Естественнонаучная и гуманитарная культура
Культура – это система знаний, ценностей и норм, с помощью которых люди взаимодействуют друг с другом.Она охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Английский историк и писатель Чарльз Сноу разделил культуру на две части: научно-техническую и художественно-гуманитарную. Он утверждал, что между представителями этих двух культур отсутствует взаимопонимание и многие негативные явления, происходящие в обществе, связаны с названным разделением. На самом деле у людей преобладает та или иная часть культуры. У таких людей происходит девальвация (обесценивание) нравственных норм и духовных ценностей. Они видят реальность фрагментарно и не в состоянии правильно реагировать на природные и социальные катаклизмы(внезапные бедствия), такие как экологический кризис или экономическая нестабильность. Такие люди не могут комплексно решать проблемы.
Бытует мнение, что гуманитарная культура является полноценной и основной культурой. Однако, в настоящее время, науки о Природе достигли таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы человеческого мышления и духовный мир человека. Следовательно, естественнонаучная культура стала полноправной частью единой общечеловеческой культуры. Таким образом, естественнонаучная и гуманитарная культуры представляют собой единое целое. Они неразрывно связаны между собой в материальных и духовных отношениях в системе "Человек-Общество-Природа".
Культура делится на материальную и духовную. Элементы материальной культуры - это строения, транспорт, производственные и торговые предприятия, одежда, бытовая техника и др., которые являются показателями уровня развития общества, определяющими цивилизацию государств и этносов.
Духовный мир делится на три части: науку, искусство и религию. Религиозные знания связаны с понятием веры. Религиозные люди считают, что «в это я верю и не нуждаюсь в доказательствах». Искусство отражает реальность в художественных образах, оно связано со словами «я чувствую». Наука - это объективный способ познания мира, т.к. он доступен экспериментальной проверке. Наука исключает из себя всё то, что не может подвергаться экспериментальной проверке.
Часто ненаучные «остроумные» утверждения приобретают авторитет «научности». Иногда это используют недобросовестные люди с целью получения выгод политического, идеологического или материального характера.
Науку делят на естественную и гуманитарную, соответственно культуру делят на естественнонаучную и гуманитарную. Естественнонаучная культура - это система знаний о природе, а гуманитарная - это система знаний о человеке и человеческом обществе.
Естественнонаучная культура основывается на знаниях естественных наук: физики, химии, биологии, геологии и др. Например геология, геохимия, геофизика, география и др. исследуют Землю и вещества Земли. Биологические науки исследуют живую природу от протобионтов до биосферы.
Гуманитарная культура основывается на знаниях истории, религии, философии, искусствоведения, филологии, юриспруденции и других наук.
Основные различия между естественными и гуманитарными науками таковы:
1.Объекты исследования. Естественные науки изучают более простые объекты и явления природы, а гуманитарные науки изучают самые сложные объекты: человека и человеческое общество. Естествознание ориентировано на нахождение общего закона, а гуманитарные науки ориентированы на выявление особых и уникальных явлений.
2. Объяснение и понимание. В естествознании на основе принципов, законов и теории объясняются отдельные факты и явления природы. В гуманитарных науках нельзя подвести уникальные и неповторимые явления под единую теорию. Поэтому вместо объяснения применяется метод понимания. Понимание это интерпретация или толкование смысла явлений или событий, понимание целей, намерений или мотивов в деятельности людей.
Понимание реализуется двумя путями: психологическим и теоретическим. Психологическое понимание – это стремление одного человека к переживанию чувств или настроений другого. Например, литератор, искусствовед и т.д. проникают в духовный мир другого человека. Теоретическое понимание– это интерпретация или истолкование определённых фактов или событий. Таким образом, объяснение сводится к логическому выводу, а понимание – к интерпретации.
Научное познание
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.
Эпистемология —это учение о научном познании.
Особенности научного познания:
Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.
Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.
В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.
В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Уровни научного познания:
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.
Формы научного познания:
научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.
Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.
Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.
Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.
Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.
Доказательство — это подтверждение гипотезы.
Виды доказательства:
• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.
Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.
Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.
Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.
Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований.Парадигму
можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.
Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.
Методы научного познания:
Метод (от греч. Metodos — путь к чему-либо) — это способ деятельности в любой ее форме.
В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.
Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.
Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:
Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).
Второе основание. По функциональному назначению выделяют:
а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);
б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);
в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).
Третье основание — это степень общности. Здесь методы подразделяются на:
а) философские методы (диалектический, формально — логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);
б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;
в) специальные методы.
Некоторые методы научного познания:
Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.
Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.
Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.
Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.
Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.
Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
• метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;
• метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;
• метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго;
• метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления.
Общечеловеческие приемы мышления:
— Сравнение — установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);
— Анализ — мысленное расчленение предмета, как целого
(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);
— Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном — виртуальном);
— Абстрагирование — выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);
— Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге — к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);
— Дедукция — движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);
— Моделирование — построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);
— Аналогия — вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);
— Обобщение — объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).
Наука:
— это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию.
Научные комплексы:
а)Естествознание — это система дисциплин, объектом которых является природа, то есть часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.
б)Обществознание — это система наук об обществе, то есть части бытия, постоянно воссоздающейся в деятельности людей. Обществознание включает в себя социальные науки (социологию, экономическую теорию, демографию, историю и т. д.) и гуманитарные науки, изучающие ценности общества (этика, эстетика, религиоведение, философия, юридические науки и т. п.)
в)Технические науки — это науки, которые изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических систем.
г)Антропологические науки — это совокупность наук о человеке во всей его целостности: физическая антропология, философская антропология, медицина, педагогика, психология и т. д.
Кроме того, науки делятся на фундаментальные, теоретические и прикладные, имеющие непосредственную связь с производственной практикой.
Критерии научности: универсальность, систематизированность, относительная непротиворечивость, относительная простота (хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов), объяснительный потенциал, наличие предсказательной силы, полнота для данного уровня познания.
Научная истина характеризуется объективностью, доказательностью, системностью (упорядоченностью на основе определенных принципов), проверяемостью.
Модели развития науки:
теория размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, утверждающая хаотичность возникновения концепций, парадигма Т. Куна, конвенциализм А. Пуанкаре, психофизика Э. Маха, личностное знание М. Полани, эволюционная эпистемология С. Тулмина, научно- исследовательская программа И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона.
К. Поппер, рассматривая знание в двух аспектах: статике и динамике, разработал концепцию роста научного знания. По его мнению,рост научного знания — это повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена лучшими и более совершенными. От этого подхода радикально отличается позиция Т. Куна. Его модель включает в себя два основных этапа: этап «нормальной науки» (господство той или иной парадигмы) и этап «научной революции» (распад старой парадигмы и утверждение новой).
Глобальная научная революция — это смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки.
В рамках классического естествознания выделяются две революции. Первая связана со становлением классического естествознания XVII в. Вторая революция относится к концу XVIII — началу XIX в. и знаменует переход к дисциплинарно организованной науке.Третья глобальная научная революция охватывает период с конца XIX до середины ХХ в. и связана со становлением неклассического естествознания. В конце XX — начале XXI в. в основаниях науки происходят новые радикальные изменения, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную революцию. В ходе нее рождается новая постнеклассическая наука.
Три революции (из четырех) привели к утверждению новых типов научной рациональности:
1. Классический тип научной рациональности (XVIII–XIX вв.). В это время утвердились следующие представления на науку: появилась ценность объективного универсального истинного знания, наука рассматривалась как надежное и абсолютно рациональное предприятие, с помощью которого можно решить все проблемы человечества, высшим достижением считалось естественно-научное знание, объект и субъект научных исследований представлялись в жестком гносеологическом противостоянии, объяснение интерпретировалось как поиск механических причин и субстанций. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы динамического типа.
2. Неклассический тип научной рациональности (ХХ в.). Его черты: сосуществование альтернативных концепций, усложнение научных представлений о мире, допущение вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений, опора на неустранимое присутствие субъекта в изучаемых процессах, допущение отсутствия однозначной связи теории и реальности; наука начинает определять развитие техники.
3. Постнеклассический тип научной рациональности (конец ХХ — начало XXI в.). Для него характерны понимание крайней сложности исследуемых процессов, появление ценностного ракурса исследования проблем, высокая степень использования междисциплинарных подходов.
Наука и общество:
Наука тесно взаимосвязана с развитием общества. Это проявляется в первую очередь в том, что она, в конечном счете, детерминирована, обусловлена общественной практикой и ее потребностями. Однако с каждым десятилетием возрастает и обратное влияние науки на общество. Все более крепнет связь и взаимодействие науки, техники и производства — наука превращается в непосредственную производительную силу общества. В чем это проявляется?
Во-первых, наука сейчас обгоняет развитие техники, становится ведущей силой прогресса материального производства.
Во-вторых, наука пронизывает все сферы общественной жизни.
В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, развитие его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок его целостного развития.
В-четвертых, развитие науки приводит к появлению паранаучного знания. Это собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Концепции, наиболее часто относимые к паранауке: устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки; народная медицина и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения; спортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой.
Подходы к оценке роли науки в современном мире.Первый подход — сциентизм утверждает, что с помощью естественно-технического научного знания можно решить все общественные проблемы
Второй подход — антисциентизм, исходя из негативных последствий НТР, отвергает науку и технику, считая их силами враждебными подлинной сущности человека. Общественно- историческая практика свидетельствует, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать ее.
Функции современной науки:
1. Познавательная;
2. Культурно-мировоззренческая (обеспечение общества научным мировоззрением);
3. Функция непосредственной производительной силы;
4. Функция социальной силы (научные знания и методы широко используются при решении всех проблем общества).
Закономерности развития науки: преемственность, сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научных дисциплин, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современного научного познания, чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» (научные революции) законов и принципов.
Формирование современной НКМ, во многом, связано с открытиями в квантовой физике.
Наука и техника
Техника в широком смысле слова — это артефакт, то есть все искусственно созданное. Артефакты бывают: материальные и идеальные.
Техника в узком смысле слова — это совокупность вещественно- энергетических и информационных устройств и средств, созданных обществом для осуществления своей деятельности.
Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала.
М. Xайдеггер считал, что техника — это способ бытия человека, способ его саморегуляции. Ю. Xабермас полагал, что техника объединяет все «вещное», противостоящее миру идей. О. Тоффлер обосновал волнообразный характер развития техники и его влияние на общество.
Способом проявления техники является технология. Если то чем человек воздействует — это техника, то как воздействует — этотехнология.
Техносфера — это особая часть оболочки Земли, представляющая собой синтез искусственного и естественного, созданная обществом для удовлетворения своих потребностей.
Классификация техники:
По видам деятельности выделяют: материально-производственную, транспорта и связи, научных исследований, процесса обучения, медицинскую, спортивную, бытовую, военную.
По типу используемого природного процесса бывает техника механическая, электронная, ядерная, лазерная и прочая.
По уровню структурной сложности возникли следующие исторические формы техники: орудия (ручного труда, умственного труда и жизнедеятельности человека), машины и автоматы. Последовательность этих форм техники, в целом, соответствует историческим этапам развития самой техники.
4. Естествознание – предмет, цели, структура
концепции современного естествознания
Концепции – суть, основные представления
современное – всё, что накопило человечество в области естественных наук за время своего существования;
естествознание – 1) это наука о природе как единой целостности;
2) это совокупность наук о природе, взятой как единое целое.
Задачи курса КСЕ:
1 – Выявить скрытые связи, которые создают органическое единство физических, химических и биологических явлений.
2 – Глубже и точнее понять сами эти явления, в известной степени, по-новому освоить физику, химию и биологию.
Цель курса КСЕ:
Формирование у студентов научного мировоззрения, повышение общего кругозора и культуры мышления.
Предмет естествознания:
- различные формы движения материи в природе;
- лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;
- основные формы всякого бытия – пространство и время;
- закономерная связь явлений природы, как общего, так и специфического характера.
Цели естествознания:
- находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
- раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая , или непосредственная, цель – это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель – содействовать практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.