ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. 1. Соотношение понятий «философия» и « мировоззрение»
итоговые
Вариант 1
1. Соотношение понятий «философия» и « мировоззрение».
2. Какова главная идея философии европейского Возрождения.
3. В чем суть связи материи и субстанции.
4. Что такое индетерминизм.
5. Что такое субъективный идеализм.
6. Каков смысл объективного идеализма.
7. Что такое аксиология.
8. Что есть антикультура.
9. Что называется в философии историческим процессом.
10. В чем суть исторического прогресса.
Варианты ответов:
1. а/ философия и мировоззрение одно и тоже.
б/ философия и мировоззрения не связаны никак.
в/ философия является сутью мировоззрения.
2. а/ главной идеей философии европейского Возрождения является идея Бога.
б/ главной идеей выступает идея человека.
в/ главной идеей философии Возрождения выступает идея Бога, который есть только потому, что есть конкретный человек.
3. а/ материя и субстанция – одно и тоже.
б/ материя и субстанция абсолютно разные вещи.
в/ понятие материи является основополагающим в рассмотрении сущности субстанции.
4. а/ индетерминизм – теория неопределенностей.
б/ индетерминизм – есть отрицание детерминизма.
в/ индетерминизм есть уточнение сущности причинности.
5. а/ субъективный идеализм – это первопричинность Бога.
б/ субъективный идеализм – это первичность человеческой души, сознания.
в/ субъективный идеализм – это крайний субъективизм.
6. а/ объективный идеализм – это признание смысла везде и во всем, при этом он (смысл) предопределяет все: «Вначале было Слово…».
б/ объективный идеализм – это объективность идеализма.
в/ объективный идеализм значит, что идеализм имеет объективный характер.
7. а/ аксиология – это философская наука о бытии.
б/ аксиология – это философская наука о ценностях.
в/ аксиология – это теория личности.
8. а/ антикультура – это то, что создано человеком, но разрушает человеческий мир.
б/ антикультура – способ существования культуры.
в/ антикультура – это современная культура.
9. а/ исторический процесс – это хронологически исчисляемое время существования человечества.
б/ исторический процесс – это только понятие, в реальном мире нет аналога этого понятия.
в/ исторический процесс – есть некие закономерности изменяющейся жизни человеческого общества, выявленные людьми. Он есть и процесс, и результат.
10. а/ исторический прогресс – это развитие общества вперед.
б/ исторический прогресс – это характеристика изменяющейся жизни человека и общества от простого к сложному.
в/ исторический прогресс – это выдумки оптимистов.
Вариант 2
1. Каково соотношение философии и науки?
2. Можно ли назвать философию искусством?
3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?
4. Обладает ли философия практической действенностью?
5. Перечислите исторические эпохи европейской философии.
6. Назовите главный философский интерес греческой натурфилософии.
7. Каков главный философский интерес в Новейшее время (ХХ – ХХ1 вв.)?
8. Как трактуется в философии ХХ века вопрос «Что такое человек?»
9. Как трактуется современной философией общество.
10. В чем суть философского понимания природы?
Варианты ответов:
1. а/ философия и наука – две противоположные формы постижения человеком реальности.
б/ философия есть наука, их противопоставление бессмысленно.
в/ философия может существовать только в союзе с наукой, как впрочем, и наука с философией.
г/ предложите Ваш вариант ответа.
2. а/ философия и искусство – две самостоятельно существующие формы духовного освоения мира.
б/ философия – это искусство мыслить по-особенному не так как в науке.
в/ философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, выявляя тем самым гуманистическую функцию философии.
г/ предложите Ваш вариант ответа.
3. а/ философия и религия, несопоставимые явления, как и понятия их отражающие.
б/ философия уступает религии в нравственном отношении, т.к. религиозные догматы, в которых отражены нравственные требования к человеку фундируются верой, иррациональностью, а философия – знание.
в/ философия есть практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено в ее этической функции.
г/ предложите Ваш вариант ответа.
4. а/ философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели.
б/ философия – это интеллектуальное занятие, рафинированная область знаний и деятельности. Она – удел избранных.
в/ вопрос не имеет смысла.
г/ предложите Ваш вариант ответа.
5. а/ доисторическая эпоха, христианская эпоха, современность
б/ Античность, Средние века, Новое время, Новейшее время.
в/ разные авторы обосновывают собственную периодизацию истории европейской философии.
г/ предложите Ваш вариант ответа.
6. а/ материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
б/ атомы и пустота (Левкипп, Демокрит и др.).
в/ числа (Пифагор и др.)
г/ предложите Ваш вариант ответа.
7. а/ «работа» сознания с феноменами.
б/ бытие человека в мире, поиск сущего.
в/ логический анализ языка, употребление языка.
г/ деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм.
8. а/ существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания.
б/ существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее).
в/ существо, границей которого, его подлинной природой является язык.
г/ существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного.
д/ существо, в котором бессознательное господствует над сознательным
е/ предложите Ваш вариант ответа.
9. а/ общество – это система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)
б/ общество – это коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)
в/ продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).
г/ предложите Ваш вариант ответа.
10. а/ природа – это стихия, благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).
б/ природа – это мир переживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу.
в/ природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека.
г/ природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.
д/ предложите Ваш вариант ответа.