем изложении будет сказано

подробнее.

Здесь же отметим, что дальнейшее осмысление про-
блемы сознания углубляется обращением к рассмотрению
ее гносеологического аспекта. Ведь поскольку важнейшей
характеристикой сознания является знание (со-знание -
совместное с другими людьми знание человека), то воз-
никает необходимость выяснить вопрос, как осуществляет-
ся процесс познания действительности. В данной связи
уместно напомнить, что знаменитая формула Р. Декарта
"Cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) исхо-
дит из латинского выражения "cogitare" (мыслить), возник-
шего из слов cum agito, что означает "совместно действо-
вать". Показательно, что в языке выражена социальная суть
сознания - его функция обеспечения человеческой дея-
тельности.

Наши рекомендации