Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.

Цель и задачи дисциплины

Цель занятий по философии права – сформировать у учащихся юридическое мировоззрение, правовое сознание и правовую культуру, способность политико-правового анализа, умение разбираться в государственно-правовых явлениях.

Основными задачами учебного курса являются:

1. Знакомство с понятийно-категориальным аппаратом философии права как основы юридического мировоззрения.

2. Формирование юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры.

3. Овладение более углубленными знаниями о государстве и праве, о их сути и социальной природе.

4. Становление у будущего юриста способности оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения.

Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.

В результате изучения философии права обучающиеся должны:

- иметь представление об основных категориях и понятиях философии права;

- знать основные подходы к пониманию феноменов «государство» и «право», основные закономерности функционирования правовых явлений;

- уметь реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и навыки.

Организационно-методические указания сводятся к тому, что процесс овладения данной дисциплиной должен осуществляться систематически, в следующем определенном порядке.

Изучение конкретной темы обычно начинается с прослушивания и последующего усвоения лекционного материала. В ходе лекции учащийся имеет возможность, задавая вопросы, уточнить наиболее сложные аспекты освещаемой проблемы. На лекции, как правило, синтезируется самый важный, интересный и новый материал по рассматриваемой теме, в том числе недоступный учащимся. Курсант или слушатель должен внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать это главное в виде конспекта. Дословное конспектирование лекционного материала невозможно. Поэтому нужно выработать умение выделять главное и отражать его в конспекте в виде четких, более кратких по сравнению с речью лектора выражений. Скорость конспектирования можно увеличить за счет использования понятных и легко воспроизводимых в дальнейшем собственных сокращений. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради, обязательно проставляя дату, тему лекции и рассматриваемые вопросы. В тетради рекомендуется оставлять широкие поля, чтобы в ходе изучения лекционного материала можно было его уточнить, исправить или дополнить.

Следующей аудиторной формой вузовского учебного занятия является семинарское (практическое) занятие. Данное занятие позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями по поставленным вопросам, выяснить не до конца понятные моменты, а также связать теоретические положения с практикой. Цель семинарских (практических) занятий по философии права – сформировать у курсантов юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры, способность оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения, умение разбираться в государственно-правовых явлениях, закрепить и углубить полученные знания. Семинар (практическое занятие), как правило, следует за лекцией. Однако необходимо обращать внимание на самостоятельную работу курсантов, направленную как непосредственно на закрепление лекционных знаний, так и на подготовку к семинарскому (практическому) занятию.

Слушателям заочной формы обучения особое внимание необходимо обращать на самостоятельную работу. Самостоятельная работа позволяет не только усвоить обязательный материал по конкретной теме, изложенный в ходе лекции, а также содержащийся в рекомендованных учебниках и пособиях, но и углубить, расширить полученные знания в ходе работы с дополнительной научной литературой по соответствующей проблематике.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем
1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины.  
2. Генезис и эволюция философии права.  
3. Категориальный аппарат философии права.  
4. Правовые идеалы и ценности.  
5. Типология правопонимания.  
6. Государство, общество, личность: философско-правовые аспекты соотношения.  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации